На рынке бытовой техники начинаются ценовые войны

Все это сопровождается кредитами, чтобы привязать людей к магазину
Из архива «К» | На рынке бытовой техники начинаются ценовые войны
Из архива «К»

После окончательного объединения «М.Видео» и «Эльдорадо» под крышей «Техносилы» рынок бытовой техники и электроники (БТиЭ) Приморья ждет серьезная перетасовка сил. Итогом рыночного передела может стать полный хаос, в котором судьба многих региональных игроков будет печальной.


«Эльдорадо» в 2016 г. увеличило продажи на 10,6%, до 130 млрд руб. с НДС. А продажи «М.Видео» по итогам прошлого года составили 216,2 млрд руб., выручка сопоставимых магазинов выросла на 10,7%.


Группа «Сафмар» Михаила Гуцериева планирует в ближайшее время интегрировать БТиЭ-ретейлера «Техносила» с компанией «Эльдорадо» и «М.Видео». Что будет из себя представлять новый игрок, пока точно неизвестно. «Если говорить про всю территорию России, то сильнее повлиял бы выбор объединяющего бренда «М.Видео» — это самый сильный бренд в РФ, хотя «Техносила» — наиболее осмысленное название для розничной сети бытовой техники. Теперь давайте «наведем резкость» на Дальний Восток. Здесь «Техносилу» мало кто знает, и новому монстру придется какое-то время завоевывать себе авторитет среди дальневосточников, ведь к «Эльдорадо» уже почти привыкли, а про «М.Видео» телевизионная реклама все уши прожужжала. Вывод: выбор объединяющего бренда несколько затормозит продвижение магазинов Гуцериева на восток, но вряд ли остановит», — сообщил «К» Сергей Митрофанов, первый вице-президент группы компаний «В-Лазер».

Федеральные бренды с религиозным упорством «расставляют флажки» во всех городах и весях страны, включая и малонаселенный Дальний Восток. Если верить экспертам, до сих пор местным игрокам удавалось сосуществовать рядом с ними. В качестве примера опрошенные «К» игроки рынка приводят «Эльдорадо», который несколько лет назад достиг своего максимального присутствия в регионе, а потом начал постепенно «сдуваться», оставив на сегодняшний день 13 магазинов и сократив торговые площади чуть ли не вдвое. В прошлом году регионалы настороженно присматривались к действиям «М.Видео», с приходом которого даже «В-Лазер» был вынужден закрыть один из своих магазинов в центре Владивостока.

«Пока в Приморье не было крупных игроков, местные ретейлеры могли здесь работать. А сейчас начинаются ценовые войны. Мы боремся и будем продолжать работать. Но федералы захватывают рынок, приходят с низкими ценами, при этом живут за счет тех регионов, где поле уже очищено от конкурентов», — сообщил «К» на анонимных условиях представитель региональной сети бытовой техники.

Процессы идут на фоне падения спроса в отрасли. «Происходит не только падение спроса, но и падение качества, ассортимента предлагаемой техники. В 2010–2011 гг. не было такого засилья безымянной техники в Приморье, люди могли найти в магазинах больше качественной аппаратуры. Сейчас на рынке идет общая тенденция к удешевлению товарного ассортимента и продается откровенный хлам с маленьким сроком службы и низкими потребительскими качествами. Все это сопровождается кредитами, чтобы привязать людей к магазину, и получается, что технику покупатель вынужден менять уже через два года. Но это не спасает игроков, большинство из них находятся на грани разорения. Выход часто находят в слиянии активов», — посетовал корр. «К» на анонимных условиях еще один игрок рынка.

Слияние происходит по двум причинам: во‑первых, для оптимизации расходов, а во‑вторых, владельцы каких-то сетей просто решили уйти с рынка с минимальными потерями. Дмитрий Алексеев, директор DNS Digital Store: «В идеале через объединение оптимизируются расходы на ведение бизнеса, издержки на логистике, хранении и распределении товара. Это делается еще и для того, чтобы получить дополнительные выгодные условия от производителя. В конечном итоге, по идее, товары должны стать более доступными для потребителя. В отдельных локациях за счет отсутствия конкуренции между «Эльдорадо» и «М.Видео» к покупателю могут относиться и с меньшим вниманием, но это не факт».

Однако владельцы нишевых магазинов уже просто перестали работать: средняя наценка на телевизор — 7%, проще и выгоднее положить деньги в банк под 8%. Ситуация не улучшается, правда, и не ухудшается. «Ситуация с поглощением «Спектра техники» компанией DNS никак не повлияла на других игроков. И до этого объединения на рынке был хаос, и сейчас ситуация во всех отраслях торговли бытовой техникой и электроникой остается печальной, — сообщил один из собеседников «К». — Сеть «Эльдорадо» перепродавалась несколько раз, и не от хорошей жизни. Местные игроки уходят — глобализация во всей красе. Вся логистика, вся таможня проходит через Москву. Воевать с конкурентами можно только занижением цены, но как надолго хватит ресурсов — неизвестно».

У местных игроков есть лишь одно преимущество — это близость к клиенту и более сфокусированное понимание проблем и спроса в конкретной локации. Сергей Митрофанов: «Вызывает интерес стратегия вхождения на Дальний Восток нового «электронно-бытового чудища» под консолидирующим брендом «Техносила». Один из вариантов быстрого захвата рынка — это демпинг, и ресурсы для этого найдутся. Однако же не следует думать, будто бы новоявленный гигант будет без помех распространять свои щупальца на всем Дальнем Востоке и «обижать маленьких».

Региональные бренды гораздо лучше приспособлены к индивидуальным потребностям и особенностям каждого края/области в составе Дальнего Востока, к тому же регионалы знают, когда и где необходимо создавать стратегические запасы на случай стихийных бедствий, что потребуется в огромных количествах после наводнений, как лучше организовать логистику при смещении сроков открытия/закрытия навигации, где может запросто «слизать» штормом с пирса пару-тройку контейнеров, какие дополнительные пики сезонных продаж и провалов возникают из-за путины и других дальневосточных традиционных промыслов, в каких городах напряжение каждый вечер падает ниже 180 вольт и куда нельзя поставлять технику без брендовых блоков питания.

Разумеется, конечному покупателю интереснее всего узнать, как такое слияние отразится на его кармане. Здесь не может быть двух мнений, ибо любое усиление конкуренции всегда благотворно сказывается как на доступности цен, так и на качестве обслуживания. Пострадать могут только обеспеченные покупатели, поскольку ассортимент может сдвинуться в сторону более «народных» моделей, а модные европейские бренды по немыслимым ценам будут реже встречаться в торговых залах, даже как выставочный товар класса AZ».

Ксения СУХИХ


КОММЕНТАРИЙ

Дмитрий Суханов, региональный директор «М.Видео»: «В первом квартале 2017 г. продажи «М.Видео» в регионах Дальнего Востока выросли в 1,6 раза, а онлайн-продажи показали прирост на 250% — динамика обусловлена, в первую очередь, открытием магазинов во Владивостоке и Хабаровске во второй половине 2016 г. В целом продажи бытовой техники и электроники на Дальнем Востоке выросли в январе — марте 2017 г. на 2%, онлайн-продажи на дальневосточном рынке выросли на 20%. Опережающие рынок результаты связаны с тем, что «М.Видео» выходила в новые регионы, тщательно подготовившись. Компания оценила потенциал рынка и возможности инфраструктуры, чтобы в каждом из городов гарантировать клиентам единые условия доставки и действие федеральных акций. Первые результаты новых магазинов в Приморье, например, показали, что здесь есть значительная потребность в качественной технике известных брендов и гарантированном уровне сервиса.

Главная особенность работы в Приморском крае — это территориальная удаленность от центральных складов компании. «М.Видео» торгует только официально ввезенной в Россию техникой, которая сначала поступает на один из четырех центральных распределительных складов. Вопрос организации логистики был для нас одним из приоритетных. Например, мы используем авиадоставку для цифровой техники, что позволяет нам обеспечить, например, одновременный старт продаж новых моделей смартфонов по всей России, включая дальневосточные регионы. При этом наши ценовые предложения остаются конкурентоспособными».


КСТАТИ

По итогам первого квартала 2017 г., по данным исследовательской компании GfK, оборот рынка бытовой техники и электроники в России оказался меньше прошлогоднего на 1% в рублях. Если смотреть динамику спроса по месяцам, то видно, как неровно идет восстановление рынка. В январе спрос сохранял стабильность на фоне снижения оборотов в рублях (на 5% по сравнению с годом ранее). В феврале спрос незначительно снизился при сохранении оборотов в рублях. Зато март был успешным с ростом сразу 7% в штуках и 5% в рублях по сравнению с прошлым годом.

 

Статья опубликована в № 23 "К" от 20.06.2017 г. под заголовком "Электронно-бытовое чудище"

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ