Константин Чечель: «Радует, что развивается культура покупателей и продавцов»

Директор детского магазина о вещизме, опасных игрушках и мягкости
Наталья Лобановская | «Радует, что развивается культура покупателей и продавцов»
Наталья Лобановская
Анкета
Константин Чечель, 38 лет, директор отделения магазина Gulliver во Владивостоке.
Окончил ДВГТУ (бывший ДВПИ им. В. В. Куйбышева, ныне ДВФУ), кафедру прикладной механики.
Владелец «Тут кафе».
Женат, воспитывает дочь и двоих сыновей.

— Бизнесом я решил заниматься еще в школе, — рассказал Чечель. — На это очень мотивировали 90-е, когда все чем-то занимались, что-то открывали, грубо говоря, втыкали в землю палку, а прорастало дерево. Мне захотелось так же. Были какие-то попытки продавать что-то незначительное, а затем, в 1998 г., я пришел в сферу компьютерных дисков. Сначала мы владели магазином дисков «Батискаф», затем были открыты магазины «Умная игрушка». Опыт там был богатый наработан. И мой сотрудник однажды предложил сфокусироваться на рынке детских развивающих игрушек. А со временем я понял, что этого мне уже мало, и решил открыть магазин Gulliver по франшизе.

— Помогает ли наличие собственных детей в таком бизнесе?

— Не то чтобы помогает, скорее радует. Мне было интересно заниматься этим направлением, потому что уже есть дети. Я понимал, чего бы им и их ровесникам хотелось и чего не хватало, и старался восполнить это в масштабах Владивостока. Я, кстати, не сторонник того, чтобы баловать детей. У них создается впечатление, что им все должны и весь мир для них. Таким детям очень тяжело взрослеть, у них будет рушиться картина мира.

— Есть мнение, что ребенок, которого всегда красиво одевают, в будущем обязательно заболеет вещизмом.

— Детям до пяти лет это точно не грозит. Этот возраст очень точно передает фотография, где ребенок весь в грязи, так, что видны только задорные глаза и улыбка из этих комьев. В этом возрасте одежда — расходный материал. А в дальнейшем все зависит от окружающей среды. Если родители такие, то и ребенок вырастет шопоголиком.

— Рынок детских товаров считается самым стабильным в кризис. Заметили ли вы это?

— Детям покупают вещи в первую очередь, потому что они растут очень быстро. Только после того, как одел и накормил ребенка, начинаешь тратить деньги на себя. Однако финансовая ситуация, которая сложилась сейчас в стране, явно сказывается на потреблении. Марка Gulliver является довольно дорогой для Владивостока, и некоторые покупатели переходят в другие сегменты или начинают покупать меньше, так что изменения в экономике ощущают все.

— Китайские игрушки, которыми заполнен рынок ДФО, считаются опасными. По вашей оценке, много ли на рынке вредных товаров из Поднебесной?

— Мне кажется, что да, они присутствуют на рынке. Это игрушки из дешевой пластмассы, которые и находятся в самом низком ценовом сегменте. Из того же Китая поставляются брендовые игрушки, выпущенные по лицензии. Огромное количество товара выпускается в Китае и отличается хорошим качеством, кстати.

— Сейчас вводится новый закон о торговле…

— Я эту тему еще детально не изучал, но подозреваю, что это очередное «закручивание гаек». Не думаю, что это будет неожиданный закон, который внезапно сможет подтолкнуть предпринимательство к расцвету. Может, это очередная попытка собрать денег в казну?..

— Тема онлайн-торговли в последнее время становится все популярнее. Умрет ли традиционный ретейл?

— Постепенно люди будут переходить в интернет-магазины и там совершать покупки. Если сейчас с одеждой возникают небольшие проблемы, в силу того, что не все могут понять, как правильно выбрать размер и подойдет ли им эта вещь, то когда инструменты выбора станут более продвинутыми, магазины начнут закрываться. Сейчас уже идет к тому, чтобы виртуально снимать с человека мерки. Я думаю, что лет через 10 в обычном ретейле останутся только какие-то монстры или фирмы с розничными магазинами, которые сами будут регулировать, какие магазины и где им нужны. Соответственно, уменьшится спрос на торговые площади, и это приведет к понижению арендной платы. Возможно, что это произойдет неожиданно, то есть в прошлом году все еще совершали покупки офлайн, а в этом году — уже только интернет-магазины. Скорее всего, к этому подтолкнет какое-либо событие.

— Товары для детей и юношества идеальны для эмоционального ретейла. Люди постарше — уже циники, и им кажется, что ими манипулируют. А нужны неискушенность, неиспорченность, наивный широкий взгляд, которые присущи в первую очередь детям и подросткам, а также тем, кого временно можно приравнять к ним, — молодым родителям. Эмоции имеют большой вес в вашем бизнесе?

— У нас это определение скорее к кафе относится. Хотя и такие магазины есть. Бывает, что самим работникам магазинов такую атмосферу формировать сложно, потому что у них есть определенные должностные обязанности. Так что я думаю, что такое определение относится скорее к магазинам подарков. Вообще, владелец обязан создавать атмосферу сам.

У нас в «Тут кафе» рядом с вывеской висит «погодный кирпич», я думаю, все видели эту картинку. «Если кирпич мокрый, значит, на улице идет дождь, а если кирпич сухой — дождя нет. Если кирпич отбрасывает тень, значит, на улице ясно, а если кирпича не видно, то вокруг туман. Если кирпич качается, можно смело утверждать, что дует ветер. Если на кирпиче лежит что-то белое, значит, прошел либо еще идет снег. Не стоит бояться, если кирпич ходит вверх-вниз — просто началось землетрясение. Ну и напоследок — кирпич отсутствует — обновление данных».

Это была абсолютно не моя идея, но она работает, даже несмотря на то, что сейчас кирпич в силу определенных причин находится под навесом. Людей это веселит, они уже заходят к нам с улыбкой на лице. Меня радует, что у нас потихоньку развивается культура покупателей и продавцов. У нас появились очень хорошие продавцы-консультанты. Это те ребята, которые работают в компаниях с очень сильными системами обучения, в которых присутствуют какие-то элементы контроля. У них уже качественно другая работа, в которой нет отголосков этаких продавцов из СССР. Да и покупателей, которые приходят в магазин для того, чтобы улучшить свое настроение путем нападок на продавцов, становится все меньше. Эта культура станет всеобщей, когда у нас изменится ментальность. Пока у нас есть понятие, что воровать — хорошо, то ситуация не улучшится.

— Диски, детские товары и вдруг кафе. Необычный путь. Как так вышло?

— Я очень любил кафе «Капуцин», и когда узнал о его продаже, вопроса «покупать или нет» даже не стояло. Год мы проработали, затем эти площади выкупил Сбербанк, а идея продолжить свой путь в общепите осталась. Так и появилось «Тут кафе». Не могу сказать, что это мое призвание. Мне всегда интересно заниматься чем-то новым, но, несмотря на обилие моих жизненных дел, я все равно еще не нашел того ремесла, для которого был создан.

— Что вы думаете о ТОР, свободном порте Владивосток?

— Все это очень интересно и замечательно, но для тех компаний, которые уже работают на рынке и переводят свой бизнес в эту юрисдикцию, — сильно экономят. Для себя я не сильно вижу каких-то моментов, в которых я могу выиграть. Если только снова создавать новый бизнес, который уже будет вписываться в эти параметры.

— Какой стиль управления вам близок?

— Я слишком мягкий человек, который всегда войдет в положение, поймет и поддержит. Я воспринимаю это как свою слабую сторону. Само слово «управление» подразумевает, что у людей есть какие-то задачи, и невыполнение их подразумевает какое-то наказание. Иногда я жалел о своей доброте, осознавал, что с этим качеством надо что-то делать.

— Без каких качеств, по вашему мнению, успеха не добиться?

— Без веры в собственный успех, без настойчивости и постоянного движения. Без энергичности, честности и веры в людей. Без положительных качеств, которые позволят людям верить в него. Кстати, я заметил, что в основном успеха добиваются люди, которые имеют профильное образование в той сфере, которой им интересно заниматься. Поэтому рецепт успеха не нов, Америку я тут открыть не могу.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ