Палата номер один

Общественно полезный орган в поисках своего пути
Палата номер один
Активных среди членов ОПы — меньшинство. primorsky.ru

Прием заявок на участие в отборе кандидатов во второй состав Общественной палаты Приморья осуществляется до 3 марта. Тем временем срок полномочий первого состава, который отработал три года, продлен до 15 мая. В начале 2014 г. было много шума вокруг этого вопроса, а теперь процесс проходит в тишине. Есть ли толк от этого общественного органа при власти, какие функции ему действительно удалось исполнить за время своего существования?

Общественная палата Приморского края действует на основании краевого закона, принятого в 2013 г. Цель ее деятельности в законе определена крайне широко, до полной расплывчатости: «Обеспечение согласования общественно значимых интересов населения края, общественных объединений и иных некоммерческих организаций и органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод населения…»

В числе полномочий ОП: разработка проектов нормативных актов, проведение экспертиз законопроектов, подача сигналов органам власти о нарушениях законов. Члены палаты работают, т. е. заседают, бесплатно, на общественных началах, бюджет «кормит» лишь краевое учреждение «Аппарат Общественной палаты Приморского края», на содержание которого в 2015 г. было заложено 5 млн руб., а в прошлом году — 4,5 млн. Им руководит бывший начальник УМВД по Приморью Николай Вачаев. Председательствует в палате первого созыва директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин.

Виктор Ларин: «За три года палата, как институт гражданского общества, заявила о себе — и это главный результат».

Сергей Пушкарев, член ОП: «Наша комиссия по миграционным проблемам и межнациональным отношениям приняла активное участие в приеме беженцев с Украины. Очень большой объем вопросов был рассмотрен комиссией по качеству и комфортности жизни. Много сделала рабочая группа по точечной застройке. Результаты деятельности группы видны не сразу, но в ряде случаев удалось воспрепятствовать хаотичной застройке города».

Константин Сиденко, руководитель комиссии по общественному контролю ОП: «Мы много занимались оргвопросами. Нарабатывали опыт работы с общественными организациями, долгое время организовывали деятельность общественных советов в муниципальных образованиях».

Из 30 членов палаты активную деятельность в рамках ее полномочий вели далеко не все, что и понятно: увлекаться общественной работой вообще свойственно далеко не каждому. Со своей стороны, большинство приморцев, как показывают опросы, не только не следят за работой этого органа, но даже и не подозревает о его существовании. Столь слабую известность можно объяснить в т. ч. отсутствием политических амбиций у членов ОПы. Хотя три года назад за попадание в ее ряды шла борьба с подковерными интригами, заочным и очным соревнованием кандидатов. Некоторые представители бизнеса даже рассматривали палату как ступеньку к продвижению в законодательную либо исполнительную власть.

Политолог Петр Ханас: «С точки зрения административного ресурса палата ничего не значит. Но возможна раскрутка отдельного человека в медийном отношении. Проблема в том, что Общественная палата не приобрела роли самостоятельного общественного института. Такая ситуация по всем регионам ДФО. Было много шума вокруг создания палаты в Хабаровском крае — результат похожий. Но и на федеральном уровне ОП не может «уравновесить» власть, бизнес и общество. И не вина и не заслуга президента или губернатора, что у нас во всех вопросах преобладает власть. Конечно, сами члены палаты уверены, что они занимаются полезными делами».

Политолог Юрий Коломейцев: «Напомню, что Российская империя развалилась после того, как царь стал раздавать полномочия направо и налево, после того, как суды присяжных стали оправдывать террористов. Зачем мы выбираем краевых депутатов, если есть Общественная палата? Серьезных вопросов, которые бы поднимались в Общественной палате, я не заметил. Может быть, кроме тех, которые бы ей поручил обсуждать губернатор».

«Многое зависит от наличия «боеспособного» лидера во главе палаты, — считает Ольга Лейченко, кандидат политических наук. — Роль личности в истории никто не отменял».

Константин Сиденко: «В ОП надо выбирать людей, которые действительно хотят заниматься общественной деятельностью, могут работать с разными слоями населения, соединять на каком-то направлении власть и общество».

Константин СЕРГЕЕВ


КОММЕНТАРИЙ 

Алексей Тимченко, председатель приморского регионального отделения «Деловой России», эксперт ОНФ: «Общественная палата — это эффективный инструмент контроля за действиями органов власти, а также защиты интересов общества. Потребность в механизмах общественного контроля растет. Это важно и для бизнеса в том числе, поскольку предприниматели — работодатели, доноры бюджета, часть общества, которая занимается созидательным трудом.

Палата должна уделять внимание таким «якорным» проблемам, как выделение земельных участков, в особенности на территории Владивостока, проблемам точечной застройки, вопросам промышленного загрязнения и несанкционированных свалок, здравоохранения и социальной политики, миграции и рынка труда, развития сельского хозяйства и производства. Нужно работать сразу по нескольким направлениям: это и мониторинг социальных проблем, и выработка рекомендаций для органов власти региона по решению ключевых проблем, и общественный контроль наиболее острых вопросов. Важно взаимодействие с другими общественными организациями и институтами гражданского общества. Конечно, должны быть и критерии оценки эффективности работы ОП — очевидные, прозрачные и понятные населению».


 

КСТАТИ 

Как будет избираться ОП-2017

В ноябре 2016 г. депутаты ЗС ПК утвердили новые правила формирования Общественной палаты края: палата будет состоять из 30 человек, 10 из которых утвердит губернатор по представлению общероссийских и межрегиональных общественных объединений, 10 — парламент региона, и еще 10 выберут сами уже сами избранные члены ОП из числа кандидатур, представленных общественными организациями. 

Нынешний состав также включает 30 человек, которых избирали по другим правилам: по пять человек от губернатора и Заксобрания, пять самовыдвиженцев и еще 15 человек — кандидаты от местных, региональных и общероссийских общественных организаций.