2017-03-14T12:33:30+10:00 2017-03-14T12:33:30+10:00

Вторжение МФО

Бизнес все чаще прибегает к микрокредитованию

Микрофинансовые организации (МФО) массово удлиняют сроки и увеличивают суммы займов, приближая их к традиционным банковским кредитам. И хотя занимать у МФО гораздо дороже, чем у банков, спрос на такие продукты появился даже у бизнеса.

В Приморье общий портфель выданных займов МФО по итогам третьего квартала 2016 г. составил 85,5 млрд руб., что на 36% больше, чем за аналогичный период 2015 г. Из них почти более 24% приходится на займы малого и среднего предпринимательства (МСП): 10,7% суммарного портфеля займов МФО составляют микрозаймы юридическим лицам (малым предпринимателям) — 9,2 млрд руб., 13,4% — микрозаймы индивидуальным предпринимателям (11,5 млрд руб.).

«В третьем квартале 2016 г. наблюдался рост портфеля микрозай­мов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, портфель микрозаймов индивидуальных предпринимателей увеличился на 5,5%, юридических лиц — на 6,2%. Общий размер портфеля микрозаймов, предоставленных на развитие МСП, увеличился до 20,6 млрд рублей», — сообщили корр. «К» в Дальневосточном ГУ Банка России.

Это привело к существенному увеличению совокупного количества заключенных договоров (+74,2% к значению за аналогичный период предыдущего года) и объемов выданных за период микрозаймов (+44,5%). Одновременно вырос объем денежных средств, привлеченных МФО (на 3 млрд руб. по сравнению с 2015 г., до 13,9 млрд руб.). «Рост обусловлен притоком денежных средств, предоставленных МФО юридическими лицами», — добавили в Дальневосточном ГУ Банка России.

В портфеле МФО почти четверть займов приходится на поддержку малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, и в основном эти займы предоставляют так называемые МФО предпринимательского финансирования, выделенные Банком России в отдельный реестр на сайте. Такие МФО имеют возможность выдавать займы по ставкам от 10% годовых. Но при этом у них существует обязанность не менее половины (50%) займов направлять на поддержку приоритетных отраслей экономики — это импортозамещение, производство, сельское хозяйство и т. п. Тем не менее представители МФО отмечают, что кредитование бизнеса происходит.

Сергей Кривоносов, генеральный директор «СДП Групп»: «Тот, кто идет за кредитом в МФО, — это уже не бизнес, ставки в банках 13–18%, а у нас годовой процент составит в лучшем случае 180%, смысла обращения в МФО за большим кредитом под такой процент я лично не вижу. Хотя такие случаи действительно есть, но нужно понимать: люди обращаются не за полноценным кредитом, а за краткосрочным займом. Мы работаем по формуле: «Быстро, но дорого = займ. Долго, но дешево = кредит». .

Между тем МФО занимают важный сегмент финансового рынка и выполняют важные задачи. В частности, МФО финансируют более рискованные проекты и стартапы в сегменте малого и среднего предпринимательства. Также рассчитывать на получение займа в МФО могут и клиенты, которых не кредитуют банки из-за, например, отсутствия кредитной истории. Сергей Кривоносов уверен, что банки не смогут занять эту нишу в связи с большой долей невозврата и необходимостью иметь громадный штат персонала.

Банкиры вторжения микроконкурентов в свой продуктовый сегмент не опасаются. В пресс-службе ВТБ24 считают, что крупные банки и микрофинансовые организации работают с разными клиентскими сегментами. Например, ВТБ24 кредитует уже зрелый малый бизнес, который действует на рынке не менее шести месяцев и отвечает определенным требованиям. «В 2016 г. ВТБ24 выдал кредитов малому бизнесу на общую сумму 116 млрд рублей, по объему финансирования вернувшись на уровень 2014 г. Спрос на кредиты растет, на это влияют несколько факторов: во‑первых, снижение ставок, во‑вторых, упрощение процедуры получения финансирования. Другими словами, получить кредит стало дешевле и проще. Главный вопрос предпринимателей, когда речь идет о кредитах, — снижение ставок. В прошлом году ВТБ24 последовательно их снижал, сейчас мы предлагаем одни из самых выгодных условий на рынке (11,5% по ряду программ). В 2017 г. ставки банков будут зависеть от динамики ключевой ставки ЦБ и общей стоимости ресурсов на рынке», — пояснили в пресс-службе банка.

Наиболее востребованным у малого бизнеса является кредитование на пополнение оборотных средств. Например, в ВТБ24 такие кредиты составляют более 50% выдач. Одной из ключевых тенденций рынка банковского кредитование становится смарт-кредитование. Как сообщили в ВТБ24, в их банке, как и в некоторых других, клиенты на расчетно-кассовом обслуживании могут получить кредит без предоставления дополнительных документов, без залога, без визита — дистанционно.

Онлайн-займы — вполне закономерное движение и в микрофинансовом сегменте. Максим Крячков, руководитель отдела рекламы и маркетинга ГК ООО «МКК «Центрофинанс Групп»: «Рынок МФО-кредитования активно развивается, особенно это ощущается в технологической оснащенности компаний: сегодня уже недостаточно иметь офис, необходимо совершенствовать сервис, особую роль здесь имеет развитие интернет-каналов».

По мнению экспертов, основным фактором, оказывающим влияние на рынок кредитования малого бизнеса в 2017 г., будет внешний — стабилизация курса рубля и активизация бизнес-сообщества. В этих условиях работа с малым бизнесом становится приоритетным направлением для многих банков, значит, они будут выходить в новые ниши — финансирование франчайзинговых моделей бизнеса, стартапов и электронной коммерции. Перспективы перехвата клиентов МФО между тем сузятся. Главная причина — разделение организаций на два лагеря: микрокредитные (МКК) либо микрофинансовые (МФК).

Основное отличие компаний друг от друга — возможности по кредитованию и привлечению денег от инвесторов, а также регуляторная нагрузка. Для того чтобы стать МФК, капитал компании должен составлять не менее 70 млн руб. Согласно новым требованиям, только МФК имеют право привлекать деньги вкладчиков (не менее 1,5 млн руб. от человека), кредитовать граждан на сумму до 1 млн руб., а также выдавать онлайн-микрозаймы. МКК, в свою очередь, не могут привлекать деньги вкладчиков или поручать банкам идентификацию своих клиентов (она необходима при выдаче онлайн-займа). Ограничена и максимальная сумма микрозайма для физлица — не более 500 тыс. руб. Однако и требования к МКК гораздо менее жесткие: например, у них нет ограничений по капиталу, как у МФК.

Переходный период, данный МФО в марте прошлого года, практически истек — до его окончания осталось меньше месяца. И за все это время в реестре МФО появилось всего лишь 10 МФК. Всего в реестре МФО зарегистрировано 2520 компаний. Таким образом, статус МФК имеют лишь 0,4% от всех работающих на рынке МФО. «80–90% МФО по закону не имеет возможности выдавать займы МСП», — отметил Сергей Кривоносов.

Другая причина проблем МФО — «серый» рынок. По информации Дальневосточного ГУ Банка России, только в 2016 г. было выявлено 965 организаций, занимающихся нелегальным кредитованием. Максим Крячков пояснил, что регулятор и серьезные профессиональные игроки уже несколько лет бьются за очищение «серого» рынка, полностью снять этот вопрос вряд ли получится.

Сергей Кривоносов: «Серый» рынок убивает много компаний, которые честно работают, платят налоги и приносят прибыль государству, нелегалы же никому ничего не платят. Кто только не кредитует сейчас! Юристы, адвокаты, сомнительные финансовые посредники и бандиты, они жестко демпингуют на рынке за счет экономии на налогах и других расходах. Как следствие — постоянные обманы заемщиков».

Анна МАЦОВСКАЯ


КОММЕНТАРИЙ 

Алексей Тимченко, председатель регионального отделения в Приморском крае Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», эксперт ОНФ: «Кредитный сектор условно делится на две области: микрофинансовые организации и банковские учреждения. Микрофинансовые организации — это инструмент для физических лиц, которым в краткосрочном периоде нужны средства под высокий процент на неотложные нужды. Бизнес к их услугам не прибегает — исключения есть, это отдельные представители малого бизнеса, частные предприниматели, которые таким путем восполняют сиюминутную нехватку средств, но это исключение.

Банковский сектор — это условно несколько десятков крупных национальных банков, учреждения среднего уровня, в том числе крупные региональные банки, и относительно небольшие банки, выходящие за 500 первых по объему активов банков страны. Тут условия кредитования в целом прямо пропорциональны уровню банка — крупные банки кредитуют в основном крупный бизнес, осуществляют серьезные проверки платежеспособности заемщиков, ставят много условий, но и процент дают относительно невысокий. Средние и особенно небольшие банки часто ведут более рисковую финансовую политику, требуя меньше обеспечения, но и процент по кредиту требуют высокий. Поэтому деньги для бизнеса в финансовом секторе есть, но условия их получения могут быть очень разными, в зависимости как от конкретного банка, так и заемщика. Например, один и тот же банк даст кредит под разный процент двум бизнес-структурам при разном обеспечении кредитной линии — чем оно больше, тем ниже риск банка и, соответственно, процент, и это правильно».

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ