2017-03-07T00:35:44+10:00 2017-03-07T00:35:44+10:00

Национальные особенности утиной охоты

Скепсис «мятущейся интеллигенции» к опостылевшему образу жизни

Что нового можно рассказать о пьесе Александра Вамиплова, столь хорошо знакомой театралам по многочисленным постановкам? Премьера драмы в двух действиях «Утиная охота» для Драматического театра Тихоокеанского флота стала обращением к пьесе, уже ставшей для современной России драматургической классикой.

Вампилов вложил немалую долю горького сарказма в само понятие «утиная охота», где охота — и не охота вовсе, а скорее мечта, освобождение от повседневности, глоток свежего воздуха для главного героя. А сам главный герой — отнюдь не «герой», а инфантильный рефлексирующий неудачник, банально надломленный жизнью. Его существование — бесконечная череда мелких и больших потерь, утрат, трагических разочарований. Пожалуй, единственная отдушина Зилова (в исполнении актера Сергея Лисинчука) — возможность вырваться из проторенной колеи, некая наивная мечта о том далеком туманном озере и летящей утиной стае.

Но утиная охота и мир действительности находятся в непримиримом противоречии друг с другом, охота для Зилова здесь лишь очередное горькое разочарование в ряду других. Мотив разочарования как итог неизбежного столкновения мечты с прозой жизни становится в пьесе Вампилова ведущим. Знаменитый автор не церемонится с героем, словно цель его в конце концов — лишить Зилова иллюзий. Последняя великая иллюзия рассыпается на его глазах, пока Зилов последовательно предает своих любимых женщин (в исполнении актрис Е. Удатовой, Е. Колесниковой и Т. Иванашко), оставшись без прошлой возлюбленной, без будущего в лице влюбившейся в него студентки и без настоящего в виде бросившей его жены.

К чести режиссера Сергея Руденка должен заметить, что он не стал нагнетать и без того давящую атмосферу драмы Александра Вампилова, поставив большую часть поворотов сюжета без мрачного надрыва. При всей индивидуальной выраженности характера Зилова, этот герой Вампилова своего рода «типичный представитель» современной автору «мятущейся интеллигенции» с ее скепсисом к штампам, догмам и собственному опостылевшему образу жизни. Пока все как всегда — рядом верные друзья Кузаков (В. Карпеченко) и Саяпин (К. Денисовец), имеется давняя любовница, свежее романтическое увлечение и всепрощающая покладистая жена, — это воспринимается как данность. А когда привычное существование внезапно лопнуло, как мыльный пузырь, выясняется, что Зилов не только нормально жить не в состоянии, он и умереть-то как следует не умеет.

Заряженное ружье, по-чеховски висевшее в углу сцены, так и не сумело выстрелить. Попытка небытия для Зилова — это стремление выбраться из той прострации, куда он сам себя загнал чередой банальных неудач и пьяных глупостей. Столкновение самовлюбленности, которой Вампилов щедро наделил своего наиболее известного сценического персонажа, с ясным осознанием собственной заурядности приводит Зилова в тупик. Никому не нужный человек, делавший никому не нужную работу рядом со столь же ненужными клерками, не способный ни дружить, ни любить по-настоящему. Непонятно, сохранилась ли там, внутри данного тела, по-настоящему живая душа, или по инерции функционирует, пьет водку и плывет по течению давно опустевшая оболочка.

Речь здесь даже не идет о невозможности для Зилова обрести некую интеллектуальную и эмоциональную гармонию бытия. По своей структуре пьеса «Утиная охота» — не роман одного героя, скорее повествование без героев вообще. Никто из имеющихся персонажей — ни сам Зилов, ни Кузаков с Саяпиным, ни деловитый Дима-официант (актер С. Гончаров) — не может в принципе реализовать свой духовный и творческий потенциал. Зилов и компания — представители поколения, которое уже не верит в обещанное светлое будущее и со здоровым цинизмом существует в затхлой атмосфере своей тихой, но последовательно вырождающейся в духовном плане среды эпохи застоя. Причем делает этих безобидных в общем-то циников симпатичными для меня персонажами неумолимо надвигающаяся эпоха — кооператоров 80-х, «приватизаторов» 90-х и прочих мрачных персонажей из фильма «Жмурки», пришедших на смену в меру интеллигентным героям Александра Вампилова.

Андрей ГОРБОНОС, фото автора

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ