Взрослые дети с ослабленной волей или просто свободолюбивые?

Взрослые дети с ослабленной волей или просто свободолюбивые?

«Одно поколение, словно волна, набегает на другое, совсем не зная друг друга», — писал Федор Тютчев. И, хотя информационное общество позволяет максимально сгладить процесс узнавания, конфликт остается вечным. «За» и «против» разных поколений — в опросе «К».

Новая школа

Евгений Шкарупа, руководитель компании «Финансовый навигатор»: «Ребята, которые родились в 80-е, в большей степени трудоспособны, они готовы работать долго и упорно, полностью отдаваться каким-то процессам. Чего не скажешь о тех, кто родился в 90-е, 2000-е гг. Эти молодые люди чаще переключаются: сегодня могут заниматься одним, завтра — другим, пробовать себя и там и сям. Зачастую они вообще не готовы работать в каких-то структурированных компаниях, встраиваться в систему. Свободолюбивые, мало что понимающие, но при этом очень, скажем так, самостоятельные, они не признают четкой иерархии, не испытывают особого пиетета к старшему поколению. Я бы сказал, эти чувства у них притуплены.

Да, они мобильные: им ничего в жизни не надо, им нечего терять, поэтому они могут легко собраться и переехать в другое место. Они, судя по всему, не настроены обрастать какими-то квартирами, машинами и всем остальным. Активно используют разные гаджеты, благодаря чему только увеличивают свою мобильность. Какие у них ценности? Вообще, они любят деньги и, как сами говорят, хотят «просто жить». Причем желательно хорошо и при этом ничего не делая».

Дмитрий Абросимов, руководитель учебного центра Nauchim.pro: «Я родился в 1981-м и помню СССР. О нем говорят разное, но для меня от Советского Союза воспоминания остались в основном положительные, хотя были тогда и негативные моменты. Потом вся страна с треском рухнула в яму 90-х: коррупция, бандиты, голод, задержки зарплат, чеченские войны… Затем двухтысячные — постепенный подъем, рост, развитие. Я бы сейчас сказал так: мне повезло жить в эпоху перемен. Может, потому, что просто выжил.

Мне кажется, что наше поколение, с одной стороны, более закаленное, прошедшее огонь, воду и медные трубы, но, с другой, мы часто ищем сложные решения там, где надо просто взять и сделать. Потому что привыкли преодолевать сложности и настойчиво ищем их, чтобы преодолеть. В то время как более молодое поколение к сложностям как раз не привыкло, поэтому часто находит решение более простым путем, однако в кризисной ситуации они проще ломаются, чем мы».

Валерия Шаповалова, блогер, владелица кафе «Пена дней»: «В ведении любого бизнеса есть базовые принципы, от которых никто отойти не может, и молодое поколение руководствуется той же схемой. Другое дело, что современные люди более свободны в своих проявлениях, у них больше легкости, меньше страха в преодолении каких-то моментов и, я бы сказала, больше мечтательности, веры в реализацию задуманного. Они легче принимают решения об открытии или закрытии какого-то бизнеса.

Блогеры сегодня прочно занимают свою нишу, которая будет расти, потому что общемировая тенденция говорит в пользу нативной рекламы. Соцсети — на пике популярности, мой «Инстаграм» известен давно, но в последнее время я получаю все больше предложений от рекламодателей. Бизнес начинает думать в этом направлении — о том, чтобы не палить по воробьям, а попадать прямо в цель через блогера. И это круто».

Алексей Бурдюк, генеральный директор компании «ЭКОЛОС-ДВ»: «За 20–летнюю практику «красных управленцев» страна оказалась сами знаете где. Экономику делали люди, для которых главным в бизнесе было получить деньги — единицы из них были настроены на созидание. Сейчас я общаюсь с молодежью, которая пытается именно созидать и думает о бизнесе действительно как о бизнесе.

Слишком подвижные, хватаются за все и сразу, легко бросают одно и начинают другое? Не вижу в этом отрицательных моментов. Бизнес — всегда риск, когда ты должен хвататься за все и сразу. Не хватает системности? Если в молодом возрасте человек добивается пусть даже не крупного, а просто роста бизнеса, это уже свидетельствует о системном подходе, по-другому не бывает. Что дало нам поколение, которое 20 лет было у руля? Любителей просадить за границей деньги, заработанные «бизнесом», а не инвестировать и созидать что-то новое — мы оцениваем его по результатам, и не правительство виновато в том, что страна оказалась там, где она оказалась».

Евгений Ларин, предприниматель, соорганизатор форума «Рост»: «Наше поколение все-таки выросло в более благоприятные времена по сравнению с 90-ми. Начало 2000-х — это рост экономики, большей частью молодежь формировалась в достаточно тепличных условиях, что сильно сказалось на ее способности справляться с проблемами: с поиском работы, самой работой, повлияло в том числе на ее ожидания от бизнеса. Многим кажется, что стоит только начать, и сразу будет все получаться.

Истории успеха из 90-х кружат голову молодым людям, они думают, что предприниматель — человек, который гребет деньги лопатой. А то, что это руководитель, что это огромное количество проблем, они не задумываются и часто оказываются не готовыми к суровой реальности. К плюсам можно отнести то, что эти люди росли во времена Интернета, в информационной среде. Соответственно, они гораздо лучше понимают маркетинг, современные коммуникации, более восприимчивы к новым веяниям и легче подстраиваются под рынок. Вместе с тем поколение Y готово к переменам: мало кто из его представителей всю жизнь посвящает одному предприятию. Человек, получивший техническую специальность, может легко переориентироваться и, скажем, пойти варить пиво. Такая мобильность, на мой взгляд, — это однозначное преимущество».

Старая школа

Александр Исаев, доктор экономических наук, профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС): «Зачем идти в большую жизнь, когда можно жить под крылом папочки и мамочки, зачем работать, когда нет никаких манков? Сегодня мы имеем поколение инфантилов с менталитетом «легких людей», не склонных задумываться о будущем. Я смотрю на нашу либеральную культурную общественность, которая активно выступает в защиту Кирилла Серебренникова, и вижу яркий пример отсутствия рационального мышления. Зачастую такие люди живут эмоциями, короткими перспективами. Естественно, это отношение сказывается и на их потребительских предпочтениях.

У поколения Y нет желания вкладывать деньги в какие-то долгосрочные инвестиции, оно предпочитает легкие проекты. А если тебе ничего не платят, то лучше где-то перекантоваться и ничего не делать. В Москве, Питере, Владивостоке я наблюдаю много людей, которые непонятно чем занимаются, нередко живут за счет родителей — культура, герои у них соответствующие. При этом стоит учитывать, что глобализация усиливает конкуренцию, и на рынке труда такая инфантильная молодежь оказывается неконкурентоспособной в сравнении со своими сверстниками из стран Азии. Конечно, не все поколение подпадает под эти характеристики, но та его часть, о которой мы говорим, — взрослые дети с ослабленной волей, лишенные основополагающих идеологических моментов, — на мой взгляд, не имеет никаких перспектив».

Александр Зубко, генеральный директор, председатель совета директоров группы компаний «Австралюкс», почетный консул Народной Республики Бангладеш: «Сначала о минусах. На примере производства могу сказать, что новое поколение утратило системный подход, именно основанный на производственной практике. Это не их вина, это разрушительные последствия полного спада экономики, потому что если нет предприятий, нет и практики. Второе: утрачены моменты, связанные с техникой безопасности, — охрана труда и т. д. Сегодня эти вопросы отошли далеко на задний план, хотя они должны касаться каждого — от менеджера до директора предприятия. Что касается положительных черт, то я наблюдаю много перспективных, предприимчивых ребят. Они знают, что им нужно делать. Они продвинутые, амбициозные, способны работать на результат и добиваться поставленных целей. При этом они совершенно другие».

Виктор Покотилов, генеральный директор ООО «УК «Беркут»: «Поколение разное, нельзя приклеить к нему один ярлык — хорошее или плохое. Наверное, общая черта этих молодых людей — слабое знание практики. Как правило, на службу, в бизнес приходят менеджеры не от реального производства, причем сразу на управленческие должности — они пользуются чисто теоретическими познаниями в системе управления, которые получили на различных семинарах и т. д., но не в состоянии адаптировать их к существующему реальному производственному процессу. Это первая черта, с которой я сталкиваюсь, когда ко мне приходят работать молодые люди — в большинстве своем достаточно энергичные и четко структурирующие свои знания специалисты, чего нельзя не отметить. Но здесь возникает еще одна проблема — высокие требования к заработной плате, которую надо заслужить, заработать. Понимание, что зарплата будет расти по мере профессионального роста, у них зачастую отсутствует.

В-третьих, я бы сказал, что в случае специалистов также налицо дефицит в наших вузах большого внимания именно к практике на предприятиях, то есть оторванность вузов от предприятий приводит к тому, что при определенных теоретических знаниях человек не до конца владеет своей специальностью. Особенно если говорить о судостроении, судоремонте, политехническом образовании. Эти пробелы вредят и трудоустройству, и дальнейшему росту молодых людей».

Сергей Лелюхин, профессор ДВФУ, генеральный директор АО «Дальневосточный аукционный рыбный дом: «В наше время, чтобы стать руководителем, нужно было пройти определенные ступени развития. Мы даже не могли представить себе вариант, когда человека из одной сферы назначают руководителем в другую. Сегодня это распространенная практика. Молодые управленцы, порою совсем без опыта в той области, где они оказались, не знают, что делать, им сложно, они принимают неверные решения. Посмотрите на экономические показатели стран Азии. В Китае управленческие кадры целенаправленно готовят для разных отраслей, используя зарубежный опыт, в том числе СССР. Мы же делаем больший упор на универсалов. К примеру, Дальрыбвтуз всегда считался ведущим рыбохозяйственным вузом в стране, но на сегодняшний день все экономические специальности в нем не аккредитованы. Можно долго рассуждать, чья эта вина, но факт остается фактом. Неужели для рыбного хозяйства не нужны экономисты? Неужели нет разницы между экономистом, который занимается рыбным бизнесом, и экономистом, который специализируется на высоких технологиях? Я считаю, есть. Тогда почему вдруг наш ведущий отраслевой вуз теряет одно из главных направлений своей деятельности? Считается, что достаточно специалистов, которых выпускает ДВФУ. Но, скажу честно, там готовят экономистов-универсалов — приходя на управленческие должности, они порой с трудом представляют, что нужно делать.

Второе: работая с молодежью, я вижу немало умных, талантливых ребят, которые все схватывают на лету. Однако никто не учит их выделять главные моменты в любой деятельности и правильно расставлять приоритеты. Приступая к работе, эти управленцы хотят сделать все, достичь всего, и, самое главное, неправильно ранжируют задачи по их приоритетности. Кроме того, часто они не понимают, что прибыль компании не всегда должна стоять на первом месте, в ряде случаев на первый план выходит как раз решение социальных задач, а уже через это решение мы получаем прибыль, удовлетворяя потребности общества».

Татьяна Варнакова, главный редактор журнала «Собрание Exclusive»: «Хотя я и не сторонник классификации поколений, которую предлагают нам американские социологи, но исходя из своего опыта могу сказать, что люди, рожденные в 80-х и 90-х годах, очень отличаются. Детям начала 80-х уже за 30, это состоявшиеся люди. Они осознанно принимают решения и в любой рабочий процесс включаются с четким пониманием целей, задач и т. д. Дети 90-х формировались в другой среде — они более расслабленные, мыслят чуть-чуть по-другому, как правило, им сложнее встраиваться в систему, становиться в хорошем смысле винтиком какого-то большого механизма.

С другой стороны, у меня есть свое личное отношение к молодым. Я не делю их по поколениям, а оцениваю по конкретным индивидуальным качествам. Если я вижу, что ребенок, который пришел ко мне на работу, действительно заинтересован, а это сразу видно, потому что желание невозможно сыграть, я понимаю, что моя задача как руководителя — одеть его желание в одежды профессионализма. Такие дети быстро набирают обороты и достигают каких-то результатов. Год рождения здесь не играет роли».

Подготовила Юлия ПИВНЕНКО

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.