2017-04-04T11:52:14+10:00 2017-04-04T11:52:14+10:00

Плохие сомалийские берега

Что является причиной пиратства в этом районе

Аравийское море, простиравшееся от Африканского Рога до Индии и являвшееся перекрестком торговых путей мусульманского, индуистского и европейского мира, одновременно являлось и пиратским плацдармом.

Гибель «Москвы»

Грузо-пассажирский пароход «Москва» (бывшее название «Гаммония») грузоподъемностью в 3035 тонн был построен в 1866 г. в Англии и приобретен Доброфлотом в 1878 г. 26 февраля 1880 г. судно вышло из Одессы на Дальний Восток, имея на борту 966 тонн груза. 12 апреля благополучно достигло порта Владивосток, открыв регулярное грузо-пассажирское сообщение с русскими портами на Тихом океане.

Судно работало на восточной линии Одесса — Владивосток. Перед очередным плаванием на «Москве» были поставлены новые котлы, и пароход совершил удачный рейс во Владивосток, перевезя новобранцев и 20 тыс. пудов частного груза. Летом 1882 г. пароход, взяв на обратном пути в Ханькоу груз чая в 2723 тонны, вошел в Индийский океан, где 7 июня в результате навигационной ошибки налетел на скалы в 300 саженях от пустынного сомалийского берега.

Опасаясь пожара, команда потушила керосиновые лампы и фонари и, оставив только свечи, стала ждать утра, чтобы эвакуироваться. Машину залило, лопасти отвалились, и корабль прочно сидел на мели. Утром моряки протянули до берега канат и по нему на шлюпке стали свозить вещи. Вскоре на берегу появились местные сомалийцы. Они захватили вельбот, погрузились на него и стали подтягиваться к «Москве». Но обращаться с лодкой не умели и затопили ее, затруднив движение по канату второму вельботу. Пришлось одному из пассажиров «Москвы» плыть и отрезать от каната затонувший вельбот. Тем временем на берегу скапливалось все больше и больше сомалийцев, которые стали проявлять агрессию, предлагая арабам-кочегарам «Москвы» присоединиться к ним или поплатиться жизнью.

Русским они знаками показывали, что хотят есть и пить. Пришлось у продуктов выставить вооруженную охрану. Возле лагеря 124 русских (включая троих детей) собралось более 1000 недружелюбно настроенных сомалийцев. Обстановка накалялась. Русские приготовились к обороне. Сотни туземцев вплавь отправились на оставленную «Москву» и очистили корабль подчистую: сняли палубный настил, обрезали канаты. Мачта упала.

Вскоре кончилась вода, и жажда стала мучить всех, особенно детей. К лагерю прибыл паша округа Хафун. За $400 он согласился переправить русских от берега поближе к пресной воде. С каждой милей он стал требовать еще и еще денег, пока они у русских не кончились. К тому же по прибытии моряки недосчитались многих вещей. На 13-й день прибыл султан Сомали. Он также стал требовать денег за помощь в отправке вести о кораблекрушении в Аден, хотя по соглашению с англичанами получал от последних $15 тыс. в год за оказание помощи терпящим крушения в этом районе.

50 дней провели пассажиры и моряки «Москвы» под палящим солнцем Сомали, пока, наконец, не попали на попутный пароход. При прощании султан просил капитана «Москвы» «забыть все плохое», что происходило между русскими и сомалийцами эти 50 дней, и говорить в России, «что племена Сомали — хороший народ».

Трехсторонний раздел

В то время как местные сомалийцы обчищали «Москву», Англия, Франция и Италия уже вели с султанами «хорошего народа», контролировавшими Африканский Рог, активные переговоры, закончившиеся вскоре разделением полуострова на три сферы влияния и образованием трех государств-колоний: итальянской Сомалии, Британского Сомалиленда (со столицей в Бербере), Французского Берега Сомали. Что и является причиной современных конфликтов и пиратства в этом районе.

В 1940 г. итальянцы заняли Британский Сомалиленд, но вскоре были оттуда выбиты союзниками, а в 1949 г. итальянская Сомалия на 10 лет перешла под опеку ООН, с последующим предоставлением ей независимости. В 1960 г. Британский Сомалиленд объявил о независимости и объединился с итальянским сектором в единую Республику Сомали. Новую республику приняли в ООН. Французская часть Сомали так и оставалась у французов до 1977 г., когда обрела независимость.

21 октября 1969 г. офицеры сомалийских вооруженных сил совершили военный переворот и провозгласили Сомалийскую Демократическую Республику. Власть в стране перешла в руки генерала Мохамеда Сиада Барре. К русским президент демократической республики стал относиться положительно. «Товарищ Сиад» по всей стране развесил свои портреты, рядом разместив портреты Маркса и Ленина. СССР ответил взаимностью человеку, который объявил о создании «общества, основанного на труде и социальной справедливости».

В 1974 г. СССР и Сомали заключили полномасштабный договор о дружбе и сотрудничестве на 20 лет. В страну прибыли несколько тысяч советских военных советников и специалистов. Вооруженные силы Сомали начали получать советское оружие и военную технику. Взамен СССР получил в свое распоряжение ряд стратегических объектов на территории Сомали, в том числе пункт базирования боевых кораблей ВМФ в порту Бербера и ряд военных аэродромов.

Конец Берберы

Однако 13 ноября 1977 г. президент Сомали объявил о денонсации договора с СССР. «И вот что меня поразило: как мгновенно друг может стать врагом, — вспоминал советский дипломат. — Мы действительно дружили с нашими сомалийскими коллегами. Они, бывало, говорили: «У нас с вами много общего в самом главном. У нас революция произошла в октябре, и у вас революция октябрьская. Ваша страна называется СССР, и наша по-русски называется СССР — Союз Сомалийских Социалистических Республик». Еще утром мы с сомалийскими коллегами здоровались, улыбались друг другу. Вечером мы уже были окружены врагами. Для Москвы, убаюканной сказками о нерушимой дружбе, это был неприятный сюрприз. А для нас — сущий кошмар. В домах, где жили советские семьи, отключили электричество и воду. Разъяренные толпы скапливались вокруг, выкрикивали угрозы и оскорбления, швыряли камни. Начались трудности с питанием — в магазинах советским ничего не продавали. Удалось подстрелить несколько диких свиней, мясо которых в Сомали считается несъедобным».

Все советские граждане должны были покинуть страну в течение недели. Советское имущество в Сомали было разом конфисковано. «Отбирали практически все, — вспоминали советские. — Включая поношенные детские вещички. Вытряхивает таможенник чемодан, смеется и откладывает приглянувшиеся ему вещи, говорит: «Это — мое». СССР пришлось применить силу.

В сомалийский порт Бербера 13 ноября 1977 г. вошел боевой корабль БДК «Красный комсомолец» оперативной эскадры Тихоокеанского флота. На берег был высажен батальон морской пехоты, под прикрытием которого были эвакуированы люди и погружено на корабли имущество размещавшегося в этом порту пункта базирования ВМФ СССР. Морякам и десантникам удалось вывезти из окруженной Берберы плавучий док ПД-66. Группа с СС-21 высадилась на берег, заложила подрывные заряды под якорь-цепи, сорвала док с места, СС-21 взял его на буксир и вытащил за пределы территориальных вод. Здесь их встретил РКР «Владивосток» и сопроводил в Аден.

В порт столицы Сомали Могадишо 20 ноября для эвакуации людей и имущества вошел большой десантный корабль ТОФ «50 лет шефства ВЛКСМ». Как и в Бербере, власти заявили, что забирать нечего, все теперь стало собственностью Сомали. Пришлось высаживать на берег морпехов с танком и двумя бронетранспортерами.

«На берегу стеной высились штабеля ящиков с тем самым имуществом, которое сомалийское руководство решило себе присвоить, — вспоминали десантники. — За этими штабелями на высотке располагались вооруженные люди. А перед штабелями на узкой полосе вдоль причала находились советские специалисты с семьями, точнее, какая-то часть из них. Остальные были в аэропорту Могадишо.

На этой узкой полосе суши они провели не то двое, не то трое суток под палящим солнцем. Выйти оттуда было страшно, поскольку по штабелям время от времени стреляли. Люди были в отчаянии. Когда к ним на выручку подошли десантные катера, женщины плакали, а одна из них не выдержала и прыгнула в воду с высокого мола вместе с ребенком. Моряки ее тут же подобрали, а потом дали несколько очередей поверх той баррикады из ящиков. Обстановка нормализовалась, все пошло как по маслу».

Оставив Сомали, СССР потерял оборудованный им пункт базирования в порту Бербера, специально построенный узел связи, станцию слежения, хранилище для тактических ракет, крупное хранилище топлива, жилые помещения на полторы тысячи человек, а также лишился права использования сомалийских аэродромов и ряда других стратегических объектов. Построенная русскими в городе крупнейшая взлетно-посадочная полоса в 4140 м перешла под управление американских военных и до распада Сомали в 1991 г. была в списке резервных посадочных полос для американских космических шаттлов.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ