Последняя любовь Наполеона

Последняя любовь Наполеона

Любовный роман — жанр, предпочитающий вопросы ответам и актуальный во все времена. Несложно почувствовать в любовных страстях далеких эпох обращение к современности. Любовная история — вечно молодая тема, причем сюжетно это интересно всегда. Но особенно захватывающим становится данный жанр, когда на театральной сцене его воплощает поистине звездный состав. Именно это сочетание интригующего сюжета и московских театральных звезд мы увидели на сцене Приморской филармонии вечером 16 февраля.

Лирическую историю последней любви Наполеона рассказал нам спектакль «Потрясающая баба» в постановке Евгения Сокольченко. Взаимные чувства императора Франции в лице актера Дмитрия Исаева и хорошенькой вдовы героя Ватерлоо, роль которой исполнила Елена Корикова, держат внимание зрителя не столько самим течением сюжета, но скорее актерским мастерством вышеназванных московских звезд. Актерский дуэт Кориковой и Исаева на сцене нашей Приморской филармонии поддержала красочная группа французских генералов в виде актеров Александра Князя, Игоря Гузуна, Михаила Павлика и Тараса Чеверноженко. Пикантная по сути любовная история рассказана московской труппой деликатно и без малейшего налета пошлости, предполагаемой интригующим названием.

Тайный роман императора, сделавшись всеобщим достоянием, начал развиваться порой вразрез с внутренней сутью вовлеченных в него персонажей. Взаимная страсть помогла разрушить барьеры между заключенным на одиноком острове низложенным лидером нации и бойкой корсиканкой, которую Наполеон мимоходом произвел в чин генерала Франции. В неписаной любовной иерархии расхожее мнение всегда выделяет лидера и кумира в той или иной сфере человеческой деятельности. В наполеоновские времена пальма первенства для француженок естественным образом досталась императору. Но любовная история Наполеона и корсиканской красавицы Жозефины вышла далеко за пределы милой интрижки.

В немногочисленной компании французских генералов и английских тюремщиков героиня Елены Кориковой оказалась естественной претенденткой на единственную, исключительную роль при отставном императоре Франции. И «корсиканское чудовище» Наполеон, и его последняя любовница были родом из Аяччо, знали и любили одних и тех же земляков, те же корсиканские песни и те же танцы. Потому-то последний роман императора оказался столь коротким. Для англичан такая «потрясающая баба» рядом с Наполеоном была заведомо неприемлема уже потому, что даже низложенный, наполовину сломленный французский император по сути своего исторического статуса должен находиться один. Причем один не только в политике, но даже в условной любовной иерархии. Несмотря на классификацию спектакля в качестве лирической комедии драматическая составляющая в этой любовной истории явно перевешивает.

Трудно вообразить, что кто-то смог бы рассказать нам странную историю любви заносчивого императора и красивой простолюдинки столь же убедительно, как актерский дуэт Елены Кориковой и Дмитрия Исаева. Стиль этой исторической трагикомедии временами действительно завораживает. И снобизм Наполеона — Исаева, и веселая дерзость героини Елены Кориковой были сыграны деликатно, тонко, на мягких полутонах.

По сути бытовой сюжет любовной интрижки присутствовал на сцене лишь номинально. Дмитрий Исаев и Елена Корикова сумели в контексте спектакля условными комедийными приемами и жестами обозначить ситуацию, оставив «за кадром» лирику отношений и боль расставания. Подобная деликатная тема у них отнюдь не декларируется, скорее чувствуется. Это был не просто высокий, а порою поразительный класс актерской техники и вдохновения, который стоило увидеть. А сама лирическая комедия под эпатирующим названием «Потрясающая баба» оказалась для меня самым ярким театральным впечатлением нынешнего года.

Андрей ГОРБОНОС, фото автора