2017-05-02T10:13:45+10:00 2017-05-02T10:13:45+10:00

Атмосфера новых дел

Экономика Приморского края продемонстрировала позитивную динамику развития в 2016 г. Основными драйверами явились территории опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток (СПВ), а также работа малого и среднего бизнеса.  Об этом в своем ежегодном послании Законодательному собранию края сообщил губернатор Владимир Миклушевский.

Отчет губернатора получился достаточно сильным с точки зрения определения принципиальных направлений жизни региона. Сигнал получен: на ближайший год задачи экономического роста и развития останутся в приоритете для власти. А сложности на других фронтах не должны стать поводом уклониться от актуальной внутренней повестки. Как отметил корр. «К» заместитель председателя ЗС ПК Сергей Кузьменко: «Не по всем экономическим показателям мы одинаково успешны. Например, что касается роста реальных доходов: здесь хотелось бы лучшего. Но это общероссийская тенденция. Зато у нас много собственных достижений».

«Валовой региональный продукт (ВРП) Приморского края вырос за прошедший год с 716 до 745 млрд рублей. В регионе развиваются строительство (объем производства увеличился на 8,5%), рыбная отрасль (рост 13%). Объем обрабатывающего сектора промышленности составляет 171 млрд рублей, розничной торговли — 355 млрд рублей (19-е место в России). По объемам сельского хозяйства и строительной отрасли Приморье занимает второе место в ДФО», — рассказал Владимир Миклушевский.

В Приморском крае находится больше всего резидентов ТОР в России. За 2016 г. 30 организаций вошли в ТОР, 117 организаций стали резидентами СПВ. По оценке АО «Корпорация развития Дальнего Востока», на конец 2016 г. фактический объем инвестиций, осуществленный резидентами ТОР, составил 44 млрд руб., создано 630 рабочих мест. А вклад резидентов СПВ составил 86 млрд руб., создано 466 рабочих мест. Это важный сигнал. «Условия для карьерного роста в Приморье сегодня одни из лучших в России, они больше даже, чем в Москве», — указал Владимир Миклушевский.

Есть и отрасли, история развития которых в Приморье никогда не была простой. Однако благодаря эффективной господдержке поднимаются сегодня и они. Так, за последние пять лет валовое производство сельскохозяйственной продукции в крае увеличилось на 14%, регион практически полностью обеспечивает потребности в картофеле и овощах. Производство молока за последние пять лет выросло почти на 10%, Приморье уверенно наращивает производство мясной продукции, мяса курицы и свинины. В планах — увеличение производства свинины в 12 раз и выход на экспорт в Китай, Корею, Японию.

Преференции для бизнеса способствуют вовлечению в предпринимательскую деятельность тысяч приморцев. В 2016 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило более 99 тыс., на 17,5% больше, чем в 2015 г. Сегодня в сфере МСБ работает более 265 тыс. человек, 27% приморцев, занятых в экономике.

Владимир Миклушевский: «Малый и средний бизнес всегда является драйвером любой экономики. Приморский край в данном направлении — лидер среди регионов Дальнего Востока. У нас находится треть всех субъектов малого и среднего бизнеса в ДФО. Оборот этих предприятий превысил 1,03 трлн рублей. Это серьезная цифра, но точно не предел. Приморье сегодня стремится создать все условия для развития МСБ. На поддержку малого и среднего бизнеса из бюджетов всех уровней в прошлом году было направлено порядка 2,7 млрд рублей. Президентом России было принято решение о выравнивании с 2018 г. энерготарифов для всего Дальнего Востока. Это является еще одним импульсом развития предпринимательства в Приморье».

Ставку предполагается сделать и на туризм. По итогам 2016 г. гостями региона стали более 3 млн человек, что на 45% больше, чем в 2015 г. Динамичный рост показал как въездной, так и внутренний туризм. Важную роль в этом сыграли девальвационные процессы, но также успехов удалось добиться благодаря комплексной системной работе органов власти и представителей турбизнеса. В частности, импульсом развития отрасли стало появление интегрированного развлекательного курорта «Приморье» и Приморского океанариума. В общей сложности игорная зона уже принесла бюджетам всех уровней около 450 млн руб., скоро здесь начнется строительство нового 11-этажного гостиничного комплекса. Уникальность Приморского океанариума в том, что это не просто крупнейший туристический объект, а важнейший научно-исследовательский центр в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Такие объекты всегда привлекают внимание туристов. По словам губернатора, в планах ежегодно увеличивать турпоток в Приморский край не менее чем на 30%.

Успехи экономики тесно переплетены и с развитием транспортной инфраструктуры региона. С появлением двух самолетов на внутренних авиалиниях в 2014 г. в крае началось возрождение гражданской авиации. Сегодня самолеты малой авиации летают по 12 маршрутам, а пассажиропоток за эти годы увеличился в 10 раз — до 30 тыс. человек в год. В конце 2016 г. куплен третий самолет, приводится в порядок аэродромная сеть по всему краю. Девять аэродромов для малой авиации будет построено дополнительно. В настоящее время в Приморье действует 13 посадочных площадок и 12 авианаправлений, на которых используются самолеты DHC-6. Девять регулярных рейсов выполняет авиакомпания «Аврора», совершающая перевозки из Владивостока в Кавалерово, Пластун, Дальнереченск, Дальнегорск, Преображение и Терней, из Тернея в Амгу, Светлую и Единку. Еще три внутрикраевых рейса выполняет авиакомпания «Дальнереченск Авиа»: самолетами Ан-2 выполняются полеты по маршруту Дальнереченск — Олон — Охотничий — Единка — Самарга и обратно.

C 2013 г. по 2015 г. в Приморье построено и реконструировано более 80 км дорог с асфальтобетонным покрытием, которые включают в себя мосты и путепроводы. Отремонтировано за этот же период более 700 км дорог, в том числе заасфальтированы дороги в 76 населенных пунктах. Главным событием прошлого года в дорожной отрасли Приморья стало открытие 18-километрового участка трассы Владивосток — Находка — порт Восточный, входящей в транспортный коридор «Приморье-1». И уже приступили к строительству второго участка, который чуть-чуть – два километра – не дойдёт до Большого Камня. И оно будет закончено к 2020 г. Завершилось строительство съездов с объездной трассы поселок Новый — Де-фриз — Седанка — Патрокл. Началась рассчитанная на пять лет программа ремонтов, реконструкции и строительства мостов в Приморье — «139 мостов». В рамках выполнения поручений губернатора были заасфальтированы участки дорог: Фокино — Дунай, Романовка — Новонежино, Веденка — Соловьевка, участок дороги до горнолыжной базы в Арсеньеве. 

Губернатор подтвердил, что «дорожные» вопросы и впредь не будут оставлены без его пристального внимания и контроля, ведь это большая часть экономического развития и повышения социальной стабильности. Также Владимир Миклушевский обозначил задачи на исполнение «будничных» обязанностей «белого дома», ключевые из них — изменение структуры экономики, адресная поддержка бизнеса, поддержка людей с низкими доходами, сбалансированный бюджет и бюджетное планирование, улучшение делового климата, в том числе и нивелирование административных барьеров.

Владимир Миклушевский: «Нам многое нужно сделать: создать новые технологии и конкурентную продукцию, сформировать дополнительный запас прочности в промышленности, финансовой системе, подготовке современных кадров. Для этого у нас есть емкий внутренний рынок и природные ресурсы, капиталы и научные заделы. Есть талантливые, умные, трудолюбивые люди, способные быстро учиться новому. Главное сейчас — дать всем возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, гражданских инициативах — это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы».

Иван КОРОТАЕВ


КОММЕНТАРИИ 

Алексей Тимченко, председатель приморского регионального отделения «Деловой России»: «В Приморье налажен диалог между предпринимательским сообществом и властью, есть взаимное доверие. Хотя в обмен мнениями вовлечена пока меньшая часть малых предприятий, мы доносим свою точку зрения на те или иные законы, правоприменительную практику. Есть четыре российских, несколько региональных и муниципальных объединений предпринимателей, через которые бизнесмен может обратиться к власти. Эта «вертикаль» действует, и без нее никак. Ведь не всегда чиновник может знать, что именно нужно бизнесу.

Необходимо наличие прямой и обратной связи. Отсюда идет позитив: начинают рождаться новые законы, вносятся изменения в действующие. Если говорить о свободном порте и ТОСЭР, то платить 7,6% вместо 33% зарплатных налогов и иметь нулевую ставку налога на прибыль в течение пяти лет вместо 20% — безусловно, привлекательно.

Во многом экономика региона продемонстрировала высокую устойчивость в сложные времена благодаря высокой доле малых и средних предприятий. МСБ ведет себя гибче, чем крупные компании, в сложных — быстрее и эффективнее реагирует на вызовы».

Юлия Пак, заместитель председателя Общественного совета по развитию предпринимательства в Приморском крае: «Планы по превращению Приморского края в богатый и процветающий регион отнюдь не являются утопическими. За прошедшие годы создана серьезная комплексная база, набор предпосылок и инструментов для роста экономики региона. Коллеги из других регионов отмечают высокий уровень активности, вовлеченности приморских деловых людей в решения, которые принимаются в регионе».

Александр Абрамов, директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР ДВФУ: «Те новые вещи в экономике, которые появились и начали работать в прошлом году, конечно, дадут серьезный эффект. Это развитие ТОР, приход резидентов свободного порта, среди которых немало иностранных. Люди получают «дальневосточные гектары» в Приморском крае. Вскоре здесь могут появиться тысячи новых предприятий».

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ