Андрей Борняков: «В Приморье очень сильная архитектурная школа»

Главный архитектор Приморского края о возможностях, парковках и торговых точках
Из личного архива героя публикации | «В Приморье очень сильная архитектурная школа»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Андрей Борняков, главный архитектор Приморского края, заместитель директора департамента градостроительства края, и.о. председателя Приморского краевого отделения общественной организации «Союз архитекторов России». 
Родился в с. Покровка Октябрьского района. С 1988-го по 1994 г. учился в Дальневосточном политехническом институте (кафедра архитектуры).
Поскольку в то время профессия архитектора была не столь востребована, по окончании института ему пришлось поработать в разных областях бизнеса. Пока не понял, что больше всего его радует проектирование и воплощение задуманного. В этом момент на его жизненном пути стали встречаться интересные люди, предлагающие заказы. Таким образом, в 1998 г. он создал архитектурно-строительную компанию «Град М», которая реализовала множество красивых идей. В том числе и жилой поселок европейского уровня на 55 семей «Таун Парк».
С апреля 2013 г. Андрей Борняков перешел на госслужбу.
Женат, воспитывает троих детей.
Своими увлечениями считает занятие различными видами спорта и езду на мотоцикле. А главным хобби — проектирование сложных необычных домов. 

Его фамилию жители края если и назовут, то, скорее всего, не сразу. Между тем за все перемены в архитектурном облике и градостроительной политике Приморья теперь отвечает именно он — Андрей Борняков. 

— Андрей Иванович, приняв предложение стать главным архитектором края, вы пошли на большую жертву. Оставили частную практику, компанию. И теперь вместо создания образов ходите на какие-то совещания...

— Действительно, много лет я возглавлял частную компанию, получил огромный опыт. Причем не только занимаясь проектированием на бумаге, но и в реальной жизни, на стройплощадках. Сейчас, являясь главным архитектором Приморского края, я имею другие, более широкие возможности по координированию градостроительной политики, работе с профессиональным сообществом, общению с жителями края. Я нахожусь в курсе всех событий, и мне интересно и полезно на совещаниях, ведь только благодаря совместной работе профильных департаментов и бизнеса можно принимать наиболее верные решения. 

Человек и его среда обитания

— Быстро освоились в новом качестве?

— Работа в госструктуре имеет свою специфику. Но я учусь работать в новых условиях. В нашем департаменте градостроительства собралась хорошая команда, способная профессионально разобраться во многих вопросах. Хочу особо отметить, что мы постоянно чувствуем поддержку и понимание со стороны руководства края. Конечно, градостроительство — такая область, где видимого результата работы приходится ждать достаточно долго. И именно поэтому все решения, принимаемые в этой сфере, должны быть глубоко продуманы и максимально эффективны. 

— Какой круг обязанностей вам определили? 

— Сформировать единую архитектурную и градостроительную политику в Приморском крае, плотно работая с профессиональными архитекторами и общественностью. В то же время я отслеживаю архитектурные процессы и выдаю технические задания. Одно из последних решений было по поводу реконструкции Владивостокского цирка. Здесь я расширил задачу. Ведь обновление здания — это одно, а вот создание определенной среды — другое. Поэтому было принято более комплексное решение: добавить парковочных мест, сделать прогулочные зоны, соединить виадуком верхнюю площадку цирка с Набережной Цесаревича. 

Хочу рассказать о своем подходе к проектированию и строительству новых жилых микрорайонов. На мой взгляд, самая большая и серьезная «болячка» городов Приморского края — это глобальный дискомфорт пребывания в них. А Владивосток — это город, где можно работать, но не очень комфортно жить. В приморской столице зачастую у человека есть место, где он работает, служит и трудится, и место, где он ночует. Между тем у человека должны быть возможности для спокойного активного отдыха, обучения детей и того, что помогает ему жить. Я говорю о необходимости создания комфортной среды — о строительстве парков и скверов, четком зонировании пространства во дворах. Еще на стадии проектирования необходимо определять первые этажи зданий под кафе, магазины, службы быта. А главное — выделить лучшие места под детские сады. И, конечно, надо сразу предусматривать многоуровневые парковки. Чтобы эти предложения действительно работали, департамент вносит поправки в действующие нормативные правовые акты Приморского края. 

— Где же вы были, когда строили «Снеговую падь»?!

— При строительстве микрорайона «Снеговая падь» стояла задача возведения как можно большего количества жилья по доступным ценам. В проекте планировки территории на самом деле были предусмотрены многоуровневые парковки. Но любая парковка ложится в стоимость квадратного метра. И когда сложили все затраты воедино, получилось, что конечная цена квартир превысила планируемые нормативы в разы. Что сделали? Исключили все парковки. И по моему мнению, зря. Если цена выходила высокой, то можно было действительно отказаться от парковок, но только на время. То есть надо было оставить зоны под них, чтобы после ввода в эксплуатацию жилья оценить ситуацию во дворах, по возможности расширить зоны отдыха и все-таки построить паркинги.

Площадная реконструкция

— Отсутствие парковок — норма для Владивостока. 

— К сожалению. Многие застройщики при проектировании многоквартирных домов планируют только 20-30 парковочных мест. Сегодня практически в каждой семье есть автомобиль, а то и два. Исходя из такого расчета и надо планировать парковочные места. Поэтому в настоящее время мы начинаем работу с администрацией города Владивостока по рассмотрению возможности увеличения норматива количества машиномест по отношению к жилой площади строящихся и существующих жилых домов. Также я и мои коллеги в связи с проектом разработки Владивостокской агломерации считаем, что ее создание не будет возможным без существенной реконструкции центральной части приморской столицы. 

— Что вы имеете в виду?

— Прежде всего центральную площадь Владивостока. Вокруг нее живет огромный транспортный мир — морской, железнодорожный и автобусный. Причем последний живет порой хаотично. Но сколь существует здесь некий транспортный узел, то под центральной площадью было бы логично сделать автовокзал городских сообщений, откуда приезжающие на паромах, электричках и поездах люди могли бы добираться во все точки Владивостока. Мы считаем, что в этом есть огромный плюс. Во-первых, перед железнодорожным вокзалом и с ул. Семеновской исчезнет автобусный парк, во многом создающий дискомфорт. Во-вторых, на возникшем месте на Семеновской можно воссоздать сквер. Да, торговый центр уже не уберешь, зато перед ним можно построить еще одну зону отдыха с фонтанами.

— Некоторые влиятельные люди, в их числе и депутаты ЗС ПК, прочитав ваши идеи, могут сегодня же реанимировать проект строительства под площадью торгового центра. Так, чтобы быстро застолбить место. 

— Одно другому не мешает. Можно построить точки питания для пассажиров, какие-то объекты по продаже сопутствующих товаров. А торговый центр — сложный механизм, ему необходимо определенное место. И я сомневаюсь, что центральная площадь подходит под такой объект. 

Создайте вид

— Качество архитектурной мысли в Приморском крае повышается?

— Оно всегда было высоким, так как у нас очень сильная архитектурная школа. Некоторые дипломные работы поражают смелостью идей и подачей. Их вполне можно использовать для дальнейшей проработки и воплощения. Их надо видеть! И мы с коллегами из Союза архитекторов сейчас работаем над созданием сайта, где в дальнейшем каждый сможет увидеть не только интересные проекты профессионалов, но и работы талантливых и перспективных студентов. Еще хочу отметить, что проекты приморских архитекторов завоевывают высокие оценки не только на всероссийских, но и на международных конкурсах и выставках. 

— На ваш взгляд, архитектура — это материал, из которого мастер создает окружающую действительность, или же это самостоятельный организм, развивающийся по своим правилам и законам?

— Архитектура — явление многогранное и сложное, она как застывшая музыка, которую видят тысячи людей. И архитектор, создающий те или иные образы, должен быть ответственным за свои творения. Самое главное качество профессионального архитектора, на мой взгляд, умение «вписаться» в ту среду, для которой работаешь. Придать объекту или архитектурному ансамблю неповторимый вид, который даст ему добавочную стоимость. И сделает его достопримечательностью. Можно сделать просто, но стильно. Можно сделать дорого, но безвкусно. Я видел много проектов, куда были вложены огромные суммы денег, но получалась аляпистая роскошь. И куда приятнее было находиться в недорогом, но стильном здании. 

Вообще, я считаю, что во всех городах и селах Приморского края надо уделять большое внимание общественному и внутридворовому пространству для комфортного отдыха и занятия спортом. Тогда мы получим более культурное и здоровое поколение. 

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ