Пиво протекает в Китай

Но приморские игроки пенного рынка пока не у дел
Пиво протекает в Китай
PressFoto

Объем поставок российского пива в Китай растет, не уступая в этом отношении мороженому. Тон здесь задают крупные компании, которые, в частности, хотят поставлять в Китай пиво в запрещенных в России больших ПЭТ-упаковках. Небольшие пивоваренные заводы из Приморья тоже пытаются пробиться на рынок КНР.

До конца 1990-х контролируемый государством импорт продуктов питания в КНР теперь во многом занят частными компаниями со всего мира. Среди поставщиков пива к КНР лидирует Германия. Объем экспорта пива из России в Китай в 2016 г. в физическом выражении увеличился на 57% — до 21,7 тыс. тонн. В денежном выражении рост произошел на треть, до $9,9 млн, следует из открытых данных ФТС России.

Пиво в Китай везут со всей России. По данным таможни, в прошлом году больше всего алкоголя экспортировали Дальневосточный и Центральный федеральные округа: отсюда в КНР было вывезено 8,8 и 7,6 тыс. тонн пива соответственно. «Доля Китая в экспортных продажах компании «Балтика» среди стран дальнего зарубежья составляет около 15% и продолжает расти, — отмечает управляющий по работе с органами власти и корпоративным отношениям филиала «Балтика — Хабаровск» Надежда Комарова. — Это связано с рядом факторов, таких как повышение интереса китайцев к российским товарам и укрепление юаня». 

Пока китайцы в основном пьют то же, что и массовый потребитель в самой России. Это пиво растиражированных брендов, без особых изысков. Так, «Балтика» экспортирует 12 брендов и 40 ассортиментных единиц с нескольких производственных площадок. Основной объем приходится на сорта линейки бренда «Балтика». Также китайские потребители употребляют напитки «ДВ», «Большая кружка», Zatecky Gus, «Жигулевское дальневосточное». Поставляется продукция в разных видах упаковки: банке, бутылке и ПЭТ-бутылке. Напомним, с 1 января 2017 г. производство пива в ПЭТ-таре объемом более 1,5 литра запрещено.

«В Китае спросом пользуется и пиво в ПЭТ-упаковке объемом более 1,5 литра, — отмечает Надежда Комарова. — Поэтому возможно снятие в России запрета на экспортное производство пива больших объемов в ПЭТ. При проработанном механизме недопущения попадания подобного пива на внутренний рынок это будет способствовать развитию несырьевого экспорта как одного из приоритетных направлений государственной экономической, промышленной политики, как принципиального условия успешной реализации отраслевых стратегий и программ».

Между тем в Приморском крае немало небольших компаний, которые производят «живое» пиво с небольшими сроками хранения. У них опыт работы на китайском направлении тоже имеется, но пока не самый удачный. В компании «Келлерс» сослались на небольшой опыт поставок в Китай, после которого от идей экспорта отказались. «Живое» пиво по срокам не выдерживается. В компании «Барк» отметили, что в 2016-м и особенно в 2015-м был большой бум предпринимателей из КНР, которые интересовались продукцией завода. Но в сухом осадке остался лишь один контрагент, которому были сделаны две поставки небольшого объема продукции в Харбин. На этом сотрудничество прекратилось. Как предполагают в «Барке», «с реализацией пива не все в порядке».

При этом в «Барке» считают, что китайское направление — выгодное, поэтому ищут выходы и отказываться от его разработки не собираются. «Китайский рынок перенасыщен, много как местных производителей, так и завозной продукции. А у крупных производителей из России, таких как «Балтика», себестоимость пива ниже», — отметили в «Барке».

«Очень интересует» китайское направление и генерального директора ООО «Партизанский пивзавод» Владимира Красикова: «Мы делали две поставки в КНР. Отмечу, китайцы пока не научились работать с «живым» пивом. Срок хранения у нашей продукции — всего две недели. Поэтому в КНР популярнее пиво, которое делается по ускоренному принципу на «Балтике» и на заводе «Москва-Эфес» во Владивостоке. В общем, это практически та же продукция, что делается в самом Китае (пиво «Харбин»). Знаю, что в КНР очень популярна ПЭТ-упаковка».

Владимир Красиков замечает, что имеются сложности с растаможиванием пива, получением разрешений и сертификатов, причем с китайской стороны. Как предполагает пивовар, связано это с негласной политикой защиты собственного производителя властями КНР. Интересно, что крупные производители таких проблем не испытывают.

«С точки зрения требований санитарии выход на рынок Китая для товаров нашей категории довольно прост, — говорит Надежда Комарова. — Каждая партия пива проходит обязательную экспертизу в государственной лаборатории санитарно-гигиенической службы Китая. На каждую партию выдается соответствующий сертификат с указанием наименования продукции, номера контейнера или вагона, в котором прибыл товар, количества упаковок в партии и срока изготовления. Требования соответствуют международным».

На условиях конфиденциальности приморские производители отмечают, что в работе с китайскими партнерами хватает нюансов. Чаще возникают проблемы с небольшими фирмами. У партнеров есть желание, финансовый ресурс, но не хватает компетенции в алкогольной сфере. Из-за чего возникают проблемы, связанные с пересечением границы, со сбытом.

Появляются вопросы и к чистоплотности партнеров. К примеру, российская компания работает определенное время с контрагентом в КНР. Когда торговая марка из России более-менее раскручивается в Китае, партнеры копируют ее и начинают гнать свою продукцию под данным брендом. Когда российская компания пытается судиться и что-то доказывать, процессы, как правило, затягиваются.

Константин СЕРГЕЕВ


КОММЕНТАРИЙ 

Алексей Кабанченко, заместитель генерального директора ОАО «Синергия — Восток»: «Что касается алкогольных напитков, рынок Китая интересный и сложный. Интересен большой емкостью, всепоглощаемостью. Сложен в силу менталитета, других законов и так далее.

Российская продукция пользуется спросом. У китайцев есть распространенное убеждение, что продукция с натуральными ингредиентами («панты на меду» и так далее) оказывает лечебное действие при определенных заболеваниях. Пьется крепкий алкоголь, пьется вино. Что касается продукции, которую выпускает «Уссурийский бальзам», мы работаем с китайцами не на постоянной основе, а на отдельных поставках,  на партиях».

 

Экономика и бизнес
В Приморье налоговая предъявила претензии рыболовецкому колхозу
В Приморье налоговая предъявила претензии рыболовецкому колхозу
Известное предприятие задолжало бюджету десятки миллионов
Сегодня, 10:27
Сбербанк предложил ЦБ почистить «черный список» предпринимателей
Сбербанк предложил ЦБ почистить «черный список» предпринимателей
Из-за подозрений в отмывании доходов многие счет оказались заблокированными
17 февраля 2018, 08:57
Банк России предложил запретить уличные табло с курсами валют
Банк России предложил запретить уличные табло с курсами валют
Цель нововведений регулятор не пояснил
17 февраля 2018, 08:10
«Экспресс Приморья» будет 12 лет расплачиваться с долгами
«Экспресс Приморья» будет 12 лет расплачиваться с долгами
Оператор приморских электричек раскрыл данные по кредиторской задолженности
16 февраля 2018, 11:52
Заторможенная реакция: соцсети разочарования и «грязные» аккаунты
Заторможенная реакция: соцсети разочарования и «грязные» аккаунты
Дальневосточники в сфере интернет-продвижения сильно отстают от своих коллег в центральной части страны
16 февраля 2018, 08:43
У известной в Приморье страховой компании появились серьезные проблемы
У известной в Приморье страховой компании появились серьезные проблемы
Непростая ситуация может привести к банкротству
16 февраля 2018, 07:57