2017-03-07T13:25:31+10:00 2017-03-07T13:25:31+10:00

Снеговая Падь вмешалась в нарезку

Схему избирательных округов Владивостока вновь изменят

В сентябре на выборах в думу Владивостока будет применяться новая схема избирательных округов. В определенной степени нарезка наследует существующие границы, однако в некоторых случаях очертания подмандатных территорий изменились сильно. Есть округа, от которых прежним остался только номер.

Первый созыв думы Владивостока был избран в 2001 г., последующие избирались в 2003, 2007 и 2012 гг. Каждый раз выборам предшествовало изменение границ избирательных округов. Менялось количество самих депутатов, а также система формирования городского парламента — с 2007 г. 17 депутатов избирается по одномандатным округам, 18 — по единому избирательному округу (по партийным спискам).

В соответствии с законом, в декабре Владивостокская городская муниципальная избирательная комиссия (ВГМИК) определила схему одномандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, обозначены границы частей территории Владивостока, указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. На заседании, которое запланировано на 30 марта, депутаты думы Владивостока должны будут предложенную схему утвердить.

Что изменится? Впервые нарезка закладывается на 10 лет, то есть на два избирательных цикла. Факторов, которые учитывала ВГМИК при формировании схемы, несколько. Общее количество избирателей во Владивостоке за пять лет практически не изменилось. На 1 января 2012 г. их было 446 886 человек, на 1 июля 2016-го стало 446 223.

Однако внутри города электорат несколько перераспределился. Законодательно не прописано, что округа должны соответствовать границам городских районов. Практически их формируют с учетом административно-территориального деления города. Связано это с тем обстоятельством, что в каждом из районов города работают территориальные избирательные комиссии. Удобно, когда при подсчете голосов каждый участковый избирком замыкается на одну из ТИК. Так что нарезка округов учитывает границы городских районов.

Между тем за прошедшие годы уменьшилась численность избирателей в Первомайском и Ленинском районах — на 4 тыс. в каждом. Значительно увеличилась численность избирателей в Первореченском районе — с 97,4 до 103,8 тыс. человек. В основном произошло это в связи с заселением нового микрорайона Снеговая Падь. Больше чем на тысячу выросла численность избирателей в Советском районе (с 84,2 до 85,5 тыс.).

Другой важный фактор связан с тем, что остров Русский, где проживает 3,5 тыс. избирателей, стал связан с Первомайским районом мостом. Если раньше остров был отделен от города и его можно было присоединить к любому округу, то теперь островную территорию логичнее привязывать к территории по ту сторону моста, к «Первомайке». Как отмечает электоральный юрист Юрий Коровин, новая схема нарезки во многом повторяет действующую схему, она сохраняет некую преемственность округов. Но некоторые границы изменились существенно.

Из-за развития Снеговой Пади четвертый округ теряет половину территории на западе и расширяется на восток. 14-й округ из Ленинско-Фрунзенского стал Фрунзенско-Первореченским. Седьмой округ, ранее располагавшийся строго в границах Первореченского района, теперь переместился на север, при этом захватив и часть территории Советского района. Получается, что ни один из домов, ранее расположенных в седьмом округе, теперь сюда не входит. Сильно изменились очертания пятого, шестого, 15-го округов. Впрочем, стоит отметить, что нынешняя перетряска не является чем-то экстраординарным — и в прошлые годы границы округов менялись существенно.

Средняя норма представительства избирателей на округе — 26 248 избирателей. Колебания возможны не более чем на 10% в ту или другую сторону — от 23 624 до 28 871 человека. Естественно, предложенная схема указанным условиям соответствует. Однако является ли она оптимальной — с учетом возможного перемещения электората — большой вопрос. Авторы схемы где-то изменили нарезку кардинально, а где-то — чисто символически.

По факту численность избирателей в округах сильно различается. Допустим, в округе № 2, куда входит часть пригородной территории, Шамора, территория, идущая от Шаморы до «Зари» и Кирова, численность электората — 24,1 тыс. В округе № 3 (Русская — Давыдова) — 24,4 тыс., в пятом (от Военного Шоссе до ТД «Максим», включая Днепровскую) и 14-м (Башидзе, Тополиная аллея, Томского, Хабаровская, Амурская, Мельниковская, Некрасовская, с. Береговое) — по 24,6 тыс. Есть в то же время округа (с девятого по 12-й), расположенные в Первомайском районе, где количество избирателей — от 28 417 до 28 686. Таким образом, выходит, что количество избирателей на самом большом и самом маленьком округах различается более чем на 4 тыс. человек. А это больше, чем проголосовало за победителя на любом из одномандатных округов в 2012 г.

Как отмечает политолог Петр Ханас, изменение границ округов, как правило, приводит к переменам в количестве и местоположении участковых избирательных комиссий. В день выборов избиратель приходит на привычное место, но, как оказывается, не может там проголосовать. В проигрыше оказываются и те из действующих депутатов, которые переизбираются на новый срок. С пересмотром схемы округов они рискуют потерять часть электората, с которым, возможно, работали годами.

По информации Петра Ханаса, несовершенство схемы, которую предстоит рассматривать гордуме, связано с тем, что она не учитывает новых серьезных изменений. В настоящее время на уровне Госдумы обсуждается очередной пересмотр выборной системы. К новшествам относится то, что максимальное число избирателей, прикрепленных к УИК, будет снижено с 3 до 1,5 тыс. Также либерализируются требования к сбору подписей в поддержку кандидатов, отменяются открепительные удостоверения, создаются кол-центры.

Данные изменения связаны с выборами президента страны в 2018 г. Впрочем, как отмечает Ханас, «с учетом того обстоятельства, что в нашей стране избирательный процесс — явление постоянное», их было бы неплохо учесть и к городским выборам.

Константин СЕРГЕЕВ


КОММЕНТАРИИ 

Михаил Веселов, председатель комитета думы Владивостока по местному самоуправлению, правопорядку и законности: «Предвосхищая обычные протесты некоторых лиц — никакой ангажированности в предложенной нарезке нет. ВГМИК сработала профессионально. Да, границы некоторых округов серьезно изменились. Но это проблема больше для кандидатов и избирательных штабов. Простые владивостокцы будут в день выборов ориентироваться на участковые избирательные комиссии, куда придут отдать свой голос. Изменение границ округов строго соответствует реалиям сегодняшнего дня по численности избирателей и количеству домов.

Нарезка изменялась по строительным и демографическим причинам. Во Владивостоке появились новые жилые дома и даже целые микрорайоны. Мы предлагали к 1 марта общественным организациям и политическим партиям внести в наш комитет замечания по схеме, которые у них имеются. Таковых не поступило».

Юрий Коломейцев, директор Центра социальных инноваций «Черный куб»: «Для избирательной комиссии, организующей выборы, и представительного органа, в этом процессе участвующего, смена границ избирательных округов — это вынужденная необходимость, которая продиктована соблюдением фундаментальных законов Российской Федерации о выборах и, соответственно, гарантией избирательных прав граждан.

Простая проблема: нужно соотнести территорию и количество избирателей. У всех избирателей должны быть равные права, в том числе и на победу их кандидата. Для оппозиционных партий это, конечно, причина поговорить о том, что партия власти делает все, чтобы их оппонентам было невыгодно и неудобно. По этому поводу я всегда говорю, что для партий нарезка — это не проблема. Всероссийские политические партии должны работать с населением, не только по округам во Владивостоке, а по всему региону и стране. Если изменение нарезки для партии — большая проблема, то эта партия не работает».

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ