2016-12-13T03:37:03+10:00 2016-12-13T03:37:03+10:00

Фруктовый путь

Как экзотические плоды попадают в Приморье

Фруктовый бизнес — сложный, а потому рискованный. Приходится иметь дело с нежной скоропортящейся продукцией, требующей непростого и затратного хранения. Тем не менее в Приморье сейчас в любое время года можно купить не только мандарины, но и фрукты, о существовании которых мы и не подозревали.

В 2014 г. отечественная розница столкнулась с новой реальностью — к ввозу на территорию РФ была запрещена продукция из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии, Норвегии, Исландии, Лихтенштейна, Албании, Черногории и Украины. С января 2016 г. «черный список» пополнили фрукты и овощи из Турции. Под эмбарго (впоследствии отмененное для некоторых позиций) попали турецкие цитрусовые, яблоки, груши, абрикосы, персики, нектарины, сливы и терн, виноград, зелень, клубника.

Поставщикам и ретейлерам пришлось искать новых контрагентов и удлинять логистическое плечо. География поставок в результате изменилась: среди стран-экспортеров в 2013–2015 гг. колоссальный рывок совершила Белоруссия — +299% к объемам экспорта фруктов в РФ (белорусские киви — новинка последних трех лет). Прирост показали также Сербия, Македония, Пакистан, Иран. В первом полугодии 2016 г. лидерами по динамике плодово-овощного экспорта в Россию стали Белоруссия, Сербия, Армения, Казахстан и Македония. Ну и, конечно же, Китай. Ощутимую фору получил отечественный производитель.

Татьяна Кадетова, руководитель категории направления fresh сети супермаркетов «Парус»: «После введения санкций рынок в корне изменился, произошла переориентация ассортимента в сторону российского производителя. Также в нашей сети стали появляться фрукты из ЮАР, Марокко, Бразилии и Индии — стран, которые раньше не пользовались популярностью».

Ольга Егорова, руководитель отдела рекламы и PR сети гипермаркетов «Самбери»: «После введения эмбарго все потоки были нами оперативно переориентированы, для новых поставщиков это послужило отличным шансом вывода товара на рынок. Если говорить о фруктах, то после августа 2013 г. большие объемы товара нам стали поставлять регионы России, Крым, страны СНГ, Африки».

Андрей Солониченко, исполнительный директор ООО "Фрэш 25": «Увеличилась доля импорта из Латинской Америки, Африки, Восточной Европы — Сербии. Появилось много российского товара — например, краснодарские яблоки. Выросли объемы поставок из Армении, Азербайджана».

По словам «отраслевиков», местный производитель фруктов не может насытить рынок в зимний период, так что ретейлеры вынуждены заменять его продукцию импортом. «Снижаются объемы летних отечественных фруктов, повышаются объемы фруктов из Южного полушария, где сейчас самый сезон сбора урожая», — отмечает Ольга Егорова.

Просачиваются и «санкционные» товары, но на их пути стоят контролирующие органы. Так, в 2015 г. сотрудниками Россельхознадзора во Владивостоке, Находке и Уссурийске было выявлено свыше 600 кг польских яблок. За семь месяцев 2016 г. в Приморье обнаружено 7,9 тонны яблок, мандаринов и груш из Турции и Польши. Часть запрещенных фруктов сожгли, часть раздавили на полигонах ТБО.

Через семь морей

Учитывая неразвитость транспортно-складской инфраструктуры, дефицит полноценных хранилищ и распределительных центров, поставщикам проблематично иметь дело с Дальним Востоком.

Олег Шабанов, ИП: «На Дальний Восток мы поставляем фрукты из Эквадора. Перевозки пароходом занимают 25 дней. Один контейнер, допустим, в 20 тонн, обходится где-то в $5,5 тыс. Здесь реализуем продукцию перекупщикам — работа напрямую с сетями требует слишком больших ресурсов: чем заниматься мелким оптом, гораздо удобнее иметь дело с посредниками, которые уже потом раскидают товар по своим клиентам. Могу отметить, что дальневосточного потребителя в большей степени интересуют низкие цены, поэтому он предпочитает китайских производителей. На хорошие, качественные продукты в ДФО — ограниченный спрос».

«Если говорить о ж/д перевозках, доставить один контейнер с максимальной загрузкой 23–24 тонны во Владивосток стоит 240 тыс. рублей. Точно такой же контейнер до Южно-Сахалинска обходится еще дороже», — рассказал Валентин Моренко, представитель компании «ОвощСнаб».

Другой собеседник «К» отказался от поставок фруктов в Приморье, когда рынок начало лихорадить, потому что «затраченные нервы, силы и средства оказались несоизмеримы с полученным «выхлопом».

Евгений Москаленко, бывший сотрудник владивостокского филиала ООО «Рекора»: «Транспортная составляющая очень дорогая — за счет нее килограмм нашего товара в рознице стоил на 30–40% дороже, чем китайская продукция. Допустим, хорошую узбекскую черешню надо везти самолетом, срок ее реализации — дня три-четыре, потом она начинает портиться. Соответственно, возникает проблема с каналами сбыта — нужна хорошая развитая сеть, а во Владивостоке можно по пальцам пересчитать крупных оптовиков. В основном местный фруктовый рынок держат диаспоры из Средней Азии. По всему городу работают их родственники, друзья, у них много торговых точек — соответственно, и возможностей реализации скоропортящегося товара больше. Я считаю, что выходить на рынок новым компаниям сейчас крайне тяжело ввиду больших рисков и неналаженного сбыта, а сотрудничать с торговыми сетями для многих тоже не вариант — возникает уже вопрос цены и договоренностей».

«Учитывая сумасшедшие цены на перевозки, можете смело умножать себестоимость товара на два — по такой цене зачастую он доходит до конечного потребителя», — говорит Сергей Миронин, представитель компании «АдельТранс».

Контрагенты не так просты

В ДФО лидером плодово-овощного рынка остается Китай, который постепенно набирает позиции. По данным Тунцзянского управления иммиграционного и карантинного контроля КНР, в первом квартале 2016 г. объем поставок из Китая в Россию фруктов через КПП «Тунцзян» (провинция Хэйлунцзян) увеличился на 29,6% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года и составил $920 тыс. В частности, через КПП «Тунцзян» в Россию были вывезены 98 партий фруктов общим весом 1219 тонн, преимущественно яблоки, груши и мандарины.

Поставки из КНР обрастают и соответствующей логистикой. Так, в прошлом был создан чартерный поезд в составе рефрижераторов с грузом общим весом 160 тонн, который через контрольно-пропускной пункт в Маньчжоули отправился в Москву с овощами и фруктами из провинций Чжэцзян, Фуцзянь и Шаньдун. В декабре 2015 г. только объем поставок груш из КНР через КПП «Маньчжоули» составил 1913,3 тонны, на $1,148 млн, что, соответственно, на 238,4% и 305,65% больше, чем в декабре 2014 г. Традиционно спрос на китайские фрукты растет в зимний сезон.

Сергей Юрченко, руководитель отдела продаж ООО «Агрофреш»: «Начиная с октября Китай выручает нас, поскольку местный товар заканчивается, а логистика, например, краснодарских яблок, дороговата. Наблюдается традиционный рост объемов поставок в зимний период, однако я бы не говорил о каком-то скачке. Юань тоже подорожал, и это очень сильно сказывается на себестоимости товара. Кроме того, наши китайские контрагенты уже не так просты, как раньше — они пользуются ситуацией, мониторят рынок и тоже поднимают цены».

В Приморье сформировался свой пул поставщиков и дистрибьюторов китайской fresh-продукции. Монополистом на общем фоне держится ООО «Дружба» из Уссурийска, где расположена крупная оптовая база плодово-овощных товаров и куда с раннего утра стекаются самые разномастные категории покупателей, включая фермеров Хорольского и Михайловского районов.

Как отмечают участники рынка, за последние два года произошли значительные изменения в торговых отношениях России и Китая. Если раньше можно было закупать товар в КНР с длительной отсрочкой платежа, теперь контрагенты требуют предоплаты. При этом поставщики и сетевики также взаимодействуют в новом формате: закон о торговле в 2016 г. претерпел изменения, и, согласно последней редакции, продовольственные товары со сроком годности менее 10 дней подлежат оплате в срок не позднее чем восемь рабочих дней — нововведение, которым особенно недовольны дистрибьюторские компании, работающие с HoReCa.

В целом вхождение в сети остается головной болью для игроков, которые готовы проявлять себя на этом поле. Ретейлеры требуют минимальной цены и ставят жесткие условия, невыгодные для большинства субъектов СМП. В то же время, по некоторым сведениям, на рынке сбыта присутствует конкуренция со стороны демпингующих китайских нелегалов, готовых «работать как угодно, лишь бы у них покупали».

Молодо-зелено

Цена и качество фруктов вызывают массу вопросов. «Цены на многие позиции резко поднялись, когда были введены санкции. Сейчас они, напротив, снизились, потому что рынок стабилизировался», — говорит Солониченко.

Местный ретейл предлагает фрукты в самом широком ценовом диапазоне, и, к примеру, если себестоимость 1 кг эквадорских бананов для поставщика составляет 50 руб., то некоторые сети довольствуются наценкой в 15–20%. Но вот насколько полезна такая экзотика?

Олег Шабанов: «Практически все фрукты — манго, бананы и т. д. — с того же Эквадора идут зеленые. По месту прибытия они газируются, то есть обрабатываются специальным газом и «доходят» уже в специальных камерах дозревания».

Учитывая логистический размах, такая практика неизбежна для ретейлеров. Участники рынка, имеющие достаточно оборотных средств, стараются оптимизировать ее по максимуму.

Ольга Егорова: «Совсем недавно мы открыли цех, где созданы специальные условия для естественного дозревания бананов — влажность, температура, состав атмосферы. Этот мультицентр имеет площадь 9 тыс. м2, ежедневно в нем происходит дозревание тысяч тонн экзотического фрукта».

Камеры дозревания используются в сельском хозяйстве уже более 60 лет. Около 95% всей плодово-овощной продукции, продаваемой на территории страны с ноября по июнь, проходят специальную обработку газом. Это обусловлено тем, что срок жизни спелого овоща или фрукта при лучшем раскладе не превышает 1,5–2 недель. На сегодняшний день нет данных о вреде искусственного дозревания для здоровья человека, хотя по своим полезным свойствам такие фрукты проигрывают манго и киви, налившимся спелостью под лучами тропического солнца. Кроме того, нарушение технологии способно превратить их в безвкусную и бесполезную «вату».

Анна Горбатюк, генеральный директор ООО «Стратегия» (супермаркет «Сказочный край»): «Супермаркеты предпочитают закупать неспелые фрукты, чтобы они полежали от двух до трех недель и не принесли убытков. Ту же продукцию из Таиланда, как правило, везут зеленой через Москву. Соответственно, и польза от нее минимальна».

Глянцевые яблоки, обработанные дифенилом, запрещенным в странах ЕС и США, пестициды, нитраты (практика показывает, что возможно превышение допустимой нормы в сто раз — здесь покупателю поможет карманный нитратометр) — фруктовый рынок полон скрытых опасностей. Совсем незначительная его доля приходится на сегмент товаров премиум-класса — крайне проблемных в доставке и реализации.

Анна Горбатюк: «Нас часто спрашивают: «Почему в Таиланде фрукты такие дешевые, а у вас такие дорогие?» Объясняю: доставка самолетом два-три раза в неделю обходится очень дорого. Плюс речь идет о специальной группе товаров, которая проходит таможенный фитоконтроль, ветеринарный контроль — соответственно, все эти расходы закладываются в конечную стоимость. А кроме того, есть еще такое понятие, как «усушка» — если отправить из Таиланда три тонны фруктов, сюда придет уже на 7% меньше. Срок хранения нашего товара — неделя, и процесс реализации мы стараемся устраивать так, чтобы в течение трех-четырех дней после прихода партии — обычно от тонны до трех — распродать ее клиентам. С супермаркетами тоже работаем — например, поставляем товар в «Парус», который берет небольшие объемы с расчетом на быстрые продажи. В другие сети пробовали заходить — в «Реми», допустим, но там скоропортящуюся продукцию раскупать не успевали. Крупные сетевики предпочитают филиппинские экзотические фрукты, которые прибывают сюда пароходом и уже по месту прибытия доходят до товарной кондиции».

В целом первые потрясения, вызванные продовольственным эмбарго, улеглись, ряд участников, ориентированный на санкционный импорт, покинул конкурентное поле, опустевшие ниши освоили новые экспортеры. Эксперты прогнозируют расширение географии поставок, и благодаря этому потребитель еще не раз вспомнит о забытых республиках.

Юлия ПИВНЕНКО

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ