2017-04-21T09:39:15+10:00 2017-04-21T09:39:15+10:00

«Железная» логика: РЖД грозит поднятием тарифов

Вслед за объявлением миллиардной прибыли, государственное ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) принялось шантажировать своих учредителей. Причина - передача льготы по налогу на имущество на региональный уровень. Что, по мнению монополиста, может привести к отмене налога на территории большинства субъектов Российской Федерации, соответственно, потребует индексации стоимости перевозок и далее по цепочке — приведет к увеличению транспортной составляющей в себестоимости товаров.

С 2018 г. согласно принятым поправкам в Налоговый кодекс, право вводить льготы по налогу на имущество передаётся с федерального на региональный уровень. И если в том или ином регионе соответствующий закон не будет принят, то, соответственно, РЖД начнут платить в бюджеты полную сумму налога.

Если ни один регион не поддержит льготы для РЖД, а новые затраты будут «размазаны» по всем услугам, оказываемым госкомпанией, включая грузоперевозки, то увеличение тарифа составит только 0,74%. Но тут РЖД, как стало известно «Лайф», предостерегает правительство: если же, например, один регион предоставит льготы для РЖД, госкомпания просто перекинет свое имущество на баланс того своего регионального подразделения, где будут льготы. «Это может привести к необоснованному перераспределению налоговой базы между субъектами Российской Федерации и нарушению принципа единства экономического пространства», - пишет издание.

На практике это может означать переложение издержек, которые и так давно уже высоки до непереносимости. Взять для примера расходную часть ОАО «Экспресс Приморья», нашу «дочку» РЖД. Согласно бухгалтерской отчетности за 2016 г., из 1,2 млрд руб. расходов в прошлом году 858,5 млн пришлось на аренду подвижного состава с локомотивными бригадами. В 2015 г. расходы на перевозку пассажиров составляли 1,1 млрд руб., а аренда подвижного состава — 806,9 млн. При этом доходы от перевозки пассажиров выросли на 5,9% за счет роста тарифов, но чистая прибыль пригородного перевозчика тем не менее опять сократилась в разы — с 22 млн руб. в 2015-м до 710 тыс. руб. в 2016 г.

Вправе ли кто-то рассчитывать, что взращенный всей хозяйственной политикой организм, который умеет ровно то, чему его научила отечественная экономическая среда, найдет внутренние резервы, чтобы сократить расходы на чем-нибудь? До 2013 г. госкомпания была фактически освобождена от налога на имущество. И только четыре года назад правительство приняло решение поэтапно отменить эту льготу. В 2013 г. ставка налога составила всего лишь 0,4% и должна была расти каждый год — до 2,2% в 2019 г. В настоящее время компания пользуется замороженной льготной ставкой налога в 1%, хотя, согласно планам правительства, ее размер должен был составить 1,3%. Однако с будущего года решать, оставлять ли льготы, будут исключительно региональные власти.

Впрочем, теми же поправками в Налоговый кодекс по передаче льготы в регионы монополия получила и льготы: с 2016 г. ставка НДС на пассажирские перевозки была снижена с 18 до 10%, а с 2017 г. — вообще до нуля. В 2016 г. это принесло дополнительно РЖД более 10 млрд руб. Кроме льгот РЖД получают и прямые государственные вливания. Так, по данным отчетности по МСФО, в прошлом году монополия получила от государства в качестве внесения в уставной капитал 25 млрд руб., в 2015 г. — 121,2 млрд руб., а в 2014 г. — почти 29 млрд руб. Это не считая субсидий из региональных бюджетов в качестве компенсаций на выпадающие доходы от пригородной перевозки: только на Дальнем Востоке «Экспресс Приморья» получил на эти цели 522,5 млн руб.

Однако в торговле с правительством за новые субсидии о новых льготах РЖД стараются не упоминать уже существующие механизмы поддержки монополиста. Позволяющие между тем получать чистую прибыль: за 2016 г. по МСФО она выросла на 25,8% и составила 10,29 млрд руб. Прибыль РЖД до налогообложения увеличилась на 55% и превысила 22,39 млрд руб. Доходы выросли с 1,99 трлн руб. в 2015 г. до 2,13 трлн руб. в 2016 г. Доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре за 2016 г. составили 1,324 трлн руб., увеличившись на 5,2%. Долгосрочные заемные средства компании снизились на 8,3%, до 824,685 млрд руб.

 

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ