2014-04-01T10:38:46+11:00 2014-04-01T10:38:46+11:00

Пограничники против судоремонтников

Репутация Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю в судоремонтной отрасли Приморья под угрозой

О тяжелом положении дел в приморском судоремонте «К» писал неоднократно. Мощности наших предприятий загружены в лучшем случае на 50–60%, с начала девяностых годов из-за отсутствия средств они практически не осуществляют техническое перевооружение производств и, соответственно, не развиваются. Почти все заказчики переориентировались на Китай и Южную Корею, и если бы не государственные заказы на ремонт военных, пограничных и научных кораблей, то уже прекратили бы свою деятельность и такие предприятия, как ОАО «Славянский СРЗ», ООО «Ливадийский СРЗ», Центр судоремонта «Дальзавод», «Дальневосточный завод «Звезда», ООО «Завод 179». 

Общую сумму судоремонтного госзаказа никто не назовет, есть лишь внешние оценки, согласно которым на поддержание на плаву советского наследия тратится более миллиарда рублей в год. Одним из важнейших распорядителей средств является Пограничное управление ФСБ по Приморскому краю: в 2011-2013 гг. на ремонт флота этого ведомства израсходован 1 млрд руб. От такого пирога могло бы кормиться множество приморских подрядчиков. Однако с некоторых пор «в тему» зашло ООО «НПП «Росморсервис», зарегистрированное в Санкт-Петербурге. И общепринятые правила игры изменились. 

Серьезные питерские люди 

Как было раньше? На стадии подготовки тендера погрануправление обращалось к судоремонтным заводам с просьбой оценить стоимость работ. Получив расчеты, объявляли госзаказ. Если цена устраивала. 

«Чаще всего цена подходила. Потому что она рассчитывалась исходя из объективного состояния судна, того объема работ и тех затрат, которые заводу так или иначе необходимо произвести, — рассказал один из старожилов рынка. — И при этом, например, у нас цена была всегда в два раза ниже, чем у тех же предприятий Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС). Поэтому погрануправление так стремилось работать с независимыми компаниями». 

Участвовать в тендере мог любой желающий. Победитель выявлялся по ценовому принципу, кто меньше попросил тот и выиграл. В итоге заказчик получал услуги с оптимальным соотношением «цена — качество», а приморские заводы — столь необходимую загрузку. 

В 2011-м все изменилось. По словам участников рынка, подготовку к торгам начали производить в обстановке полной секретности. «Вроде бы и тендеры проводятся, и ремонты осуществляются. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что 90% всех побед на торгах одерживает почему-то компания «Росморсервис», — говорит собеседник «К». 

За последние три года «Росморсервис» выиграл минимум семь тендеров, на общую сумму более 450 млн руб. Причем эта компания раз за разом каким-то чудесным образом оказывалась единственным участником. А если вдруг пробивался кто-то другой и выигрывал лот, то впоследствии возникали проблемы. Так, в 2012 г. «Славянский СРЗ» подрядился за 94,8 млн руб. отремонтировать пограничный корабль обеспечения «Николай Сипягин». Госконтракт, рассчитанный всего на несколько месяцев, до сих пор не закрыт. 

По мнению собеседников корр. «К», в колеса конкурентам беспардонно вставляют административные «палки». «Используется любая причина, от затяжного согласования списков работников для допуска на корабль до любой, даже малейшей неточности в документации, которая неожиданно отыскивается после проведения торгов, — сетует источник. — Дошло до того, что некоторые заводы, входящие даже в состав такой мощной структуры, как ДЦСС, сегодня просто отказываются от сотрудничества с приморским погрануправлением». 

Чем объяснить успехи питерского «Росморсервиса» на приморском рынке? Возможно, секрет заключается в обширных связях руководства компании в высших эшелонах военного ведомства. Проводником и идеологом судоремонтного госзаказа называют генерального директора ООО Виктора Кириллова. «Был такой случай, — вспоминает наш собеседник. — Погрануправление подало жалобу на один завод в приморское управление Федеральной антимонопольной службы с просьбой внести предприятие в реестр недобросовестных поставщиков за то, что в документации обнаружилась проблемная банковская гарантия. Однако УФАС такими делами не занимается, поэтому материалы были переданы в Рособоронзаказ в Хабаровске. Процесс развивался, и в итоге дело дошло до заседания специальной комиссии в Москве. Там определили, что жалоба не обоснована. Завод возрадовался своей победе. Но потом вдруг какой-то московский начальник отменил решение комиссии и волевым решением внес-таки наш завод в реестр недобросовестных поставщиков. Сказать, что члены той комиссии были в шоке — это ничего не сказать! Всем стало понятно, что «в теме» очень серьезные люди. Этот завод сейчас не может участвовать в тендерах, зато могут другие. Но и у них возникают проблемы, тендеры признаются не состоявшимися. Ходят слухи, что таким вот образом «Росморсервис» пытаются сделать единственным участником торгов».

Чудеса административного давления

Наверное, ради «Росморсервиса» погрануправление взаимодействует с судоремонтными заводами определенным образом. Так, под удар попало ООО «Завод 179». Это предприятие за 20 лет своего существования не раз производило ремонтные работы кораблей Тихоокеанского флота, за что имеет немало благодарностей. В том числе и от начальника отдела береговой охраны Краснознаменного Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, контр-адмирала М. Галочкина. 

Проблемы у 179-го начались в 2013 г., когда завод выиграл госконтракт на ремонт трех пограничных кораблей: ПСКР «Беркут» (стоимость около 14 млн руб.), ПСКА-282 (5 млн руб.) и ПКО «Михаил Коновалов» (140 млн руб.). 

Представитель ООО «Завод 179» (пожелал остаться неназванным): «С самого начала выполнения работ погрануправление стало чинить препятствия. Контракт был подписан в ноябре 2013 г., и сразу же был подан запрос о согласовании в качестве субподрядчика для выполнения доковых работ ОАО «Славянский СРЗ». Раньше подобные процедуры длились пару-тройку дней, на этот раз понадобилось две недели. Хотя у «Славянского СРЗ» имелись все необходимые лицензии и сертификаты, ведь в тот момент СРЗ выполнял ремонтные работы на ПКО «Николай Сипягин» по контракту с тем же погрануправлением. Задержка согласования привела к срыву ранее запланированного срока постановки в док ПСКА-282 и, соответственно, повлияло на срок выполнения обязательств ООО «Завод 179». 

Дальше — больше. Вместе с запросом мы отправили и комплекс документов, состоящий из расцененных ведомостей ремонтных работ, календарных планов-графиков и ведомостей приемок ОТК и заказчика по каждому кораблю. Расцененные ведомости до сих пор не согласованы. Ведомости приемок и планы-графики неоднократно возвращались нам на корректировки и были согласованы только в феврале 2014 г. А сейчас погрануправление ставит нам в вину... несвоевременную подачу документов. 

Отдельного внимания заслуживает процедура согласования списков работников. Для допуска на заказы в соответствии с требованиями госконтракта мы обязаны представить заказчику список сотрудников по установленной форме, с приложением копий их паспортов. При этом срок согласования списков не установлен. Чем погрануправление и воспользовалось, согласовав списки в неприемлемые сроки. 58 работников завода более месяца фактически не могли приступить к работе».

Наконец, 19 марта 2014 г. «Завод 179» получил уведомление о приостановке работ по госконтрактам. Основание? «Не подтверждение Центробанком РФ подлинности банковских гарантий». То есть подрядчик будто бы что-то напутал в документах, поэтому контракт временно аннулируется. На вопрос, почему же он был зарегистрирован в качестве участника торгов, ответили: недоглядели. То, что по закону «недействительность соглашения об обеспечении исполнения обязательств не влечет недействительности основного обязательства», то есть ситуация с банковской гарантией (если она имеет место быть) должна рассматриваться отдельно и никоим образом не должна влиять на исполнение контракта, погрануправление не волнует. Как бы то ни было, но 21 марта завод предоставил оригиналы гарантий. Однако погрануправление свое решение до сей поры не отменило, ремонтные работы на кораблях по всем трем контрактам так и не возобновлены. 

Происходящее выглядит некрасиво не только с моральной точки зрения. Любое затягивание сроков исполнения контрактов грозит судебными издержками, это понятно, но не менее важно, что могут возникнуть и проблемы на объектах. Судно стоит в доке, ремонт приостановлен, живучесть падает, т.к. многие части плавсредств разгерметизированы. Помимо всего прочего, 179-му теперь еще и выставляют дополнительные счета за использование дока выше установленного срока. 

Сейчас 179-й завод пытается снять с себя всю ответственность за дальнейшее состояние кораблей. «Док, в котором стоит «Михаил Коновалов», старше, чем корабль, он сам нуждается в ремонте. Но вывести судно без гребных валов, баллера руля и прочего невозможно, — объяснили на заводе. — Но нас даже не пускают на корабль! Остается только надеяться, что у руководителей приморского погрануправления разум возобладает. Хочется, чтобы это случилось как можно быстрее. Док недолговечен, он может вообще в любой момент пойти ко дну, вместе «Михаилом Коноваловым». И кто будет отвечать?». 

Итак, мы видим, что в судоремонтной отрасли возникла новая реальность: не правовая, а поле чудес. Как кажется участникам рынка, погрануправление занимается не столько защитой морских границ Родины, сколько судоремонтом. Это, конечно, увлекательное и сложное дело — осваивать бюджетные средства. Но «Михаил Коновалов» уже 10 лет находится в стадии ремонта — не многовато ли? 

По мнению некоторых судоремонтников, пограничники сегодня стараются «выключить» из процесса конкурирующие с «Росморсервисом» предприятия, в т.ч. с помощью бумажной волокиты. Не пора ли соответствующим органам провести проверку, чтобы ответить на вопрос: каким образом и с чьей помощью ООО из Санкт-Петербурга, чей офис, кстати, находится на территории бывшего завода грампластинок, ремонтирует пограничный флот Дальневосточного бассейна?

«К» задал этот вопрос и руководству Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю. Однако в  пресс-службе ведомства сообщили, что «комментировать что-либо по этому поводу в погрануправлении не будут». 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ