2017-06-13T13:16:20+10:00 2017-06-13T13:16:20+10:00

В Приморье «пипл хавает» не все турбазы

Когда-то люди были рады просто крыше над головой, но сейчас...

После резкого падения курса рубля в 2015 г., когда туристы вдруг полюбили приморские базы отдыха, многие решили прыгнуть в тот самый поезд, который, как им казалось, привезет их к базовому успеху. Но суровые экономические законы привели к дисбалансу рынок баз отдыха. Теперь количество объектов зашкаливает, а рентабельность бизнеса падает.

Если раньше 80% клиентов баз обычно возвращались туда, где отдыхали в предыдущем году, то сейчас «пипл хавает» не все подряд. «Люди начинают проверять рынок, ищут какие-то новые подходящие для себя места, охотнее меняют дислокацию отдыха. Конкуренция растет», — сообщили в базе отдыха «Сидими».

Собеседники «К» единодушно отмечают, что постояльцы стали более притязательными — многих уже не устраивают спартанские условия в «избушке на курьих ножках». И вроде местный рынок старается не отставать от современных трендов: дома из бруса, бассейны, джакузи в лесу на открытом воздухе, бунгало (что бы под этим ни подразумевалось) — каждый ищет свои «фишки». Многие строят и объекты для круглогодичного отдыха. Однако количество со скрипом переходит в качество: рынок крайне неоднороден, хаотичен, а цены на нем часто завышены.

Так, одна из приморских баз отдыха предлагает номера за 8200 руб. в сутки. Что должно входить в данную сумму, по логике вещей? Максимальный комфорт, как, например, в Таиланде. Но число негативных отзывов зашкаливает: «Очень жалко потраченных денег. Комнаты — крошечные, из мебели — лишь кровати. Даже тумбочек нет, не говоря уже о шкафах. Одежду предлагают вешать на настенные крючки. За сменой белья никто не следит. Лампочка в гостиной слишком тусклая, писать-читать не получается. Телевизор постоянно ломается. Муравьи в доме замучили, москитная сетка с окон постоянно сваливалась. На Черном море отдыхали в разы дешевле, но сервис там, как ни странно, гораздо выше».

Картина, характерная для приморской индустрии отдыха. «Чтобы реализовать действительно хорошие проекты, необходимы длинные деньги, большие вложения, которые будут окупаться очень долго. В Приморье сезон слишком короткий, поэтому никто не будет здесь развиваться до европейского уровня, если только единицы. По той же причине нам никогда не сравниться с Крымом. Кроме того, местные базы отдыха в основном рассчитаны на людей со средним достатком и ниже. Люди, у которых есть деньги, предпочитают покупать туры в более развитые страны», — поделился на условиях анонимности один из игроков рынка.

Когда-то люди были рады крыше над головой, но сейчас база без дополнительных услуг неконкурентоспособна. «Конкуренция растет, тем более в Андреевке, поэтому сегодня, если хочешь закрепиться на рынке, ты не будешь предлагать людям ерунду. Рентабельность обеспечит только качественное предложение», — сообщил «К» представитель базы отдыха «Ривьера».

База отдыха среднего и выше среднего ценового сегмента должна включать целый ряд инфраструктурных объектов. Капитальный жилой корпус гостиничного типа с номерами различной комфортности или отдельно стоящие домики с услугами. Кафе или ресторан с возможностью дополнительных заказов. Баня или сауна. Пункт проката водно-моторной техники, в частности, прогулочного катера. Игровые площадки (футбол, волейбол) и детская площадка. Прокат спортивного инвентаря и предметов хозяйственного обихода. Летние беседки или закрытый зал для проведения мероприятий. В случае отдаленности базы от населенного пункта необходим продуктовый магазин на ее территории.

Нельзя отметить, что качество предложения на рынке растет. Появляется все больше объектов (как правило, круглогодичных) действительно хорошего уровня, здесь проходят корпоративные слеты, «семейные туры выходного дня», бизнес-встречи, тренинги и т. д. Проблема в том, что за пределами этих оазисов начинается беспощадная русская действительность, способная пленить «очарованием запустения» разве что жадного до экзотики иностранца.

Самыми непритязательными считаются европейские туристы — пока единичные в общем турпотоке. Елена Золина, управляющая базой отдыха «Лукоморье»: «Наши российские гости привозят сюда иностранцев. У нас побывали поляки, китайцы, корейцы, израильтяне, ирландцы. Эти гости позитивно реагируют даже на разбитые дороги и «коровьи лепешки». Для них главное — Тихий океан, оказаться на краю света».

Однако за отсутствием роста спроса (он, по отдельным комментариям экспертов, практически остался на уровне прошлого года) и появлением все большего количества турбаз рынок размывается. Новые объекты, отвечающие более-менее приличным стандартам качества, оттягивают на себя туристскую долю, но не выходя из общего ценового поля. «Новые участники стараются не поднимать планку», — заявила Наталья Жученко, управляющая базой отдыха «Три звезды». Из-за этого рентабельность бизнеса снижается, а некоторые владельцы, рассчитывающие на «летний чес», и вовсе уходят в убыток. И все чаще объекты выставляются на продажу.

Стоимость предложений готового бизнеса варьируется от 5 до 45 млн руб. Так, «прибыльная база отдыха под Пиданом в 90 км от Владивостока» продается за 5,2 млн руб. В стоимость входит участок 100 соток, два гостевых домика и баня на шесть человек. Обещанная прибыль — от 50 до 150 тыс. в месяц. То есть, учитывая длину сезона, потребуется не менее шести лет, чтобы «отбить» вложенные средства. Объект ищет покупателя уже несколько лет, но, со слов экспертов, это нормальный срок для долгоиграющих продаж, тем более что реальная стоимость такого бизнеса, как правило, переоценена.

Владимир Закурко, предприниматель, оказывает помощь собственникам в реализации баз отдыха на территории Приморского края: «Проблема «продажных» турбаз такая же, как с квартирами во Владивостоке — переоценка реальной стоимости. Если участок земли можно купить за 1–3 млн рублей (в аренду — еще дешевле), то хорошую базу отдыха собственники продают в среднем за 30 млн рублей, хотя себестоимость ее варьируется от 5 до 7 млн рублей, и такая статистика прослеживается везде. Практичный инвестор в таком случае остановит свой выбор на участке и развернет там свое строительство, нежели купит готовый бизнес с наценкой в 300%».

Софья Шигаева, управляющая базой отдыха «Имение»: «Эта сфера требует значительных вложений, и пройдет не год и не два, прежде чем они окупятся».

Популярность базы будет зависеть от того, насколько активно она себя рекламирует и как сотрудничает с туристическими агентами. Самостоятельно заполнить все места новой базе, не имеющей постоянных клиентов, очень сложно.

Светлана Веревкина, директор базы отдыха «Багульник»: «Платежеспособность населения упала, зарплаты не растут, люди сильно экономят, и для многих семей цифра в 5 тыс. стала неподъемной. Люди с заработком ниже среднего, которых в Приморье большинство, ограничиваются экскурсией одного дня, без ночевки. Поэтому система партнерских отношений в туристическом бизнесе сегодня ярко выражена».

Сказывается и отсутствие господдержки. Елена Золина: «Если Крым, Сочи постоянно мелькают в прессе, если перевозки в этих направлениях субсидируются государством, Дальний Восток получает незаслуженно мало внимания, хотя любой турист может найти здесь уникальные качественные предложения. Без господдержки, без комплексного подхода и длинных инвестиций этому бизнесу сложно развиваться. Сравните: в Крыму солнце — 300 дней в году, лето начинается в мае и заканчивается в октябре, у нас же сезон очень короткий, поэтому и цены высокие».

Отдельная проблема — набор персонала. «Кадровый вопрос стоит очень остро, особенно для тех баз, которые работают сезонно. Мы привлекаем студентов, регулярно даем объявления, ищем кадры в Хабаровске и не только. К примеру, у нас есть опытный менеджер, который раньше был занят в Сочи, на курорте «Роза Хутор», — рассказали в «Сидими».

Европейский сервис требует обучения сотрудников — хорошей школы и регулярной практики. В короткий сезон лишь немногие участники рынка могут позволить себе такую роскошь, учитывая, что контингент 25–45 лет занят на постоянных работах, а средняя зарплата рядового персонала может составлять 20 тыс. руб. В результате обслуживание хромает.

Тем не менее, несмотря на свою низкую рентабельность, этот бизнес все еще остается привлекательным. Согласно данным администрации края, 6% получателей «дальневосточного гектара» намерены использовать участки именно под строительство баз отдыха. «Конкуренция растет. Люди крутятся как могут, потому что, например, в Андреевке им негде больше заработать — здесь не осталось никаких предприятий, надежда только на туристов», — уверена Елена Золина.

Выигрывают объекты с правильно выбранной ориентацией на конкретный сегмент. А также с верной ценовой политикой. «Например, за счет увеличения цены за проживание мы можем сдерживать стоимость питания», — поделилась Людмила Ларина, директор базы отдыха «Афродита».

Но в этом году, в отличие от двухлетней давности, участники рынка воздерживаются от долгосрочных прогнозов, тем более оптимистичных. Растущий турпоток пока не принес им богатых плодов, а любые планы могут в одночасье смешаться в лучшем случае из-за погодного, в худшем — экономического фактора.

Юлия ПИВНЕНКО, Анна МАЦОВСКАЯ

Статья опубликована в № 22 "К" от 13.06.2017 г. под заголовком "Хаотичное перебазирование"

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ