2017-06-13T12:22:16+10:00 2017-06-13T12:22:16+10:00

Спартак Голиков: «Каждый хочет написать хорошую детскую книжку»

Еще один писатель высказался в споре о книгах и планшетах

PRIMPRESS |  «Каждый хочет написать хорошую детскую книжку»
PRIMPRESS

Владивостокский писатель Спартак Голиков поговорил о детской литературе в целом и собственной книжке «Жил-был кот» в частности.

— Как у вас появилась идея написать и издать детскую книжку?

— Написать такую книгу для детей, которая была бы действительно интересной, хочет любой поэт или писатель. Я мог никогда не прий­ти к этому, если бы не моя знакомая художница Татьяна Селиверстова. Именно она стала «мамой» книжки «Жил-был кот». У Татьяны были идеи и иллюстрации. Она обратилась ко мне с просьбой привести ее задумки в литературную форму.

При создании книжки были определенные нюансы, она предназначалась для совсем маленьких детей, поэтому пришлось отказаться от сложных слов и оборотов, использовать простые рифмы. Книжка получилась довольно быстро, ведь у нас была хорошая база в виде красочных иллюстраций и некой канвы сюжета. А дальше было просто дело техники и вдохновения.

— И как быстро пришло вдохновение?

— Я не жду вдохновения, оно приходит спонтанно. Натолкнуть на определенную мысль меня может какой-то личный опыт или что-то увиденное на улице. Я не исключаю, что некоторые люди могут проснуться среди ночи или утром и увидеть готовое произведение. А я человек более прагматичный, передо мной стоит задача написать, и я работаю. Ну а тут уже насколько хватит сил выразить все это.

— Дети впитывают в себя информацию как губки, для них нужно писать, подбирая некую особую форму. Скажите, как вы относились к содержанию будущей книжки с той точки зрения, что она должна развивать ребенка?

— Как я уже говорил, писать для детей — это вершина так называемой литературной табели о рангах. Детская аудитория очень чутко чувствует фальшь, с этим читателем нельзя заигрывать. Если, допустим, мы пишем книгу о подростках, то употребляем молодежную лексику. Но если думать, что чем больше таких слов мы вставим в произведение, тем больше молодежи понравится, то это будет очень большой ошибкой. А вот различные «вредные советы» — это точное попадание. В них непослушание, некие конфликты.

А если разобраться, то существует определенная теория написания детских произведений, описанная в книге Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти». Здесь прекрасно рассказано, как писать стихи для детей. К примеру, ребенку нравится динамика, поэтому рифмы должны быть простыми, от сложных стихотворных форм ребенок просто уснет, как ему прочтут две строчки. Чуковский в своей книжке выразил свой опыт, полученный в результате многолетних наблюдений писателя за своими детьми, их речью.

— «Жил-был кот» — это тоже некий жизненный опыт или плод фантазии?

— Прототипом героини книжки стала дочка Татьяны Селиверстовой Дина. В основе ее лежат наблюдения Татьяны за своей дочерью, ее характером. Главным героем стал именно кот, потому что Дина на самом деле любит кошек. Сюжет же у книжки фантазийный. Все истории простые и тривиальные, без лишней дидактической составляющей. В целом это разрозненные истории из жизни маленькой девочки и ее лучшего друга кота. В основе этих историй, возможно, лежат вопросы, которые задавала Дина Тане в разном возрасте.

— За счет чего книжка пользуется большой популярностью?

— Вначале книжка разошлась среди друзей. А вот желание Татьяны выпустить издание официально расширило географию ее распространения. Недавно я отправлял две книжки в одну из библиотек Воронежа. А так издание разошлось не только по всем друзьям из Приморского и Хабаровского краев, но и по книжным магазинам регионов.

К тому же книжка очень хорошая, прекрасно оформлена полиграфически, а самое главное — она выпущена у нас, во Владивостоке, что сейчас большая редкость. Детских писателей-дальневосточников можно пересчитать по пальцам, по большому счету эта ниша никем не занята. Есть дефицит хороших детских изданий, а мне, как родителю, хочется, чтобы дети читали.

Мышление ребенка очень сильно меняется, если ему читают книги, он по-другому воспринимает информацию. Одна моя знакомая поделилась со мной наблюдением, что некоторые ребята сегодня даже не знают, кто такой Колобок. Она работает в детской студии и как-то дала детям задание нарисовать героев русских сказок. Оказалось, что ребятам знакомы в основном персонажи мультфильмов. Все знают мультик «Иван Царевич и Серый Волк» и все стали рисовать именно этих персонажей, стараясь подражать мультипликации. Только одна девочка из 12 ребят знала, кто такая Василиса Прекрасная, и других книжных персонажей.

И в этом незнании нет вины детей, это время такое. Перед современными родителями стоит задача, чтобы ребенок читал, развивал фантазию, а не мыслил шаблонно. Нужно просто начать читать ребенку на ночь, и он будет сам просить эти книжки и будет их любить.

— Вы сказали о том, что сейчас наблюдается дефицит качественных детских изданий, а есть ли перспектива развития у детских литераторов на Дальнем Востоке?

— В принципе, дефицита по стране нет. Есть много хороших изданий и издательств, много разнообразных книжек с хорошим полиграфическим исполнением. Во Владивостоке же дистрибуцией занимается в основном Дом книги. Но есть и энтузиасты, которые сотрудничают напрямую с магазинами и издательствами.

Одна моя знакомая покупала хорошие книжки напрямую у издательств, а потом ей предложили распространять их через Instagram. Это совсем не бизнес-проект, просто возможность делиться с людьми хорошей литературой. Этот проект, по сути, держится на двух энтузиастах, но спрос на литературу есть.

Постепенно падает спрос на дешевые книги, напечатанные на плохой бумаге. Людям все больше хочется, чтобы их и их детей окружали красивые, качественные книжки. Это сказывается на эстетическом восприятии мира. Хорошие и красивые книжки выпускаются по всей стране, их можно издавать и во Владивостоке. И это будет востребовано. Буквально в «Ночь музеев» ко мне подошел один человек и поблагодарил за книжку, я не ожидал, что она станет настолько популярной.

— «Жил-был кот» уже завоевал популярность, когда нам ждать следующую книжку?

— Желание написать есть, но как это воплотится, я пока не загадываю. Сейчас работаю с подростковой аудиторией. Подростки интересны мне, потому что они сложные и непонятные, у них часто возникают конфликтные ситуации. Одна моя знакомая художница уже начала рисовать что-то по этой тематике. Сами же истории будут исключительно владивостокские и написаны от лица троечника и выдумщика. Я сам был в детстве выдумщиком, мог придумать что-то невообразимое, и все одноклассники мне верили. Отчасти я проецирую себя на этого персонажа, но действие книжки развернется в современном Владивостоке.

— А какие у вас в детстве были любимые книжки и герои?

— В детстве одной из самых любимых книг было «Федорино горе» Корнея Чуковского, «Баранкин, будь человеком» и «Тарзан». И, если честно, класса до седьмого, кроме этих книг, я читал только то, что было в школьной программе. А вот уже в седьмом классе мы стали писать много сочинений и изложений.

Потом первая любовь, и я начал писать стихи. А если начинаешь писать, то начинаешь и много читать. Нужно ведь подражать кому-то в стиле. Я, например, писал стихи, подражая Маяковскому.

— На ваш взгляд, смогут ли планшеты заменить бумажные книги?

— Есть интересные проекты электронных книг на планшетах, но в них просто больше технологических возможностей. Ребенку же интересно, когда можно потрогать объемную картинку. Планшеты для современной детворы — уже обыденность, а вот качественное издание удивляет детей. Бумажная книга никогда не уйдет.

Постепенно рынок покинут дешевые издания. Надобность в них отпадет из-за того, что в тот же планшет можно будет поместить целую библиотеку. А вот качественные издания с хорошим полиграфическим оформлением никуда не исчезнут.

Екатерина ИЗМАЙЛОВСКАЯ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ