2017-04-25T12:56:25+10:00 2017-04-25T12:56:25+10:00

Лентяям тут не место

Онлайн-игры, соцсети, серфинг в Интернете — сотрудники делают все, чтобы не работать. Как выявить и обезвредить таких работников?

Максим Голишев, генеральный директор группы компаний «Зеленый остров»: «Мой опыт говорит, что дело чаще всего не в сотрудниках, а в самих компаниях. Чаще всего, вместо того чтобы разбираться со своими процессами, развивать их, непрерывно совершенствовать, компании пытаются «нагнуть» сотрудников. Это путь в никуда. Нужно непрерывно работать с процессами, операциями, самой производственной системой, учить и развивать сотрудников, развивать рабочую культуру, тогда тем, кому это кажется тяжелым и неинтересным, будут сами уходить из компании.

Главное, что, ставя качественный линейный менеджмент, компания избавляет себя от лентяев и бездельников гарантированно. Если руководитель знает, что и как делают его подчиненные, где они в любой момент времени, обозначенная вами проблема вылезет тут же. И, думаю, будет решена быстро. Одним словом, если в компании появились лентяи — посмотрите в зеркало».

Сергей Митрофанов, первый вице-президент группы компаний «В-Лазер»: «Работники часто ведут себя на работе как ленивые, поскольку слабо мотивированы на достижение конкретного результата и не вполне понимают, как их «личный маневр» повлияет на изменения в родной компании. Да и часто ли мы слышим сегодня про то, что человек гордится своей компанией? Если это так, то работа в такой отличной компании — это великое счастье.

Тем не менее давайте проанализируем все виды «лености» сотрудников. В качестве причины номер один чаще всего указывают «менталитет поколения Y», мол, им сначала предоставь идеальные условия работы и зарплату от 80 тыс. рублей, а потом я уже соизволю «ударить пальцем о палец». Да, к сожалению, такая наивная и ни на чем не основанная уверенность сегодня часто встречается. Человек окончил вуз (не буду говорить какой) по специальности «логистика», на занятия не ходил все четыре года, однако упорно ищет руководящую работу в крупных транспортных компаниях. С таким видом лености ума невозможно бороться, да и не нужно. Как пел незабвенный Владимир Высоцкий: «Ведь жизнь сама таких накажет строго…»

Другое дело работники, потерявшие вкус к жизни: они уныло глядят в окно, всю дорогу поглощают чай с печеньем, за счет них потребление питьевой воды в отделе стремится к трем литрам на душу населения в офисе. Вроде бы они исполняют должностную инструкцию, но производительность труда у них на порядок (да, в десять раз!) ниже средней по отрасли. Иногда это симпатичная девушка с яркими ногтями длиной сантиметра три, при этом она печатает на клавиатуре, нажимая на очередную клавишу тыльной стороной карандаша. Иной раз это раньше времени состарившийся работник, его/ее рано отправлять на пенсию по паспортному (астрономическому) возрасту, но биологический возраст давно уже превысил все пенсионные нормы, и ничего с этим поделать нельзя. Характерные признаки такого работника — это забывчивость, он не помнит имена людей и должности сотрудников, хотя только вчера вернулся из командировки, куда направлялся специально для встречи с этими людьми. Не помнит, о чем шла речь на вчерашнем совещании, и при этом он/она не любит ничего записывать в рабочую тетрадь во время разговора — пускай начальство само запоминает, если надо.

Третий вид лености — это леность, взращенная отсутствием элементарного контроля со стороны руководства. Таких работников вы легко выявите по учету времени применения магнитных пропусков в начале рабочего дня, в обеденный перерыв и вечером. Здесь никто особо не переживает по поводу того, чтобы непременно выработать свои 40 часов в неделю и получить заслуженные восьмерки в табель учета рабочего времени. Бороться с таким явлением вы сможете только одним-единственным способом. Каждое утро в начале рабочего дня, без задержки даже на минуту, вот именно без одной минуты девять каждая группа (отдел, коллектив) численностью до дюжины собирается на планерку и сообщает своему руководителю, что было сделано вчера и что предполагается сделать сегодня. Такая планерка не может продолжаться дольше 15 минут, здесь звучат только адреса, имена, время выезда и цель встреч и звонков. Руководитель практически ничего не уточняет на утренней планерке, просто записывает дневные планы/отчеты и сравнивает задуманное с реальным «выхлопом», и так изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом. Если возникают вопросы, то следует вызвать одного работника после планерки и подробнее расспросить его, зачем он так часто выезжает на переговоры к тем или иным партнерам и что, собственно, удалось привезти с этих переговоров? Уверяю вас: через две недели одна треть ваших подчиненных уволится, а у остальных заметно повысится производительность труда.

Осталось рассмотреть еще и «идеологических лентяев». Эта категория работников намеренно и злостно использует все ресурсы компании в личных целях, и в этом, как кажется, и состоит весь смысл и содержание их работы. Таких «деятелей» бессмысленно спрашивать, насколько этично размножать на офисном принтере рефераты учеников для всего класса по просьбе учительницы — вас просто не поймут. Выявлять таких работников достаточно просто: они по нескольку часов в день скачивают «Каникулы в Простоквашино» и тому подобные файлы, открывают одновременно дюжину порнографических сайтов на экране и при этом возмущаются в случае замечания на эту тему — надо же иметь возможность расслабиться на минутку-другую…»

Елена Янгаева, начальник отдела по работе с персоналом розничной сети «МТС» на Дальнем Востоке: «Он может проводить за обедом по два часа, бесконечно проверять социальные сети и говорить по телефону, решая личные вопросы. Что делать, если такой человек появился в команде, которой вы управляете? Во-первых, нужно выяснить — это действительно лентяй или сотрудник не понимает до конца свои рабочие цели и задачи. В этом случае станут помощниками открытые вопросы. Например, «как ты понимаешь цель своей должности», «какие бизнес-задачи стоят перед тобой на ближайшую неделю/месяц/год», «каким образом ты планируешь их достигать» и пр. Как только вы окончательно будете убеждены в том, что перед вами лентяй, можно приступать к активным действиям. 

Следите за активностью своих коллег и подчиненных в социальных сетях. В случае, если основная часть сотрудников «живет» в Сети, активность нужно взять под контроль. Например, придумать интересный хештег, которым сотрудники будут отмечать свои достижения на работе, победы в проектах и пр. Таким образом, вы не только сможете удовлетворить социальную потребность в общении, но и расширить круг своих контактов, лучше узнать коллег и подчиненных и, конечно, управлять процессом».

Эдвин Багдасарян, руководитель творческого агентства Edwin Group: «Когда бизнес настроен на результат, который не достигается по непонятным причинам, спустя несколько месяцев становится понятно, кто в этом виноват. В выявлении лентяев отлично помогает система контроля и отчетности, она должна обязательно присутствовать в работе, без нее никак. Лентяев следует увольнять, конечно, после проведения разъяснительных бесед. А вообще, если так происходит, то нужно задуматься: может, это вы что-то не так делаете в своей работе, может, вы неправильно мотивируете человека».

Подготовила Екатерина СВИНОВА

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ