Маргарита Грандовская: «Нам, как малому предприятию, выживать тяжело»

Глава рыбопромышленной компании об инновациях, старых рецептах и качественных морепродуктах
Из личного архива героя публикации | «Нам, как малому предприятию, выживать тяжело»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Маргарита Грандовская, генеральный директор ООО «Многотоннажное предприятие».
Родилась во Владивостоке, закончила ДВПИ по специальности «инженер-электрик».
Более десяти лет работала в Фонде социального страхования. В 2002 г. устроилась на работу в МТП, которое тогда было структурным подразделением ДВГАУ. С 2013 г. — генеральный директор ООО «Многотоннажное предприятие».
Есть дочь, внук.
Любимые книги: «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце» Михаила Булгакова.

Коптить старого доброго палтуса с применением «химикалий» — быстрее, и выходит дешевле. Но это подход «без души» и, как Маргарита Грандовская, качество совсем не то. 

— Маргарита Ивановна, для инженера-электрика у вас нестандартная карьера…

— Собственно, ну как вы представляете себе девушку-электрика? Сегодня могу написать какие-то формулы, рассчитать напряжение в сети. Посмотреть за техникой безопасности. Наверное, не больше. Как руководитель предприятия, могу сказать, что в нашей отрасли расходы на электроэнергию занимают немалую долю. Холодильники, морозильники, варочные котлы, сушильные, коптильные камеры, закаточные и запаечные машины.

— Как вы относитесь к модному термину «инновации»?

— Мы не против прогресса. Мы за современные технологии, если они не вредят качеству, а то и безопасности. Когда наше предприятие находилось в центре Владивостока, стал вопрос о копчении. Как же нам быть? Предложили применять «новые технологии». В чем они заключаются? Химия: жидкий дым, красители… В чем-то технологический процесс упрощается, удешевляется. Но предприятия попользуются этими новшествами, а потом, как правило, возвращаются к истокам. Кто-то «для себя» делает по старинке, на продажу — с использованием инноваций. Мы — категорически за проверенное временем, за натуральный продукт.

— С одной стороны, много говорится о сокращении количества проверок малого и среднего бизнеса. С другой — увеличивается количество внеплановых проверок.

— Есть перечень требований, которые невозможно не исполнять. Если ты подписался выпускать пищевую продукцию, будь готов к проверкам. Это — безопасность. Конечно, есть проверки и со стороны Роспотребнадзора, и Россельхознадзора, и даже полиции и миграционных служб, да и не только. Проверяют сырье, продукцию, документацию. Если есть желание найти нарушения, они всегда найдутся. Фирмы-однодневки, думаю, таких проблем не испытывают.

— Изменилась ситуация на рынке морепродуктов в кризис?

— Конечно, есть сдвиг ассортимента в более бюджетный сегмент. Это продукция из морской капусты, более дешевой рыбы, нежели лососевая — минтай, треска. «Фишка», которой мы всегда гордились, — пресервы из морепродуктов. Очень вкусно, но сегодня на этом не очень-то заработаешь. Цена на сырье очень высока. Да и желающих полакомиться столь дорогим продуктом стало существенно меньше. Допустим, стоимость кальмара выросла более чем втрое. Нам, как малому предприятию, выживать тяжело. Держать годовые запасы сырья не получается. Некоторую продукцию приходится снимать с производства, потому как невозможно до бесконечности повышать цену для потребителя.

Если говорить о кризисе — да, он сильно подкосил. С другой стороны, сложная ситуация сказалась не только на нас, но и на конкурентах. Почему-то некоторые думают, что наш бизнес простой. Это совсем не так. И прибыль не столь велика. А вот конкуренция более чем высокая.

— Какое сырье вы используете?

— Сырье преимущественно отечественное, за рядом исключений. Допустим, мидия — чилийская. Есть и местное сырье — кукумария, камбала, спизула, осьминог.

— Рассматриваются ли вами перспективы в связи с открытием свободного порта Владивосток, облегченным налоговым и таможенным режимами внутри него?

— Сложно сказать. Мы изучали ситуацию, она интересная. Но столько надо проанализировать, просчитать…

— Существует ли бренд «Золотая рыбка», под которым выпускается часть вашей продукции?

— Да, это наша торговая марка. Жаль, что запатентовать его невозможно, поскольку словосочетание часто употребляемое.

— Любите ли сами, ваша семья, знакомые кушать продукцию МТП? Что предпочитаете?

— Конечно. Моя семья, друзья, семьи друзей, друзья друзей… Если вдруг в близлежащем магазине пропало что-то из ассортимента, звонят и жалуются: «Когда в магазин такой-то завезете осьминога (нерку, солянку)?» Предпочтений особых нет. Сегодня — палтус, нерочка, завтра — пресервы из спизулы, мидии, а послезавтра — сушеная рыбка к пиву. Ассортимент-то — около 100 наименований.

— Есть мнение, что морепродукты особенно полезны с точки зрения малого количества вредных, большого — полезных, питательных веществ. Как обстоит дело в действительности?

— Морепродукты уникальны высоким содержанием белка при сравнительно низкой калорийности (в четыре-пять раз ниже, чем у мяса). Белок из морепродуктов усваивается намного проще, чем белок из говядины или свинины. Второе преимущество морепродуктов заключается в том, что они богаты микроэлементами и витаминами. В моллюсках содержится медь и никель, в кальмарах — калий, в крабах — фосфор и железо, морская рыба богата витаминами A, B и D. Кроме того, морепродукты обогатят ваш организм йодом, кальцием и марганцем.

Вещества, входящие в их состав, снижают уровень холестерина в крови, способствуют увеличению эластичности кровеносных сосудов, поддержанию сердечно-сосудистой системы, улучшению и ускорению обмена веществ. Многие дары моря обладают антиоксидантными свойствами, что способствует восстановлению и регенерации тканей, поддержанию тонуса организма и сохранению молодости.

Что касается вредных веществ… Про экологию, несомненно, стоит задумываться. Но все же сложно представить камбалу или осьминога, приправляющих свой рацион в просторах океана антибиотиками.

— Почему готовых морепродуктов, рыбопродуктов из Приморья — прекрасных по качеству — так мало в Москве, Петербурге, на западе страны, зато предостаточно импортной? Пытаетесь ли продвигаться за пределы Приморского края?

— Очень часто представители западных регионов страны, попробовав нашу продукцию, обращаются к нам с предложениями о сотрудничестве. И все бы было хорошо, но наша продукция требует очень деликатных условий и сроков хранения из-за минимума, а то и полного отсутствия консервантов, щадящих способов обработки. Есть проблемы с логистикой. Доставлять железной дорогой — долго и ненадежно, авиа — дорого, рыбка получается «золотой».

— Как вы считаете, насколько определение «вкладывать душу в свой труд» применимо к вашему производству? Болеете ли вы душой за успех дела, или это только вопрос бизнеса, прибыли/убытков?

— Многие считают, что душу надо беречь, в работу вкладывать знания, умение, опыт… Наверное, это правильно. Но как без души-то? Предприятие у нас небольшое. Коллектив дружный, сплоченный, со своей немаленькой и непростой историей, со своими традициями. Основу предприятия составляют работники со стажем более 20 лет, с опытом в области разработки, апробации и внедрения в производство технологий и рецептур. Разве получится без души?

— Тяжело ли женщине быть руководителем?

— Люди разные. Кто-то лидер изначально, кому-то приходится учиться. Мне приходилось и перенимать опыт у старших товарищей, и сама много училась руководить.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ