2017-05-23T10:23:34+10:00 2017-05-23T10:23:34+10:00

Магия форума, стихии туризма

Приморье аккумулирует турпотоки

Третий Тихоокеанский туристский форум (ТТФ) прошел в тренде позитивной динамики туристского рынка Приморского края. Мероприятие, завоевавшее общероссийский статус, стало еще более масштабным и результативным для принимающей стороны, перед которой сегодня стоят задачи ускоренного социального и экономического развития.

Приморье аккумулирует более 70% общего объема внутреннего и въездного туристских потоков на Дальний Восток. Значительная доля этого турпотока приходится на КНР. Так, в 2016 г. в край въехало 420,4 тыс. китайских туристов, что на 27% больше, чем в 2015 г. А за первый квартал 2017 г. въездной поток из Поднебесной достиг уже 78,5 тыс., увеличившись на 36% по отношению к аналогичному периоду 2016 г. Основными причинами такого интенсивного роста стали заманчивая для иностранного потребителя стоимость путешествий, привлекательность создаваемых в регионе новых объектов туристского показа, событийных мероприятий, развитие транспортной туристской инфраструктуры, реализация программ сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Сибири и Северо-Востока Китая, а также серьезная работа по продвижению бренда Приморья на рынках АТР, которую проводит администрация края. Кроме того, мощным импульсом развития региона как туристского хаба ДФО призвана стать реализация проекта «Свободный порт Владивосток».

Василий Усольцев, первый вице-губернатор края: «Известно, что выездной рынок Азиатско-Тихоокеанского региона является самым крупным и быстрорастущим в мире: только из Китайской Народной Республики ежегодно выезжает более 130 млн человек, а объем круизного туризма АТР составляет 3 млн человек в год. Приморье в силу своего уникального географического положения и тех возможностей, которые открывает свободный порт Владивосток, просто обязано развиться в крупнейший туристский хаб. Сегодня край аккумулирует въездной туристический поток из КНР и Республики Корея, у него есть все перспективы стать начальной точкой формирования туристических потоков из России в Азию и далее Америку, Австралию, Новую Зеландию».

Ольга Ярилова, директор департамента туризма и региональной политики Минкультуры России: «Развитие Дальнего Востока, в том числе туристское, — одна из приоритетных задач, стоящих перед страной. И, несмотря на то, что турпотоки в регион постоянно растут, потенциал субъектов гораздо выше. Мы должны проводить активную политику по формированию и продвижению новых турпродуктов Дальнего Востока на международные туристские рынки. А чтобы сделать эти турпродукты привлекательнее, мы должны снизить высокую стоимость перелетов между регионами Дальнего Востока. Данный вопрос будет проработан в Министерстве транспорта России. Также нам предстоит разработать единый сайт, единый логотип и другие презентационные продукты, которые позволят успешно продвигать бренд «Восточное кольцо».

«Восточное кольцо» — единый бренд, демонстрирующий многообразный туристский потенциал регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Статус координатора проекта официально закреплен за Приморским краем. 

Дарья Гусева, директор Приморского туристско-информационного центра: «В целях развития трансграничных и меж­региональных маршрутов в рамках проекта «Расширенная туманганская инициатива» разработан специальный тур по Дальнему Востоку России. Он носит название «Раскрой русскую душу через магию стихий». Начиная путешествие, туристы собираются во Владивостоке и далее отправляются в Якутию, Республику Саха, где знакомятся со «стихией земли». Следующий пункт прибытия — Камчатский край, знакомство со «стихией огня». Хабаровский край — «стихия воздуха», потому что там проходит крупнейший фестиваль воздушных шаров. И наконец, Приморский край — «стихия воды». Еще один маршрут, который мы представили в прошлом году в рамках бренда «Восточное кольцо», называется «Огненный тигр». Рассчитанный на 10 дней, он включает в себя посещение знаковых объектов туристской инфраструктуры Приморского края, главным символом которых является тигр, а также крупнейшего событийного мероприятия в республике Якутия — «Бриллиантовой недели». Новый маршрут — «Легенда Тихого океана» — был разработан нами совместно с Сахалинской областью и реализуется с этого года. В него входят посещение достопримечательностей Приморского края и насыщенная экскурсионная программа на территории Сахалинского острова».

По словам Дарьи Гусевой, это далеко не единственная линейка маршрутов. ТИЦ ведет совместную работу с туроператорами других российских регионов по созданию новых интересных турпродуктов — при необходимости их можно логически комбинировать между собой и объединять в единую цепочку с заходом и выходом через разные пограничные пункты пропуска. Следующая задача — включиться в агрессивную маркетинговую конкуренцию на быстрорастущих рынках стран АТР, к которым сегодня приковано внимание туроператоров всего мира.

Как показывают исследования, основным инструментом иностранного индивидуального туриста является Интернет. Есть два основных способа внедрения в интернет-сообщество: через официальный аккаунт организации либо частного предприятия, оказывающего туристические услуги, и через сарафанное радио. К примеру, китайцы сегодня — одни из самых активных пользователей мобильных сервисов: по статистике, более 80% гостей из КНР пользуются мобильным Интернетом в зарубежных поездках, находясь онлайн 25 часов в неделю. Таким образом, умелое продвижение туристического продукта в соцсетях является необходимым условием успешной конкуренции. Специально для китайских туристов с этого года ТИЦ завел аккаунт в Sina Weibo — китайском аналоге Twitter, причем проект сразу заинтересовал целевую аудиторию, спешащую поделиться информацией и впечатлениями о поездках в Россию.

Дарья Гусева: «Также на продвижение наших территорий работает имиджевая полиграфическая продукция, которая выпускается на английском, японском, корейском и китайском языке. Интерактивные карты Приморья и Владивостока в Интернете имеют хештеги, что облегчает пользователю навигацию. А в прошлом году мы разработали специальный путеводитель по туристским продуктам «Восточного кольца» России под названием «Три восьмерки», где сделали акцент на введение упрощенного визового въезда с возможностью пребывания на территории свободного порта в течение восьми суток».

Приморью есть что показать туристам, считает Светлана Пятихатка, исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ»: «Здесь проходят международные мероприятия самого высокого уровня, фестивали, выставки, спортивные соревнования. Филиал Мариинского театра оперы и балета, филиал Академии русского балета имени Вагановой, такие крупные спортивно-развлекательные объекты, как «Фетисов Арена» и «Примринг», — новые точки туристического роста. Самая масштабная — интегрированный развлекательный курорт «Приморье», который за 2016 г. принес около 500 млн рублей в бюджеты всех уровней и сегодня обеспечивает более 1 тыс. рабочих мест. Скоро эти цифры значительно вырастут: в плане развития игорной зоны — еще нескольких оте­лей с номерным фондом 6 тыс. единиц».

Как отметил Василий Усольцев, бренд Приморья необходимо продвигать по всем направлениям, в том числе культурного, спортивного, экологического и, конечно, морского туризма. Согласно докладу Международной ассоциации круизных линий, Восточная Азия во главе с КНР является локомотивом данной отрасли. В 2017 г. количество судозаходов круизных лайнеров в Приморье увеличилось практически втрое, и проведенная работа по продвижению Владивостока как круизной дестинации позволяет говорить о том, что в 2018 г. эта цифра значительно вырастет.

Василий Усольцев: «Перед нами стоят амбициозные задачи по росту турпотока из стран Азиатско-Тихо­океанского региона, который к 2021 г. должен увеличиться с 3 до 10 млн человек, и этот форум — еще один шаг к достижению цели. С его помощью мы получаем возможность обеспечить контакт профессионалов не только друг с другом, но и с представителями власти, что очень важно, так как позволяет эффективнее решать организационные вопросы, координировать усилия. А будет координация — будет и результат. Наша общая задача — создать на внешних рынках образ туристически привлекательной, комфортной, безопасной, дружественной страны. Владивосток, как лицо России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, должен оправдать возложенные на него ожидания».

Успешное развитие туристической отрасли во многом будет связано в том числе и с наличием в регионе квалифицированных кадров. Основная сложность заключается в многопрофильном характере требований к специальностям. Работодателям также необходимо, чтобы работник владел смежными языками. Кроме того, требуются знания современных технологий обслуживания туристов. «В настоящее время в крае в сфере туризма трудятся более 20 тыс. человек. Но этого на ближайшую перспективу явно недостаточно. Сегодня наиболее востребованными являются квалифицированные специалисты среднего звена: менеджеры, экскурсоводы со знанием языка, инструкторы-проводники, официанты, бармены, горничные. Высшим и средним учебным заведениям в регионе следует приложить усилия по подготовке этих направлений. Также мы должны сделать все необходимое на государственном уровне для поддержки туристского образования в регионах», — сообщил Василий Усольцев.

Усилия, предпринимаемые Приморьем по продвижению своих туристских продуктов, уже вызывают интерес со стороны потенциальных иностранных туристов, а также предпринимателей. Осака Судзуки Масару, председатель Японского общества образования в области туризма и гостеприимства, почетный профессор университета туризма: «Пока между нашими странами остается большой незадействованный потенциал двустороннего туризма. Но в настоящее время национальные бизнесмены внимательно отслеживают ход реализации туристских программ на территории Приморского края и Дальнего Востока — с тем, чтобы определить для себя наиболее оптимальные возможности углубления сотрудничества, в том числе и в форме инвестиций».

Би Джинхуи, директор крупнейшей китайской туристической компании «Летний сад», организующей основной объем чартерных рейсов в Приморье: «Для нас Владивосток — это город стратегического значения. «Летний сад» — компания, которая с 2000 г. оказывает полный спектр туристических услуг между Россией и Китаем, имеет офисы в крупнейших китайских городах, сотрудничает с Москвой, Петербургом и Дальним Востоком. В 2015 г. мы активно направили усилия на развитие выездного туризма.

Только с июня по октябрь 2016 г. число регулярных рейсов и чартеров из Китая во Владивосток достигло 120, это более 16 тыс. китайских туристов из Пекина, Шанхая, Харбина и других наших городов. В 2017 г. мы будем вместе с 12 крупными китайскими компаниями, которые занимаются чартером, прилагать больше усилий, чтобы продвигать рейсы во Владивосток. С началом сезона город изменился к лучшему — здесь появились новые, более высокие стандарты гостиниц, с 3–4-местных номеров отели переходят на двухместные, что удобнее для туристов. Если в прошлом году были некоторые проблемы с трансфером, то сегодня количество туристических автобусов значительно увеличилось. На улицах Владивостока стало больше магазинов, интересных для наших граждан. И очень важно, что теперь, как Макао или Шанхай, вы тоже являетесь свободным портом. Интерес китайских инвесторов будет расти, и уже сегодня, кроме туристических продуктов летнего сезона, мы вместе с Китайской инвестиционной корпорацией работаем над созданием зимних туристических продуктов во Владивостоке».

Деловая программа ТТФ, куда впервые был интегрирован Международный форум стран Северо-Восточной Азии, показала новый уровень меж­регионального и приграничного сотрудничества. Единая платформа объединила ключевых участников туристических рынков Южной Кореи, Китая и Японии. Стороны обсудили перспективы сохранения и развития позитивной динамики роста турпотока в Приморье.

Владимир Миклушевский, губернатор Приморского края: «На прошлом форуме мы говорили об объединении регионов Сибири и Дальнего Востока в единый туристский бренд, о создании межрегиональных маршрутов. По ним проехало уже несколько тысяч человек, и это уже практическая реализация наших идей, это реальный результат Тихоокеанского туристского форума. То есть край становится культурной столицей Дальнего Востока, здесь будут открыты филиалы крупнейших музеев России. В регионе активно развивается событийный туризм, ежегодно у нас проводится более 300 различных мероприятий, в том числе международного уровня, открываются новые туробъекты, разрабатываются новые маршруты, в том числе по живописным местам заповедного края, ведь уникальная природа Приморья славится на весь мир. Развитию экологического туризма способствует развитие малой авиации в крае. Турпоток на Дальний Восток увеличится с введением упрощенного визового режима в рамках свободного порта Владивосток. Это знаковое событие для туристской отрасли Дальневосточного региона и Приморья, увеличение турпотока оказывает мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей экономики региона».

Юлия ПИВНЕНКО

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ