2017-02-21T08:42:02+10:00 2017-02-21T08:42:02+10:00

Сомнительная «автогражданка»

Почему ни СТО, ни страховщики не справятся с натуральным ОСАГО

В России может заработать новый закон в сфере обязательного страхования автотранспорта. Это Центробанк решил ударить по рынку ОСАГО в типично монетаристском духе, устроив «монетизацию» наоборот: то есть автолюбители теперь вместо денежных выплат на ремонт будут получать компенсацию «натурой» — страховщики сами будут ремонтировать пострадавшие автомобили.

Какие же изменения в закон предлагают внести чиновники? Все страховые компании, работающие на рынке ОСАГО, должны будут заключить договоры со станциями техобслуживания, которые и будут ремонтировать автомобили. Правда, автосервисное предприятие не может располагаться от места проживания владельца полиса более чем на 50 км, так что далеко не пошлют. Страховая компания является и заказчиком ремонта — то есть если клиент недоволен тем, как отремонтировали его автомобиль, он должен написать жалобу страховщику, а уж в страховой компании и решат: либо удовлетворить все претензии, либо отказать.

Установлен и предельный срок ремонта — 30 рабочих дней. Плюс пять дней на оценку повреждений и выдачу направления на ремонт. Возможность же получить на руки деньги существует лишь в пяти случаях. Например, если речь идет о полной гибели транспортного средства. Или если стоимость ремонта превышает максимальный размер выплаты — то есть 400 тыс. руб. Еще одно исключение: страхователь может получить выплату деньгами, если страховщик не сможет организовать ремонт на выбранной станции техобслуживания или в случае, если ремонт не может соответствовать требованиям к ремонту, которые еще должны сформулировать в ЦБ. Наконец, на денежную выплату может претендовать человек, находящийся в «тяжелых жизненных обстоятельствах», — правда, что это такое, никто не знает, ибо критерии тяжести не прописаны ни в одном из российских законов.

У законопроекта множество подводных камней. Сергей Бирюков, генеральный директор страхового агентства «Бирюков и партнеры»: «Не ухудшит ли нововведение положение, и в предыдущие годы зачастую спорное, попавших в ДТП граждан? Безусловно, ухудшает, поскольку лишает автовладельца, по сути, права выбора формы возмещения (денежная или натуральная, что возвращает нас в… далекое прошлое), ограничивает выбор СТО неким пока совершенно непонятным списком договорных СТО, не дает никаких гарантий по срокам ремонта и его качеству… И все это делается на самом деле «в поддержку страховщиков», которые обосновывают данное нововведение как универсальное средство в борьбе с мошенниками (т. е. в понимании страховщиков — с автоюристами), а если так, то способствует повышению рентабельности ОСАГО и т. п. На самом деле это глубоко сомнительное утверждение. Проект документа абсолютно сырой и… мало похож на профессиональный, на что и указал совет при президенте РФ, который уже отклонил его и отправил на доработку.

Насколько качественным окажется ремонт автомобилей в назначенных страховщиками сервисах и кто выступит гарантом адекватности в оценке ущерба, причиненного автомобилю, и необходимой для ремонта суммы? Совершенно ясно, что «Единая методика…» будет требовать пересмотра, т. к. ремонт планируется осуществлять по ценам без учета износа. На мой взгляд, самое поразительное то, что, готовя данный законопроект, никто из его инициаторов ничего не предпринял в отношении замера мнения и состояния дел на СТО субъектов РФ. Скольким СТО интересна такая работа по «среднерыночным ценам»? Кто делал такие корреляции, сколько в стране СТО, способных комплексно и полностью прозрачно осуществлять ремонт? Какова их концентрация в регионах, кто осуществлял маркетинг сроков, порядка и качества ремонта на них? Не получим ли мы очереди в полгода и т. п.? Ответов на эти вопросы нет, а законопроект есть.

Как страховые компании будут находить и взаимодействовать с автосервисами по новой схеме работы ОСАГО? Что делать с гарантийными автомобилями, купленными в дилерских центрах? Страховщики должны самостоятельно отобрать такие СТО, договориться с ними об условиях взаимодействия (при этом пока нет никаких законодательных требований, правил в этой связи, отсюда не ясно, о чем они будут договариваться). Гарантийные ТС должны быть отремонтированы в дилерских центрах. Если экстраполировать нынешние фактические отношения «страховщик — СТО» по договорам каско (а таких СТО, как правило, от трех до пяти у страховщика в регионе) на планируемые объемы по договорам ОСАГО, то со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что с этой работой не справятся ни СТО, ни страховщики».

 

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ