Владимир Непорожний: «Самое сложное — создать коллектив, способный работать как единый сложный механизм»

Руководитель театра опер и балета о коллективе, репертуаре и финансах
Из личного архива героя публикации | «Самое сложное — создать коллектив, способный работать как единый сложный механизм»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Владимир Непорожний, 41 год.
Генеральный директор Краевого государственного автономного учреждения культуры «Приморский театр оперы и балета».
Родился в Москве.
Выпускник Московского академического хореографического училища (1981-1991). Сразу после окончания училища принят в труппу Большого театра. Лауреат второй премии международного конкурса Prix de Luxembourg (1995). Удостоен звания «Заслуженный артист Российской Федерации» (2003). В его репертуаре такие известные постановки и ведущие партии, как Принц Зигфрид в «Лебедином озере», Феб в «Соборе Парижской Богоматери», Деметрий в «Сне в летнюю ночь», Герой в «Предзнаменованиях», Коста де Борегар в «Пламени Парижа», причем в последних трех постановках был первым исполнителем.
Любимая роль: герой балета «Спартак» — римский полководец Красс. Будучи премьер-солистом Большого театра, поступил на юридический факультет МГУ им. Ломоносова и окончил его в 2010 г.

Прежде чем возглавить Приморский театр оперы и балета, Владимир Непорожний 20 лет танцевал в Большом театре и учился на юрфаке МГУ. По его словам, переезд во Владивосток на столь ответственную должность — это определенная ступень в карьере, предполагающая много интересных задач.

— Для меня наступил совершенно новый этап в жизни. Театр оперы и балета в России, который открывается с нуля, — редкое явление, такое происходит раз в 60 лет. Я человек наполовину творческий и теперь смогу применить на практике как знания, полученные в МГУ, так и многолетний опыт сцены Большого театра.

— Как будет происходить формирование театра оперы и балета в качестве нового очага культуры? За счет чего вообще, на ваш взгляд, в подобном месте создается особая атмосфера?

— За счет качества постановок. Это то, что в первую очередь вызывает интерес зрителей. Постепенно публика привыкнет, и ей будет комфортно. Ведь когда вы приезжаете на новое место в новый город или квартиру, у вас поначалу нет ощущения уюта и комфорта. Оно появляется со временем. И это ощущение зритель создает себе сам.

Сейчас проводится отбор артистов. Самое сложное — создать коллектив, способный работать как единый сложный механизм. Представьте, мы наберем в балетную труппу 50 человек из разных городов, которые должны объединиться на одной сцене. То же самое можно сказать об оркестре.

Балетная труппа полностью будет состоять из приезжих, поскольку балета в Приморье никогда не было. Насколько мне известно, ряд артистов балета, которые сейчас работают в разных городах страны, родом из Владивостока. Некоторые из них уже оповестили нас о том, что хотят работать в Приморском театре оперы и балета. Выходит, мы будем возвращать кадры на Дальний Восток. Планируем давать спектакли своими силами. Разумеется, у нас будут и гастрольные труппы, и отдельные «звезды». На этом принципе работают все театры.

— Вы рассчитываете только на классические постановки?

— Мы с художественным руководителем театра считаем, что приучать людей к культуре и прививать им вкус нужно начиная с классических образцов. Кроме того, мы хотим, чтобы это была именно русская опера и русский балет. Наш первый премьерный спектакль — опера «Евгений Онегин». Репетиции начались. Далее приступим к проекту «Лебединое озеро».

Рука к пистолету не тянется

— В одной немецкой пьесе есть фраза, которую ошибочно приписывают Геббельсу: «При слове «культура» моя рука тянется к пистолету». Она произносится героем из-за мальчика, который замерз насмерть возле входа в театр, но никто не обратил на него внимания, люди проходили мимо, увлеченные беседой на тему того, что великая немецкая культура бессмертна, а значит, и страна непобедима. Кстати, автор той пьесы сам руководил Прусским государственным театром... А как вы думаете, не лучше ли было потратить миллиарды на улучшение состояния приморских больниц, например?

— Я могу понять, что в нашей стране полно сложностей не только в области культуры, они есть в здравоохранении, ЖКХ и т.д. Их тоже надо решать. Определенные средства направляются и в другие сферы жизни, но одно не должно мешать другому. 

Неправильно говорить, что лучше бы вложили в благоустройство больниц, чем в строительство театра. Необходимо делать и то и другое. Понимаю, насколько это сложно, но наличие театра оперы и балета резко поднимает статус Владивостока и Приморья.

— Известно, что театральной труппе будет выделено 15 квартир во Владивостоке.

— Приезжим артистам нужно будет где-то жить. А учитывая, что они переезжают, чтобы здесь жить и работать постоянно, то квартиры являются еще одним фактором их привлечения. Они будут жить в этих квартирах до тех пор, пока работают здесь. Это не тот случай, когда уволившийся работник сможет квартиру продать и уехать. Если человек не планирует оставаться во Владивостоке, то его жилье достанется другому сотруднику театра.

— На какие средства будет существовать новый театр?

— Администрация края будет выделять для нас бюджетные средства, но я надеюсь, что уже в 2013 г., после первых спектаклей, у театра будут собственные доходы. Разумеется, в этом году их ожидается немного, учитывая, что работать мы будем три-четыре месяца. В 2014 г. постараемся увеличивать денежные потоки за счет собственных доходов и привлечения спонсоров, чтобы использовать в своих целях не только краевой бюджет. Точную цифру бюджета на 2014 год озвучить не смогу, но это примерно 370 млн рублей.

Творчество дисциплинирует

— Можете ли согласиться с мнением, что творческие люди должны непременно иметь некий хаотичный образ жизни?

— Нет, творчество предполагает прежде всего самодисциплину. Если хочешь чего-то достичь, то надо быть очень дисциплинированным. Еще один стереотип: артисты много выпивают. Есть, конечно, традиция праздновать премьеру в театральных кругах. Причем премьерой считается и просто новая постановка, и если в старом репертуарном спектакле появился новый фигурант. Но как я могу весь вечер пить, если мне завтра снова на сцену? Поэтому если творческий человек любит разгульный образ жизни, то это будет продолжаться недолго, он попросту перестает быть ценным кадром.

— Прежде вам доводилось бывать во Владивостоке? Какое впечатление произвел на вас город?

— Я приезжал во Владивосток зимой. Поначалу меня напугали ваши ветра. До сих пор к ним не привык, но летом город мне нравится гораздо больше.

В Москве я жил достаточно размеренной жизнью, мне было не до тусовок и развлекательных заведений, которыми богата наша столица. У меня семья, жена, дочь-школьница. Не думаю, что, уехав из столицы, заскучаю здесь.

— Ваша жена так же охотно согласилась переехать?

— Времена меняются, сегодня переезд из Москвы во Владивосток нельзя расценивать как подвиг жены декабриста. Приморье и Владивосток развиваются быстрыми темпами. Жена будет работать в театре педагогом-репетитором балета (ведь она также проработала в Большом 20 лет артисткой балета), а дочь — учиться в местной школе.

— Верите ли вы в судьбу? Какова роль случая в вашей жизни?

— Скорее, верю. Ведь, к примеру, в детстве мы еще не можем принимать осознанные решения. Я не планировал быть танцовщиком. Это решение пришло, скорее, к моим родителям. В детстве я был очень подвижным и спортивным мальчиком, но мама решила, что лучше мою энергию направить в иное русло, и отдала меня в Московское балетное училище. Поначалу занятия танцами я воспринимал как обязанность, а потом втянулся, вошел во вкус.

По окончании училища я получил приглашение в Большой театр работать артистом балета. Потом стал премьер-солистом. Учитывая, что премьер-солистов в Большом театре всего восемь, это было высшее положение в балетной труппе театра. Понимая, что стаж в балете недолгий — около 20 лет, после чего можно уходить на пенсию. Еще будучи танцовщиком, я принял решение поступить на юридический факультет МГУ. К этому моменту уже успел самореализоваться в своей сфере, и мне хотелось попробовать что-то новое. Помню то сумасшедшее время, когда, только сдав сессию, бежал танцевать в театр. Когда уволился из театра, нарабатывал юридическую практику.

Мне кажется, жизнь невозможно спланировать. Она сама подсказывает решения. Пять лет назад я не думал, что буду работать во Владивостоке, не стремился к руководящей позиции. Когда мне предложили должность генерального директора театра оперы и балета, я подумал: почему бы не попробовать, если чувствую в себе силы? Для меня это новый жизненный этап.

 

Марина ПАК

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ