2017-02-28T10:16:31+10:00 2017-02-28T10:16:31+10:00

Пять лет больших решений

Курс на прозрачную экономику

Ровно пять лет назад, 28 февраля 2012 г., Владимир Миклушевский был назначен врио губернатора Приморского края, а 16 марта по предложению президента РФ Законодательное собрание наделило его полномочиями губернатора. В тот непростой период регион нуждался в новом руководителе.

В Приморье вовсю еще были слышны отголоски «нулевых», которые, в свою очередь, были логическим продолжением «лихих девяностых»: на федеральном уровне наш, 25-й, регион упоминался преимущественно в контексте криминальных тем различного масштаба, от новостей общеуголовного плана до коррупции в высшем эшелоне региональной власти.

Такое положение дел сказывалось на привлекательности экономики — непрозрачность управленческих схем отталкивала потенциальных инвесторов. А все ждали эпохальное событие — саммит АТЭС. Должны были вовсю сдаваться обещанные федеральным властям объекты (по многим из них до сих пор идут суды). Для «ворот» Российской Федерации в Азии такое положение вещей было, разумеется, неприемлемо, имидж и ситуацию в регионе требовалось срочно менять.

На первой же пресс-конференции в новой должности Владимир Миклушевский объявил о своем первостепенном намерении декриминализировать край и разобраться с коррупцией. «Люди, которые приходят на руководящие посты для того, чтобы воровать и брать взятки, а не работать на благо населения, должны понимать, что наказание обязательно последует, — говорил он. — Моя принципиальная позиция — бороться с коррупцией, невзирая на чины».

И вот прошло пять лет. По официальной статистике краевого МВД, в последние годы в крае ежегодно уменьшается объем преступлений. Общий объем снижения криминальных случаев за прошлый год — 17,4%. В 2015 г. по инициативе Миклушевского был создан департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений. А до этого, в 2013-м, заработала сеть многофункциональных центров «Мои документы», созданная в первую очередь для борьбы с бюрократией, а вслед за тем — и со взяточничеством. Расчет простой: чем меньше люди будут взаимодействовать с чиновниками, принимающими решения напрямую, тем меньше будет соблазнов у всех сторон. Тем более что единые окна позволяют получать необходимые документы быстро и просто. Так, к 2017 г. в Приморье было открыто 38 МФЦ и 75 их подразделений.

Светлана Горячева, член Совета Федерации РФ: «Еще 10 лет назад край был неблагополучным регионом, в котором комфортно жилось только правящей элите и криминальным авторитетам. Приморье возглавлял человек с сомнительным прошлым и криминальной кличкой. Не секрет, что у власти стояли его люди, которые контролировали весь край. Говорить о развитии предпринимательства даже не приходилось — представители бизнеса бежали из региона. Правящая элита безбоязненно приватизировала и продавала государственную собственность. Регион был пропитан коррупцией и вседозволенностью.

Среди первых решений Владимира Миклушевского в 2012 г. было выделение денег на достройку центра культуры села Вольно–Александровского и реабилитационного центра «Ласточка» в селе Гражданка. Учреждения запустили в эксплуатацию (притом что при Дарькине намеревались приватизировать).

Новый губернатор произвел смену управленческой команды. Сейчас у власти нет неприкосновенных чиновников — это принципиальная позиция Владимира Миклушевского. Исключений не составляют даже его заместители. Если человек злоупотребляет своими полномочиями, он доложен быть наказан. Я поддерживаю эту позицию. Считаю важным отметить, что с новым руководством в собственность государства удалось вернуть распроданные здания в центре Владивостока. Это тысячи квадратных метров, которые все это время могли бы использоваться под учреждения культуры, музеи, театры и другие нужды населения».

Благодаря и этим и другим факторам регион во время первых двух Восточных экономических форумов получил то, к чему шел. С администрацией Приморья были подписаны инвестиционные соглашения на сумму более чем в 300 млрд руб. Несмотря на все уверения скептиков о том, что после саммита АТЭС Приморье не дождется столь же значимого развития, регион с задачей по росту экономики справился. Край поднялся на четыре пункта в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ, а к концу 2016 г. Приморский край вошел в пятерку рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России (по версии Агентства стратегических инициатив).

Александр Абрамов, директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР, профессор ДВФУ: «Это был прорывной рост экономики. Теперь на территории Приморского края сосредоточены федеральные, межрегиональные, региональные, межмуниципальные и международные функции, и Приморье и Владивосток их, конечно же, выполняют. После этого прорывного роста экономики Федерацией были приняты меры по развитию новых институтов на территории Дальнего Востока. И, в основном на территории Приморского края, они получили бурное развитие. Речь идет о законе по созданию территорий опережающего развития, законе о свободном порте Владивосток, об особых условиях предоставления земли — так называемом законе о «дальневосточном гектаре», принятии новой концепции развития приграничных территорий, крупных инвестиционных проектах, которые были запущены. Пошли первые инвестиции — это и завод по производству удобрений под Находкой, и судостроительная верфь и ТОР в Большом Камне, инвестпроекты в ТОР «Михайловская» и Надеждинская».

Как считают эксперты, амбициозной команде Миклушевского, взявшейся за новую экономическую парадигму — активное участие в федеральных программах, расширение промышленных проектов, привлечение иностранных инвесторов и решение социальных вопросов, — еще предстоит много работать, чтобы продемонстрировать не формальное, а реальное изменение ситуации в регионе к лучшему. Но и за пять лет ситуация существенно изменилась. Так что можно говорить, что после саммита АТЭС 2012 г. и уже состоявшихся двух ВЭФ позиционирование Дальнего Востока в АТР улучшилось, а Приморье перестало рассматриваться как депрессивная территория.

Алина ПТАХОВА

 


«Сейчас уже пришли новые лица совершенно, все другое»

О нравах, царивших в Приморском крае в те времена, когда декриминализацией власти были озабочены исключительно в правоохранительных органах (да и то далеко не все), поведал полковник Александр Златкин, бывший начальник отдела УФСБ ПК в г. Уссурийске. Приводим небольшую часть стенограммы его выступления в суде в декабре 2015 г. в процессе рассмотрения дела о заказном убийстве уссурийского криминального авторитета, совершенном в 1998 г. Напомним, что в организации убийства обвинялся авторитетный уссурийский бизнесмен Александр Расторгуев, в итоге признанный виновным и осужденный на 16 лет.

Судья: Скажите, пожалуйста, чем обусловлен интерес ФСБ к уголовному делу, возбужденному по факту убийства 17 лет назад?

А. З.: ФСБ России работает на основании закона «О ФСБ». Статья 10 закона предусматривает, что одним из направлений оперативно-служебной деятельности органов безопасности является борьба с организованной преступностью. Криминальная группировка, организованное преступное сообщество, возглавляемое Александром Борисовичем Расторгуевым, представляло, по моему мнению, по мнению руководства моего, угрозу безопасности РФ, конкретно локализованную в определенном муниципальном образовании Приморского края. Значит, работа против этой группировки входила в прямую компетенцию органов безопасности.

— Почему не привлекали, по вашему мнению, столь длительное время Расторгуева к уголовной ответственности за данное преступление?

— По моему убеждению, указанные лица не привлекались к уголовной ответственности в силу того, что… Не надо никому рассказывать о том, что в девяностые годы правоохранительная система России серьезно деградировала, и, скажем так, у групп криминального характера, которые имели доступ к высокодоходным сферам бизнеса, имелась возможность откупаться, покупать себе правоохранителей, которые закрывали глаза либо противодействовали всестороннему расследованию уголовных дел в отношении них. Это общий, скажем так, ответ.

Если конкретизировать в части истории Приморского края, то, по моему глубокому убеждению, группировка Расторгуева была аффилирована с административно-финансовым кланом, который с начала двухтысячных годов фактически захватил все сферы экономической жизни, политической жизни в Приморском крае и был аффилирован к действовавшему тогда губернатору Приморского края, который пришел на смену Наздратенко. У них был серьезный административный ресурс, в т. ч. и в правоохранительном блоке. Года с 2007-го никакой возможности реализовать поступающие оперативные материалы у правоохранительных органов не было. Это объективно.

— Скажите, пожалуйста, возбуждались ли уголовные дела в отношении коррумпированных чиновников, которых вы называли «аффилироваными»? И назовите фамилии их.

— Как я сказал, до 2007 года тяжело было работать по всем этим направлениям, которые были так или иначе аффилированы и соблюдали интересы административно-хозяйственного клана, про который я сказал. Но с 2007 года в крае действительно произошли перемены, в первую очередь это связано с тем, что в нескольких органах — правоохранительных, надзорных — поменялось руководство. Значит, прибыли люди из других регионов, которые не имели здесь никаких личных связей, контактов. В качестве первых руководителей они взяли курс на декриминализацию Приморского края.

Первым результатом я считаю задержание с поличным вице-губернатора Шишкина. Второй результат — это отработка в полном объеме массы оперативно-разыскной информации, которая имелась и в Управлении ФСБ, и в Управлении МВД по Приморскому краю в отношении действовавшего тогда мэра Владивостока Николаева. В дальнейшем был небольшой промежуток более мелких реализаций, причем хочу подчеркнуть, что все эти реализации происходили под эгидой прокуратуры, они были совместные ОМВД и ФСБ, это все совместно. Вот так реально происходил процесс декриминализации.

В конечном итоге докатилась эта волна и до первого лица края, до Дарькина. Вы знаете, что сейчас дело Мещерякова продолжает слушаться в суде. Дарькин Сергей Михайлович стал, к сожалению, неустановленным лицом. Ну, я сам участник этих событий, и я вам так скажу: в силу того, что на каком-то этапе правоохранительные органы чуть-чуть «подыспугались», что ли, — слишком большие фигуры замаячили в этой ситуации — было допущено несколько ошибок. В частности, дали возможность уйти за границу Степанченко, а я сам был в группе, которая должна была его задерживать, сидел в машине и видел, как он мимо меня в десяти метрах проезжает. Вот. А мне никто не дал команду остановить, повестку вручить на допрос… Не дали команду. Ну, и в силу того, что наступательность была утрачена, то и возможность привлечь первое лицо к уголовной ответственности была исчерпана.

В дальнейшем, когда я уже перевелся в город Уссурийск, в 2010 году, я перевелся сюда с конкретными задачами продолжения процесса декриминализации уже в отдельном муниципальном образовании. В первую очередь это касалось группировки Расторгуева. Я считаю, что нынешний процесс — это звено одной цепи с теми процессами, которые я вам назвал в отношении лиц тех, которых я вам назвал. Это завершающая стадия, сейчас уже пришли новые лица совершенно, все другое. Группировка Расторгуева, думаю, это одна из последних, которые, скажем так, выросли в девяностых и продержались до настоящего времени.


 

ГОСЗАКУПКИ 

«Заказчик получает «откат», а поставщик может закрыть глаза»

На вопрос, что происходит в России, можно и сейчас ответить: «Воруют!» Фраза, сказанная историком Николаем Карамзиным 200 лет назад, коротко, но метко описывает современную российскую действительность. Особенно в госзакупках. «К» приводит прямую речь Дмитрия Кириченко, старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции прокуратуры Приморского края, которую он высказал в конце прошлого года на круглом столе во Владивостоке «Практики противодействия коррупции. Основные направления антикоррупционной работы в сфере государственных закупок».

«Тема, действительно, очень острая, поскольку охватывает не только предпринимателей, но и государство, и муниципальные образования, связана она с обслуживанием и правильным использованием бюджетных средств, которые выделяются на нужды общества и государства в целом, — сказал Дмитрий Кириченко. — Со своей стороны, я бы хотел поговорить на тему, которая, возможно, недостаточно освещена и не касается напрямую процедуры госзакупок, но тем не менее она важна для каждого участника закупок, как со стороны поставщиков, так и непосредственно заказчиков: «Урегулирование конфликта интересов, предотвращение возникновения конфликта интересов как механизм противодействия коррупции».

Нарушение требований государственного законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, даже самое незначительное, может способствовать совершению преступления, в том числе связанного с незаконной передачей денежных средств, так называемых откатов. В подтверждение этих слов можно выявить одно из самых ярких нарушений, которое мы выделяли в последнее время: «Коррупционное проявление и принятие мер, направленных на профилактику коррупции». Например, заказчиком не размещен или несвоевременно размещен план-график закупок на текущий год. На первый взгляд, ничего существенного, формальное нарушение закона. Однако это не совсем так. Известно, что наиболее простой способ заключения контракта с нужным лицом — это лишить потенциальных участников своевременной и достоверной информации о предстоящих торгах. Утвержденное нарушение может произойти по двум причинам: случайно либо намеренно с целью ограничить круг потенциальных конкурентов для своего будущего поставщика. Это в дальнейшем не бескорыстно для обеих сторон. Заказчик получает «откат», а поставщик — надежного партнера, который в дальнейшем может закрыть глаза на несвоевременное или недоброкачественное выполнение заказа, или, что тоже нередко случается, — вовсе его неисполнение.

Уже почти три года действует 44-й федеральный закон, основной целью которого является внедрение единого «прозрачного» механизма в цикл формирования и размещения первичного заказа и исполнения контракта. В соответствии с 10-й статьей федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимают ситуацию, при которой личная заинтересованность, прямая либо косвенная, может повлиять либо повлияет в дальнейшем на объективное и беспристрастное исполнение своих обязанностей. Кроме того, во второй части этой статьи дается определение понятию личной заинтересованности. Под личной заинтересованностью понимают возможность получения доходов в виде денег, имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов каких-либо выполненных работ уполномоченным лицом либо состоящим с ним в близком родстве. Стоит отметить, что понятие личной заинтересованности претерпело значительные изменения по сравнению с его первоначальной редакцией. Сейчас под это определение попадает очень широкий круг интересов.

Если коротко остановиться на основных моментах, связанных с предотвращением конфликта интересов, которые следует знать и соблюдать непосредственно участнику госзакупок, можно вынести следующее. Декларация является обязательной и должна носить письменную форму. Круг лиц, одновременно участвующих в закупках, определяется 44-м ФЗ. Кроме того, если заказчиком является некоммерческая организация, данная ситуация объективно является тем случаем, при котором возникает конфликт интересов. Участники закупок должны соответствовать нормам и требованиям 44-го ФЗ в части о конфликтах интересов с момента подачи заявки и до момента выявления победителя и заключения контракта. В противном случае институт урегулирования конфликтов интересов лишается всякого смысла.

Таким образом, заключение контрактов в условиях конфликтов интересов влечет за собой негативные последствия для обеих сторон. Участник закупки исключается из любой ее стадии, а лицо со стороны заказчика может быть уволено в связи с утратой доверия».

Записал Константин МИРОНОВ

 

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ