Главы новой модели

<div>Как изменила муниципальное поле реформа МСУ</div>\r\n<div><br />\r\n </div>
 Главы новой модели

В Приморье реформу местного самоуправления провели тихо и незаметно. Кое-где процесс прямых выборов глав был заменен на конкурсную комиссию, а в более спокойных местах оставили карт-бланш населению.

В мае 2014 г. в российском местном самоуправлении произошла тихая «революция сверху». Предоставив регионам самостоятельно определять порядок избрания муниципальных глав (через выборы или через конкурс), Госдума одним росчерком пера фактически завершила ползу­чий процесс упразднения прямых выборов. Как удалось выяснить «К», теперь в 22 муниципальных районах и 11 городских округах Приморья главы избираются представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам отбора. Утвержденный депутатами глава возглавляет местную администрацию. К конкурсу не допускаются граждане до 21 года, недееспособные, осужденные за тяжкие преступления, экстремизм, предоставившие подложные документы или недостоверные сведения о доходах, и некоторые иные категории россиян. В конкурсную комиссию входит, как правило, восемь человек: половина выдвигается губернатором края, половина — местным представительным органом.

Состязание проводится в два этапа. На первом проверяется достоверность предоставленных кандидатами сведений и соответствие кандидатов установленным требованиям для участия в конкурсе. На втором этапе комиссия проводит оценку профессиональных и личностных качеств кандидатов, их умений, знаний, навыков — на основании предоставленных документов и по результатам собеседования. Учитываются наличие высшего, дополнительного профессионального образования, ученой степени и звания, наград, навыков организации и планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, владение информационными технологиями, умение вести деловые переговоры и выступать публично, знание законодательной базы. Еще один важный момент — наличие у кандидата стажа работы на любых руководящих должностях, а еще лучше — на нерядовых позициях на государственной или муниципальной службе.

Новые и не очень

На первом этапе функционирования новой модели — весной, а также в конце прошлого года — ряд всенародно избранных ранее глав принял участие в конкурсе. В результате руководители Артемовского городского округа, Шкотовского, Партизанского, Черниговского, Ханкайского, Красноармейского и Михайловского муниципальных районов были переизбраны думами на новый срок.

В 2016 г., однако, тенденция изменилась. В Кировском и Пожарском районах были избраны главами новые люди: инженер «Примтепло­энерго» Аркадий Каменев и сотрудник регионального управления Минюста Станислав Филатов. В данных муниципальных образованиях, впрочем, особой интриги не наблюдалось — ведь действующие главы в конкурсе не участвовали. В Анучинском районе, однако, депутаты предпочли и. о. главы, который в конкурсе участвовал, своему коллеге — Сергею Понуровскому. Поменялся и руководитель Находкинского городского округа. 13-м по счету муниципалитетом, глава которого избран по новой системе, стал Октябрьский район. 25 марта депутаты районной думы единогласно проголосовали за кандидатуру Евгения Ничипорука.

На первый взгляд, переход от всенародно избранных мэров к контрактным сити-менеджерам выглядит прямым «наездом» на демократию. С другой стороны, давая регионам на него карт-бланш, федеральный центр исходил из нескольких соображений. Во-первых, муниципальный уровень власти до недавнего времени был не в пример более криминализирован, чем региональный. А во‑вторых, в некоторых районах давно сложилась политическая культура, в рамках которой особой разницы между прямыми и непрямыми выборами глав нет — местные элиты всегда между собой договорятся, а население по традиции политически пассивно, его протестный потенциал невелик.

В-третьих, населению кое-что оставили. В Приморье 23 городских и 101 сельское поселение (муниципальные образования первого уровня), где глав, как и раньше, выбирают всенародно. Чувствуют ли жители данных МО какие-либо преимущества? Вопрос открытый.

Единственное муниципальное образование второго уровня, где выборы главы осуществляются всенародно, — это закрытое административно-территориальное образование Фокино. Особый порядок для ЗАТО оговорен федеральным законодательством. При этом в ЗАТО Фокино и администрация, и депутаты, и обычные местные жители буквально ратуют за отмену статуса закрытого административно-территориального образования. Казалось бы, территория потеряет в финансировании — ведь поступления из федерального бюджета составляют большую часть доходов местной казны. Однако, как считают в Фокино, режим ЗАТО ограничивает возможности для развития, которые появились у соседних территорий в связи с введением процедуры свободного порта, деятельностью компаний с иностранным участием, привлечением туристов. На Партизанский, Шкотовский районы, Находку распространяется процедура свободного порта. Фокино до снятия статуса ЗАТО (что возможно сделать на федеральном уровне) этих преференций лишено. Для соседнего Большого Камня статус ЗАТО был снят в 2015 г. Серьезных финансовых потерь этот город не понес. Зато готовится стать ТОРом, сняты формальные проблемы с привлечением иностранных инвесторов.

Оргвыводы приветствуются

Формальная смена порядка избрания глав местного самоуправления, конечно, мало что изменила на муниципальном поле. Но нагнала некоторого страху. Если ситуация на территории складывается аховая, могут последовать оргвыводы. Чаще «выкорчевывают» приморских глав, как правило, в авральном порядке — по факту заведения и расследования против них уголовных дел. Но «удаление» главы в отставку возможно и по инициативе губернатора. В представительный орган власти направляется обращение, которое вносится вместе с проектом решения думы.

Основания для «вотума недоверия» могут быть следующие. Это возникновение просроченной задолженности МО (более 30% собственных доходов бюджета или более 40% бюджетных ассигнований за финансовый год); нецелевое расходование средств; неисполнение главой своих полномочий в течение трех и более месяцев; неудовлетворительная оценка деятельности главы думой, данная по результатам ежегодного отчета руководителя муниципалитета два раза подряд; несоблюдение ограничений и запретов, установленных ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Сегодня у жителей Приморья есть возможность самостоятельно оценить работу главы своего муниципального образования на сайте golos25.ru. Проект стартовал в июне 2015 г., уже проголосовало более 25,7 тыс. человек. Эффективность деятельности руководителей МСУ определяется по пятибалльной шкале по критериям удовлетворенности: качеством жилищно-коммунальных услуг; организацией транспортного обслуживания; качеством автомобильных дорог; качеством работы руководителя в целом. Как сказано в описании проекта, «если по итогам голосования будет отслеживаться заметное снижение эффективности деятельности руководителя ОМСУ, то на законодательном уровне будет приниматься решение о досрочном прекращении полномочий данного руководителя».

Наиболее активными пока оказались жители Большого Камня. Деятельность и. о. главы администрации этого города Вячеслава Москаева оценили 7,7 тыс. человек. 59% не удовлетворены деятельностью главы в целом, 37% — удовлетворены. Во Владивостоке проголосовало 1,18 тыс. человек, из них удовлетворены 16%, а 40% — нет.


 КОММЕНТАРИЙ 

Ольга Лейченко, доцент кафедры публичного права Владивостокского филиала СПбГУП, кандидат политических наук: «Ротация кадров полезна и необходима. Ничего хорошего, когда глава сидит на своем месте 10–20 лет, а в муниципальном образовании нет развития. В советское время широко практиковался перевод специалистов с одного места работы на другое. Это способствовало и личному, и профессиональному росту.

В чем преимущества глав, которые приходят по конкурсу? На выборах зачастую побеждают популисты либо те, кто банально подкупает избирателей. Конкурсная комиссия предусматривает профессиональный подход. Есть возрастной, образовательный ценз, требования к опыту работы. Вообще, сейчас подбор персонала через конкурсы проводится во многих сферах. Допустим, по этой процедуре нанимаются преподаватели в вузы. Конечно, в муниципалитетах требуются профессионалы. У нас в стране все строится на административном ресурсе и ручном управлении. Поэтому администраторы требуются хорошие. Пока далеко не все — таковые».

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ