Чисто российское похмелье: пивовары вляпались в закон

Почему для пенного напитка размер бутылки имеет значение
Чисто российское похмелье: пивовары вляпались в закон

В Китае высок интерес к приморскому пиву. Вот только законодательные изменения, вступившие в силу в 2017 г., могут негативно отразиться на экспорте пенного напитка.

За 2016 г. объем экспортируемого из России в Китай пива составил 762 667 дал, что почти в два раза больше, чем в 2015 г. Уверенная поступь пивоваров в Поднебесную началась в момент снижения курса рубля. «Для игроков пивного рынка экспортировать в другие страны стало выгоднее, чем продавать напиток в России, еще и потому, что экспортные товары не облагаются НДС», — сообщили «К» в компании «БАРК».

Но теперь позиции пивоваров пошатнулись из-за изменений в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В нем производство пивоваренной продукции в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л запрещено с 1 января 2017 г., розничная продажа — с 1 июля 2017 г.

Россия сама поставила себе заслон, сетуют пивовары. Ведь ограничения на реализацию пива в ПЭТ-упаковке являются новым, но далеко не единственным препятствием для экспорта пенного напитка. Так, внутри каждой страны дополнительный контроль за оборотом алкогольной продукции обеспечивают таможенные и налоговые органы, которые обладают документальным подтверждением и соответствующей статистикой обо всех товарах, включая алкогольную продукцию.

«Для подтверждения процедуры экспорта, освобождения от налогообложения и валютного контроля производитель предоставляет следующие документы: контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара, таможенную декларацию с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации, а также копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации», — объясняет Надежда Комарова, управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в регионе Дальний Восток пивоваренной компании «Балтика».

Кроме того, у каждого государства свои требования к импортной продукции, выходящей на рынок. Так, например, китайское законодательство требует предоставления перевода этикетки на каждую партию продукции. «С точки зрения санитарии выход на рынок Китая для товаров пивной категории довольно прост. Каждая партия проходит обязательную экспертизу в государственной лаборатории Санитарно-гигиенической службы Китая: на каждую партию выдается соответствующий сертификат с указанием наименования продукции, номера контейнера или вагона, в котором прибыл товар, количества упаковок и срока изготовления, что соответствует международным требованиям», — подчеркнула представитель пивоваренной компании «Балтика».

Однако в результате без подводных камней не обходится даже у пивных гигантов. «Балтика» вышла на рынок Китая в 2005 г., а в 2013-м компания столкнулась с недобросовестными действиями компании Kuyadom. В продаже появилась линейка пива под торговой маркой Kuyadom, схожая до степени смешения с баночным пивом «Балтика 3», «Балтика 7», «Балтика 9». «По нашему мнению, упаковка содержит признаки недобросовестной конкуренции, препятствует развитию российского экспорта в Китай и увеличению товарооборота между странами, а также негативно влияет на имидж компании «Балтика» и ее продукции, а низкие цены Kuyadom — на объем экспорта «Балтики» в Китай. Линейка Kuyadom может восприниматься китайскими потребителями как хорошо знакомая им «Балтика», тем более что в торговых точках можно увидеть «Балтику» и Kuyadom на одной полке. Предположительно продукция Kuyadom производится на территории Китая, однако в нарушение законодательства упаковка Kuyadom не имеет информации на китайском языке: подобная информация есть только на прикрепленных стикерах. На самой упаковке указывается, что продукция импортируется из РФ и Германии. Можно предположить, что таким образом производитель намеренно вводит потребителей в заблуждение», — заявила Надежда Комарова.

Запрет на использование ПЭТ-тары только добавляет проблем. «Конечно, ограничение ПЭТ влияет на рынок. Падение пивоваренного рынка на 4% в первом квартале 2017 г. соответствует ожиданиям: это комплексный эффект продолжающегося снижения реальных доходов населения и влияния ограничения ПЭТ до 1,5 л, однако в полной мере эффект ограничения еще не был виден, поскольку продукция в упаковке большого объема до 1 июля в магазинах еще продавалась», — сказала Надежда Комарова.

Пивовары указывают, что в России в ПЭТ-таре продается около 50% их продукции, и принятие таких мер приведет к тяжелейшим последствиям для отрасли (дальнейшему закрытию заводов, сокращению рабочих мест), а также к падению акцизных платежей в связи с сокращением объемов производства. Для ряда предприятий в силу отдаленного расположения от производств разных видов упаковки доля производства и экспорта пива в ПЭТ достигает 80%. В частности, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке полностью отсутствует производство стеклянных бутылок и алюминиевых банок. «Да и вообще, перевозить пиво в стеклянной таре в Китай невыгодно для принимающей стороны. Стекло весит существенно больше, чем ПЭТ-упаковка, а значит, увеличиваются транспортные издержки», — сообщил Денис Кирсанов, начальник коммерческого отдела ООО «Уссурийское пиво».

В 2016 г. доля экспорта пива в ПЭТ-таре из России в среднем составила около 25%, при этом 10% — это ПЭТ более 1,5 л. «В прошлом году был настоящий бум, ежедневно к нам приходили целые китайские делегации. Сейчас мы сотрудничаем с четырьмя китайскими компаниями», — сообщил Денис Кирсанов.

Надежда Комарова: «Китай является самым большим пивным рынком в мире, примерно в семь раз больше России. Доля Китая в экспортных продажах компании «Балтика» среди стран дальнего зарубежья составляет около 15% и продолжает расти. Это связано с рядом факторов, таких как повышение интереса китайцев к российским товарам и укрепление юаня.

Экспорт компании в Китай увеличился на 9% за три года (2014–2016). «Балтика» экспортирует 12 брендов и 40 SKU на этот рынок, производимых на заводах компании в Санкт-Петербурге и Хабаровске. В целом конкуренция на китайском рынке чрезвычайно высока. Это связано с либерализацией в отношении политики внешней торговли, вступлением Китая в ВТО. Российская продукция популярна в приграничных китайских городах, а также в трех северо-восточных провинциях Китая. Кроме того, китайское пиво отличается слабым содержанием алкоголя — примерно 3%. Прежде контролируемый государством (до конца 90-х) импорт продуктов питания в КНР теперь во многом занят частными компаниями со всего мира».

И Россия может потерять часть своего места на китайском рынке.

Ксения СУХИХ

 

Материал опубликован в №27 "К" от 18.07.2017г. под заголовком "Ни себе, ни на экспорт"

 

Комментарии (0)
Экономика и бизнес
Налоговая дала шанс ведущему в Приморье судоремонтному заводу
Налоговая дала шанс ведущему в Приморье судоремонтному заводу
Известное предприятие будет выплачивать бюджетам почти 2 миллиарда
19 февраля 2018, 12:18
В Приморье налоговая предъявила претензии рыболовецкому колхозу
В Приморье налоговая предъявила претензии рыболовецкому колхозу
Известное предприятие задолжало бюджету десятки миллионов
18 февраля 2018, 10:27
Сбербанк предложил ЦБ почистить «черный список» предпринимателей
Сбербанк предложил ЦБ почистить «черный список» предпринимателей
Из-за подозрений в отмывании доходов многие счет оказались заблокированными
17 февраля 2018, 08:57
Банк России предложил запретить уличные табло с курсами валют
Банк России предложил запретить уличные табло с курсами валют
Цель нововведений регулятор не пояснил
17 февраля 2018, 08:10
«Экспресс Приморья» будет 12 лет расплачиваться с долгами
«Экспресс Приморья» будет 12 лет расплачиваться с долгами
Оператор приморских электричек раскрыл данные по кредиторской задолженности
16 февраля 2018, 11:52
Заторможенная реакция: соцсети разочарования и «грязные» аккаунты
Заторможенная реакция: соцсети разочарования и «грязные» аккаунты
Дальневосточники в сфере интернет-продвижения сильно отстают от своих коллег в центральной части страны
16 февраля 2018, 08:43