Александр Кириличев (на фото), основавший и приведший в 90-х — начале 2000-х ПАО «Приморское морское пароходство» (корпорация PRISCO) в мировой танкерный бизнес, ушел с поста генерального директора. Его место в течение ближайших пяти лет будет занимать Александр Бузакин.
Решение об отставке Кириличева было принято советом директором ПМП и вряд ли кого-то удивило. Вернувшийся в 2015 г. в ПМП в качестве управляющего менеджера (с 2005 г. Кириличев стал председателем совета директоров и старался не участвовать в управлении пароходством) Кириличев застал свое детище в разобранном состоянии. Вместо лидера танкерного рынка и держателя большого портфеля непрофильных активов (предприятий по деревопереработке, добыче и обработке природного камня, изготовлению топливных воздушных фильтров и собственного банка «ПРИСКО Капитал Банк») ПМП превратилось в обычную управляющую компанию по сдаче в аренду недвижимости. Лишь услуга по подбору персонала для работы на морских судах (crewing) еще напоминала о когда-то глобальной морской направленности ПМП.
Как предполагают эксперты, начало концу PRISCO было положено в 2008 г. Тогда менеджмент корпорации решил заложить под долгосрочные контракты процесс обновления флота. Упор делался на более современные танкеры, которые планировалось использовать в сахалинских проектах. Синдикат банков под руководством шведского Nordea Bank выдал основной кредит на сумму $450 млн с фиксированными сроками возврата, а также открыл дополнительную возобновляемую (револьверную) кредитную линию в объеме $80 млн. Потом был запущен еще и механизм выпуска облигаций.
Но эйфория быстро сошла на нет. Оказалось, что танкеры заказывались и приобретались на пике рыночных цен, а рассчитываться пришлось в условиях падающего рынка и снижающихся фрахтовых ставок. Вскоре PRISCO средств для выполнения условий кредитного соглашения стало не хватать. И в 2011 г. сразу шесть танкеров пароходства были проданы государственному «Совкомфлоту». А в 2016 г. суд по банкротствам Южного округа Нью-Йорка выставил на аукцион еще девять танкеров, купил которые все тот же «Сомкомфлот». Сумму сделки оценили в $215 млн, а сама PRISCO была признана банкротом. Спасти корпорацию и выбить от кредиторов приемлемые для всех условия не смог даже вернувшийся к тому моменту Александр Кириличев, имеющий приличные связи в судоходном бизнесе и отличавшийся в 90-е прошлого века удачными управленческими решениями. Но даже это свойство никому не дает вечного процветания: теперь от PRISCO осталось только ПМП.
«На протяжении достаточно длительного времени управление недвижимостью и сдача в аренду принадлежащих пароходству объектов недвижимости офисного, складского и производственного назначения остается ключевым видом деятельности, — говорится в годовом отчете ПМП за 2016 г. — Это позволяет обществу оставаться в Находке одним из крупнейших арендодателей в сегменте офисной недвижимости. Также на территории Партизанского района Приморского края ПМП успешно оперирует складом материально-технического обеспечения, предоставляя его площади в пользование арендаторам. В течение всего 2016 г. компании удавалось обеспечить хорошую заполняемость площадей, несмотря на превалирующую негативную ситуацию на рынке аренды. В результате выручка от аренды немного превысила плановые показатели, что можно признать хорошим результатом».
Хорошим результатом для ПМП теперь считается замедление падения выручки от аренды недвижимости (с 82,2 млн руб. в 2014 г. до 72,2 млн в 2015 г. и 70,5 млн в 2016 г.). Это притом, что когда-то чистая прибыль пароходства достигала 600 млн руб. Что касается крюинга, то 2016 г. ознаменовался для ПМП потерей основного внешнеэкономического партнера в этой области — шипменеджерской компании «ПРИСКО (Сингапур) Пте. Лтд». Эта компания прекратила свою деятельность, что отразилось на объеме выручки и привело к частичным потерям в пуле специалистов (моряков), состоявшем из порядка 400 чел.
Из годового отчета ПМП за 2016-й: «Выручка от услуг по подбору моряков в 2016 г. составила порядка 21 млн руб., из которых основная часть поступила в долларах США. С одной стороны, такой результат соответствует спрогнозированным показателям, однако он мог быть лучше, если бы не прекращение работы «ПРИСКО (Сингапур) Пте. Лтд». В то же время негативный эффект от ухода указанной компании был в некоторой степени сглажен тем, что пароходство достаточно давно проводило политику диверсификации клиентской базы, не замыкаясь только на одного (хоть и стратегического) партнера.
В то же время не удалось зафиксировать роста базы контрагентов в направлении консалтинга. Более того, дальнейшее развитие этого направления было приостановлено. Связано это в основном с тем, что специалисты, занимавшиеся данным перспективным видом деятельности, в 2016 г. из ПМП ушли. При этом выручка от данного направления составила порядка 13 млн руб. вместо прогнозируемых 12 млн руб., что с учетом обстоятельств можно считать успешным результатом».
Иван КОРОТАЕВ