2017-04-18T10:54:14+10:00 2017-04-18T10:54:14+10:00

Проблема XXI века

Как гаджетомания меняет потребности и поведение потребителей

Человечество плотно «подсело» на всевозможные электронные гаджеты и уже не в силах отказаться от тех возможностей, которые предлагает ему Интернет вещей (Internet of things, IoT).

Всего каких-то 10–15 лет назад бизнес только осваивал Интернет и обзаводился собственными веб-сайтами. С распространением мобильных устройств, мощных и удобных, те же компании стали осваивать мобильные приложения. Едва привыкли к ним — как уже нужно осваивать, по сути, новую платформу, разводят руками предприниматели.

Михаил Чупрыкин, директор консалтинговой компании «Саксес»: «Процессоры стали помещать не только в телефоны, но и в телевизоры, холодильники и прочую технику бытового пользования. Радиометка, установленная, например, в холодильнике, позволяет определять, какие продукты закончились, и заказывать их через Интернет».

Несмотря на то, что рынок IoT сегодня находится на ранней стадии развития, его потенциал становится очевиден и для компаний, и для потребителей. Это уже наступил момент, когда количество подключенных к Интернету материальных объектов превысило количество людей, использующих глобальную сеть.

Спрос на новые модели гаджетов формирует их потребительская ценность. Правда, покупатель еще не пришел в себя от длительного кризиса, и рациональный подход к потребительской корзине продолжает доминировать, прежде всего, за счет выбора наиболее выгодного предложения по соотношению «цена — качество» и покупки устройств в кредит. Только в первом квартале 2017 г., по данным «М.Видео», рынок смартфонов показал рост на 5% в штуках и на 3% в деньгах относительно аналогичного периода прошлого года. Ожидаемый объем рынка составил 6 млн штук и 72 млрд руб. В первом квартале 2016 г. было продано 5,7 млн смартфонов на 70,3 млрд руб.

Максим Кривелевич, руководитель экспертного сообщества Школы экономики и менеджмента ДВФУ, финансовый эксперт: «Сначала люди покупают дорогие модные гаджеты в кредит, а потом им кушать нечего. Как правило, 80% населения именно так и живет, не наоборот. Мотивация сложилась веками — гонка за модой. Это лучший инструмент маркетолога — сделать максимальное количество вещей модными и продать ненужный, по сути, людям товар задорого. Банки, небанковские кредитные организации хотят продавать свои кредиты и займы. Потребительский или товарный кредит — на телефон, телевизоры, холодильники — самый дорогой и востребованный способ кредитования, рассчитанный на финансовую неграмотность населения, на широкую публику. Рычаги воздействия на широкий потребительский сектор есть, и они активно применяются».

Татьяна Серебренникова, главный специалист службы внешних связей и коммуникаций ПАО «КБ «Восточный»: «Очень активно развито направление, связанное с кредитованием населения на покупку гаджетов, бытовой и цифровой техники. Достаточно долгое время это был не столько источник дохода, сколько способ привлечения новых клиентов: клиент, купивший в рассрочку через банк, «привыкал» к банку и в дальнейшем пользовался его услугами. Но в дальнейшем это стало самостоятельным источником дохода».

По данным «Евросети», в 2016 г. в денежном выражении прирост показала группа сотовых телефонов и смартфонов (на 23%) и мобильные компьютеры (на 1%). Прочие товарные группы показали падение: цифровые фотоаппараты на 24% и планшеты на 23%. Рынок простых сотовых телефонов показал падение на 18%, а рынок смартфонов, напротив, продемонстрировал рост на 26%. «Люди стали чаще покупать более дорогие модели смартфонов, поэтому средняя цена на рынке выросла. Смартфон, который еще вчера стоил на несколько тысяч дороже, стал доступен по более привлекательной цене, что позволило населению приобретать премиум-устройства», — говорится в отчете «Евросети».

Павел Тихонов, специалист по мобильной электронике компании DEXP: «Производители компонентов и устройств постоянно ведут работу над снижением себестоимости конечного устройства. Инфляция лишь немного замедляет этот процесс для российского потребителя. Новые модели, выводимые на рынок, предлагают более совершенные характеристики при той же цене, что и модель предыдущего поколения. И частое обновление гаджетов есть следствие данного фактора. Более того, рынок труда смещается в сторону высокотехнологичных областей, и подрастающему поколению просто необходимо обладать знанием и умением применять современные технологии, в том числе и те, что используются в новейших моделях смартфонов. Самый простой пример: школьники уже создают приложения для iPhone и зарабатывают солидные деньги в старших классах».

Возраст активного покупателя варьируется от 15 до 45 лет, люди более старшего возраста полагаются на выбор своих детей и зачастую доверяют им покупку техники. Павел Тихонов: «Уже сейчас разница в потребительских привычках и владении технологиями становится огромной даже между 30- и 15-летним потребителем. Молодое поколение гораздо быстрее и эффективнее осваивает новые технологии и создает их. Никакой опасности в этом нет и быть не может».

Но всестороннее проникновение мобильной связи, мобильного Интернета и устройств для потребления контента меняют потребности и поведение потребителей. А «навязанная» гаджетомания часто ведет к серьезным угрозам. 

Александр Молярук, психолог: «Так называемая гаджетомания — серьезная проблема XXI века. Исследования активно проводятся в Европе. Зависимость от гаджетов, в частности от Интернета, ученые сравнивают с нарко- и алкозависимостью. Происходят изменения химических процессов в головном мозгу, ведущие за собой негативное влияние на память, мышление. Билл Гейтс, например, ограничивает доступ к гаджетам своих детей — не более получаса в день».

Михаил Чупрыкин: «К этому вопросу нужно подходить как к оружию: если оружие в плохих руках — это неминуемо приведет к жертвам. Как известно, любое устройство имеет радиопередатчик, который использует сверхвысокочастотные волны. Многие сейчас, особенно дети, буквально «живут» в телефонах. Особенно опасно, когда человек берет гаджет в постель, кладет под подушку. Безопасная зона от головы — полтора метра. Если передатчик находится близко, он будет излучать, влияя на здоровье человека. Потом удивляемся, откуда, например, рак».

Анна МАЦОВСКАЯ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ