Александр Новиков: «Нет доверия между партнерами — нет бизнеса»

Автодилер о разных концернах, интернете и власти
Из личного архива героя публикации | «Нет доверия между партнерами — нет бизнеса»
Из личного архива героя публикации

В последние годы Александру Новикову, занимающемуся различными видами бизнеса, удовольствие приносит автодилерский сегмент. Однажды начав свое автошествие с Nissan, он уже не может остановиться, продолжая путь уже с Mitsubishi. 

— Александр Михайлович, почему именно автомобильный бизнес?

— Мне хотелось заняться чем-то, где можно повышать свой бизнес-уровень, а качество менеджмента автопроизводителей известно всему миру. Плюс рынок сам по себе очень интересный: здесь конкурируют транснациональные корпорации, скорость принятия решения которых просто сумаcшедшая. Да, сейчас я работаю в условиях огромной нагрузки, постоянно ощущая груз ответственности за количество и качество выполняемой работы. Но это стоило того.

Начиналось все примерно пять лет назад: вместе с партнерами мы задались целью открыть официальный дилерский центр одного из автомобильных брэндов, на тот момент салонов было еще не много. Так появился «Авторитет-Авто», официальный дилер «Ниссан». А в 2012-м мне поступило предложение от моего друга Игоря Марюхина, владельца автомобильного холдинга «Автомир» и дилерского центра Mitsubishi в Хабаровске, о сотрудничестве с этой японской корпорацией. Я согласился, подумав два дня. Ранее я рассматривал вариант с Land Rover. Но когда мне объяснили, что, к примеру, при поломке дисплея ждать новый придется минимум шесть месяцев, я отказался от идеи. К тому же автомобиль за 6,5 млн рублей в крае может позволить себе только ограниченное число населения, а дилерские условия между тем тяжелые.

— Почему «Рольф Импорт» пошел на смену дилера в Приморском крае?

— После анализа ситуации выяснилось, что прежний дилер по некоторым параметрам не соответствовал новым требованиям. В частности, не было достаточно просторного шоу-рума, удобного сервиса и обслуживания автомобилей, а также полноценного места для тест-драйва. Самое главное — шоу-рум и сервис находились в разных районах Владивостока. Очень низким был и уровень продаж автомобилей. Если, допустим, взять продажу автомобилей марки Nissan в Приморском и Хабаровском краях, то показатели будут отличаться на одну-две единицы. У Mitsubishi же разница была едва ли не трехкратная. «Рольф Импорт» начал искать другого партнера.

— Однако «Рольф Импорт» не собирается полностью разрывать отношения с прежним дилером «Пасифик Авто», бизнес этой компании планируют перевести в Находку.

— Это решение «Рольф Импорт». В любом случае, это нам не помешает. В рамках дилерского соглашения они смогут реализовывать автомобили в Находке. Мы же расположены в таком месте, куда добраться можно за считанные часы из любого города края.

Нет доверия — нет бизнеса

— Как строится работа по управлению компании между вами и Игорем Марюхиным?

— Вопросы решаются очень быстро. Вообще у нас полное взаимопонимание и доверие. Это очень важно. Нет доверия между партнерами — нет бизнеса.

— Насколько в управление вмешивается «Рольф Импорт»?

— Назвать это вмешательством нельзя. Просто каждый шаг регламентирован дилерским соглашением. А это увесистая тетрадь объемом 121 страница. В ней прописано, чем должен заниматься работник и какова его доля ответственности.

Нам дают самостоятельность в принятии решения, но, как правило, требуется согласование, и не для того, чтобы лишить этой самостоятельности. Компания единая, соответственно, должны быть единые стандарты ведения бизнеса. При этом для «Рольф Импорт» Дальний Восток — перспективный регион.

Сегодня мы занимаем всего лишь 3% в доле российского рынка. Есть куда расти. Поэтому специально для нашего края была изменена схема логистики по поставке автомобилей. Если западная часть страны получает автомобили через Финляндию, то Приморье — через порт Зарубино.

— Это касается всех марок ММС?

— Не всех. Outlander, к примеру, только-только начали производить в Калуге, их доставка будет осуществляться по железной дороге. А пока доставка данного кроссовера в Приморье идет напрямую из Японии. Сборка другого кроссовера — ASX — происходит в США. Однако отработанной схемы логистики между Америкой и Приморьем не существует. Приходится ASX доставлять через Финляндию.

— Сложно было перейти из Nissan’а в Mitsubishi?

— В Mitsubishi отношения выстроены более демократичнее. Мне, как руководителю, теперь даже проще согласовать какие-то решения.

— Это несмотря на то, что бизнес по дистрибуции автомобилей Mitsubishi в России недавно перешел под контроль японской корпорации? А японский менеджмент известен своей скрупулезностью.

— Контрольный пакет «Рольф Импорт» на 60% принадлежит Mitsubishi, и там не скрывают свое намерение нарастить его до 80%. Как это повлияет на «Автомир Приморье»? Влияние японского менеджмента будет усиливаться и будут внесены некоторые критерии, повышающие качество как продаж, так и услуг. Потому что для Японии, наверное, не существует мелочей.

Укрепиться на рынке

— Российский авторынок по итогам четырех месяцев 2013-го впервые показал отрицательную динамику за последние три года. Среди причин падения специалисты называют чрезмерно высокие ставки кредитования и стоимость владения автомобилем. Не станет ли это тормозом в развитии и «Автомир Приморье»?
— «Рольф Импорт» работает с шестью банками, каждый из них предлагает выгодные ставки и специальные программы на покупку Mitsubishi. Самая минимальная ставка у нас сейчас равняется 0,9%. При этом компенсацию разницы между этой ставкой и рыночной берут на себя «Рольф Импорт» и его представитель, в данном случае «Автомир Приморье».

— То есть вы демпингуете?

— Стоит цель увеличить долю рынка, а главная задача — укрепить позиции Mitsubishi в десятке самых продаваемых автомобильных брэндов в стране. А демпинг используют многие компании. Hyundai Solaris продавался за 500 тыс. рублей и меньше. Сейчас же и за 650 тыс. рублей не приобретешь этот автомобиль.

— Говорят, присутствовать и развиваться на владивостокском рынке можно только при нормальном финансовом обеспечении?

— Это так. Мы построили дилерский центр, инвестировали существенные средства. Еще необходимы средства в маркетинг. Если дилер не может себе позволить трату 0,8% от прибыли на маркетинг, произойдет провал в продажах. Кроме этого, все автомобили дилеру приходят по факторингу. Если он не демонстрирует высоких продаж, то ему приходится автомобили выкупать у дистрибутора. И здесь без банковских кредитов уже не обойтись.

Вообще автодилерский бизнес не самый рентабельный. Одни автомобили выставлены на продажу с минимальной маржой, другие — по себестоимости. Многие компании зарабатывают на продаже подержанных автомобилей, ну а львиную долю прибыли приносит все-таки сервис.

— За какой период вы рассчитываете окупить вложенные в строительство дилерского центра средства?

— Это сложно сказать. Ведь сегодня в России все стабильно, а завтра может наступить кризис. Продажи некоторых автопроизводителей в России упали катастрофически, хотя все ожидали роста. Будем оптимистами и поверим, что в течение 10 лет вернем инвестиции. При этом хочется продавать 100 автомобилей в месяц. Это возможно, но через определенный промежуток времени. Какой? Пока не скажу. Для начала «Автомир Приморье» следует укрепиться на приморском рынке. Думаем на старте ежемесячные продажи будут составлять 50-60 автомобилей.

— А в Хабаровске сколько продается?

— План Хабаровска на 2013 г. — продать не менее 1,1 тыс. авто. «Автомир Приморье» пока что новый участник, жесткого плана нам не давали. Но думаю, что более 500 автомобилей мы будем обязаны реализовать до конца текущего года.

Чтобы каждый был доволен

— Наверное, 90% покупателей новых машин обращаются за информацией в интернет, причем важнее всего для них не ресурсы самих производителей и дилеров, а мнения пользователей всемирной сети. Интернет вам друг или нет?

— Однозначно, друг. То, что пишется во всемирной сети, достойно изучения. Другое дело, что в каждом регионе ситуация разная. Допустим, в Хабаровске больше внимания уделяется наружной рекламе и этим обеспечивается приток покупателей. В Приморском крае потребители изучают интернет, форумы, еще и созваниваются друг с другом. Вопрос в том, что это не может давать стопроцентного повода для покупки или отказа: вы ведь не знаете, кто пишет на самом деле. В связи с этим мы будем строить работу так, чтобы каждый клиент был доволен и потом рассказал об этом своему соседу — и он тоже пришел к нам.

— Что для вас успех и каковы его основные составляющие?

— Успех — это признание. Достигнуть его можно упорством, трудолюбием и везением. Ну а самое главное — должны быть хорошие «учителя» или наставник, а также надежные партнеры. Мне повезло, объяснили, как работают механизмы бизнеса.

— Вы согласны с утверждением, что, не входя в контакт с властью, можно развивать бизнес только до определенного уровня?

— Согласен, со всеми структурами власти надо находить общий язык. Если конфликтовать с ними, ничего хорошего никакому бизнесу не светит.

 

Егор БАТАЛОВ

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ