2017-06-13T13:04:11+10:00 2017-06-13T13:04:11+10:00

Дальний Восток отстает в развитии от федералов

В отличие от других регионов, ориентация идет в основном на традиционные банковские продукты

Корпоративные облигации перестали быть «карманной» бумагой нефтяных корпораций и готовы стать альтернативой кредитованию. Но только не на Дальнем Востоке.

На прошлой неделе Банк России провел во Владивостоке двухдневную конференцию «Инструменты рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций», главной темой которой стали корпоративные облигации. По данным ЦБ, сегодня долговые ценные бумаги занимают 18% в общем объеме заимствований негосударственного сектора. «Еще недавно было 16%, однако рост обгоняет прогнозы. Количество эмитентов уже превысило 400 компаний, объем эмиссии — 9 трлн рублей», — сообщила Елена Чайковская, директор департамента развития финансовых рынков Банка России.

Высокий спрос на долговые активы при сильном ожидании снижения ставок позволяет компаниям привлекать средства дешевле и на большие сроки, а также привлекать бланковые деньги без дополнительных обязательств перед банками по ковенантам и остаткам/оборотам по счетам. Это дает ряд преимуществ обеим сторонам — эмитенту и заемщику. Для крупных компаний и банков, выпускающих биржевые облигации, это возможность сейчас привлечь средства с процентом ниже, чем ключевая ставка ЦБ. Доходность «корпоративок» в среднем с начала 2017 г. составила 9,15%. Но для инвесторов такие ставки вполне привлекательны, поскольку сравниваются с ОФЗ. А их доходность уменьшается и составляет в среднем 7,86%.

Перспективы рынка корпоративных облигаций связаны еще и с увеличением срока их обращения. В России бизнесу остро не хватает именно длинных денег. Пока такая тенденция не проявляется в полной мере из-за недостаточной развитости рынка и остающихся высокими долгосрочных рисков. Примечательно, что 86,9% размещений корпоративных облигаций на первичном рынке — однодневные бумаги. И лишь по мере дальнейшего преодоления кризиса, политической нестабильности речь пойдет об увеличении доли стратегических, долгосрочных выпусков. Но, как выяснилось, не на Дальнем Востоке.

По опросам региональных и представительств федеральных банков в ДФО, лишь малая доля кредитных организаций имеет опыт работы с облигациями, ориентируясь в основном на традиционные банковские продукты, то есть кредиты. Кроме того, отмечается низкая информированность бизнеса о продукте, сложность и высокая стоимость первичного размещения. Затраты на публичный выпуск облигаций состоят из оплаты услуг юристов и андеррайтеров. Стоимость квалифицированных юридических услуг — примерно $30 тыс. Андеррайтеры берут 0,5–1,5% от объема выпуска в зависимости от величины займа и «раскрученности» эмитента.

По словам экспертов, выпускать облигации выгодно, если компании требуется крупное финансирование. Речь идет о суммах как минимум 300 млн руб. Разумеется, ценные бумаги можно выпустить и на сумму в 150 млн, но такое бывает редко. И вообще действует правило: чем больше размер облигационного займа, тем меньше расходы по его обслуживанию. Впрочем, не все банки готовы пойти и на 300 млн. «Если проект живой, имеет перспективы, то меньше 1 млрд рублей производить эмиссию облигаций не стоит. Экономически целесообразнее тогда будет воспользоваться кредитом», — уверенно отметил Андрей Жарский, заместитель председателя — управляющий приморским головным отделением № 8635.

Однако не суммы волнуют приморский бизнес. Опросив примерно 30 крупных предприятий региона, эксперты пришли к выводу, что 80% нужны длинные деньги, из них 44% готовы одолжить более 2 млрд руб., 16% — 1–2 млрд руб., остальным хватило бы любого объема меньше 1 млрд. Вопрос в процедуре эмиссии.

Елизавета Трубина, партнер ООО «Юридическая фирма «ЛЕКАП»: «В соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг», эмитент обязан раскрыть о себе информацию, причем должен это делать регулярно с момента регистрации проспекта и в течение всего срока обращения облигаций. Самый частый вид раскрытия информации — сообщение в форме существенных факторов. Сущфакторы — это перечень более чем из 40 факторов, для каждого из которых приведены формы, конкретные сроки и основания для наступления».

Андрей Жарский: «Потенциально в Приморье есть 5–7 компаний, которые могут пойти на выпуск облигаций. Но ключевой сдерживающий фактор — изменение структуры предприятия. Исторически сложилось, что под крышей головной компании действуют еще десятки ООО, так оптимизируется налогообложение. Кто захочет меняться, связываться с долговым рынком?»

«К нам практически каждый день обращаются с вопросом помощи выпуска облигаций. До реального решения вопроса мало кто доходит, потому что слишком тяжелые организационные структуры на предприятиях», — заметил представитель компании «БКС».

«Среди предприятий региона такие способы привлечения «оборотки», как публичные займы, мало популярны, — сказал представитель АО «Солид Банк». — Приходится много объяснять, убеждать, доказывать, как это важно. Но кто даст гарантию, что клиент не откажется в последний момент? Ситуация, конечно, будет меняться. Пока же на первом плане у нас кредитование».

По данным службы раскрытия информации Interfax, информацию о себе раскрыло 61 предприятие Приморского края, некоторые из них последний раз обновляли сведения в 2008–2012 гг. Какие-то из компаний уже не существуют.

У выпуска облигаций есть еще недостатки. Во-первых, стоимость этой процедуры выше, чем получение кредита в банке. Во-вторых, если фирме сложно расплатиться с долгами, договориться с одним банком проще, чем с многочисленными держателями облигаций. Но главный вопрос, который задает себе приморский бизнес, изучив облигации, — кто их купит?

Ксения СУХИХ


КСТАТИ 

Госдума приняла закон об освобождении от НДФЛ купонного дохода, получаемого налогоплательщиком по обращающимся рублевым облигациям российских организаций, эмитированным в 2017–2020 гг.

Купонный доход по таким облигациям будет облагаться НДФЛ только в случае превышения суммы купона над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и увеличенной на пять процентных пунктов ставки рефинансирования Банка России, действующей в течение периода, за который был выплачен доход.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ