2017-08-10T18:59:45+10:00 2017-08-10T18:59:45+10:00

«Если бы делали все цивилизованно, то давно бы построили «Звезду»

Традиционные болезни нашего государства наряду с кризисными явлениями поставили судоверфь в интересное положение

Будущее суперверфи «Звезда» (входит в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта «Объединенной судостроительной корпорации») не так безоблачно, как представлялось многим. Несмотря на серьезных инвесторов в лице НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк», проект уперся в серьезный дефицит заказов.

«Проблемный вопрос — формирование портфеля заказов крупнейшими потребителями морской техники в России. Кроме «Роснефти», по большому счету, никто там ничего не заказывает. Поэтому просил бы вернуться к вопросу обеспечения стабильного развития этого предприятия», — заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин в ходе совещания по развитию крупных инвестпроектов на Дальнем Востоке, которое провел на прошлой неделе президент РФ.

Если верить экспертам, это была очень здравая и своевременная инициатива: для освоения различных месторождений потребуются десятки танкеров, газовозов, платформ и т. п., и нужно учиться строить их самостоятельно, а не отдавать заказы на суперсложные высокотехнологичные сооружения зарубежным судостроителям. «Понятно, что на «Звезде» закапывают миллиарды, но хоть что-то в стране делается, — сообщил «К» на условиях анонимности наблюдатель, знакомый с ситуацией. — А сейчас ситуация вообще аховая: из-за санкций никто не хочет с нами работать. А если работают, то проходят через такие бюрократические преграды, что, не ровен час, бросят нас. В результате арктические и глубоководные месторождения на шельфе разрабатываются как попало, а США спокойно бурятся и вокруг Аляски, и на всех своих морях».


Стоимость проекта «Звезда» оценивается примерно в 149 млрд руб. Предполагалось, что комплекс появится в три очереди и в итоге сможет производить средне- и крупнотоннажные суда, а также морские буровые, разведочные и добычные платформы, корабли обслуживающего флота, среди которых будут и представители так называемого ледового класса, способные выполнять задачи в арктических условиях.


Накладывается и кризисное положение дел в судостроении в принципе. Согласно исследованию британского консалтингового агентства Clarkson Research, в 2009 г. в мире в целом насчитывалось 934 «активных» верфи. Тогда многие фирмы стремились открывать верфи, чтобы удовлетворить спрос на пике судостроительного цикла, который пришелся на 2007–2008 гг. Теперь же их число сократилось на 62% и к началу июля 2017 г. составило 358 «активных» верфей, что является многолетним минимумом.

Уменьшение портфеля заказов идет по всем фронтам. Эти обстоятельства вынуждают судостроителей сжимать бизнес. Так, компания Hyundai Heavy закрыла два своих дока в прошлом году и один в этом. Daewoo Shipbuilding, столкнувшаяся с финансовыми проблемами, продала два своих плавучих дока, а Samsung Heavy закрыла два дока. Во второй половине этого года Daewoo Shipbuilding планирует продать еще один или два своих дока, а Hyundai Heavy — закрыть еще несколько доков.

Ряд отраслевых экспертов считает, что у всех трех судостроительных компаний Южной Кореи уже во второй половине этого года не останется иного выбора, кроме реструктуризации, включая возврат заработной платы руководством и добровольные увольнения. Сможет ли на этом фоне справиться «Звезда»?

Юрий Рыбалкин, генеральный директор ЗАО «Морская инженерная компания»: «Звезда» предназначена для строительства крупнотоннажного флота, судов водоизмещением от 100 тыс. тонн. Это супертанкеры, газовозы. Потребность в таких кораблях ограниченна, заказчиков внутри страны могут быть единицы. Газпрому нужны газовозы, но строительство таких судов крайне сложное в технологическом плане.

Газовозы пытались строить в Германии, США, несколько — на черноморских верфях. Затем эти страны отказались строить газовозы, сегодня их производят три страны — Япония, Китай, Корея. Надеяться на зарубежных заказчиков для «Звезды» наивно. У верфи нет имиджа, она в процессе становления, 5–10 лет понадобится после запуска для отработки технологических приемов.

Сомнительно, чтобы продукция была конкурентоспособной по качеству, срокам, стоимости. Если взять коэффициент стоимости строительства судна в КНР за один, то в Корее она составит 1,2–1,25, в Японии — 1,4–1,5, в США — 1,6–1,7, в России — 2–2,5. Так что «Звезда» будет обеспечиваться не рыночными заказами, а теми, что ей директивно «спустят». Учитывая, что «Роснефть» — акционер «Звезды» и собственность государства, для страны может быть целесообразно размещение танкеров и судов снабжения для этой компании на «Звезде».

Еще два года назад Сечин направил на имя Владимира Путина письмо. В нем первое лицо главной нефтекомпании страны предлагал путем введения косвенных налогов на приобретаемую иностранную технику обязать коллег по цеху покупать морское оборудование исключительно на российских верфях. Чтобы простимулировать бизнес и госструктуры заказывать на родине, Минпромторг ведет работу по внесению изменений в ряд правовых актов. По информации «Лайф», в правительстве рассматривается и возможность установления нового ценового порога, при превышении которого закупка возможна только при условии ее согласования с правительственной комиссией по импортозамещению. То есть существует перспектива введения практически «заградительного» порога на покупки морской техники у иностранных производителей. По расчетам отраслевых экспертов, стоимость одного лишь судна обеспечения работ на арктическом шельфе может варьироваться от $30 до $50 млн. Ценник на самую простую самоподъемную буровую установку, пригодную для работы в условиях северных морей, начинается от $110 млн.

Но пока потенциальные заказчики «плывут» мимо суперверфи. Так, по сведениям «К», «Роснефть» пыталась склонить ПАО «Новатэк» и АО «Газпром» к постройке судов и морской техники в Большом Камне. Однако в Газпроме не намерены строить суда для освоения шельфа в ближайшее время. В свою очередь, «Новатэк» основной объем заказов на суда для проекта «Ямал СПГ» уже разместил на южнокорейских верфях. Еще один потенциально крупный подрядчик «Звезды» — ПАО «Совкомфлот» предпочитает Южную Корею (именно там строился танкер-газовоз Christophe de Margerie), а также Финляндию, где Arctech Helsinki Shipyard скоро сдаст в эксплуатацию четыре ледокольных судна снабжения добывающих платформ для проекта «Сахалин-2».

«Газпром и слышать про ОСК не хочет. «Новатэк» сам под Мурманском с норвежцами яму-док копает, хотя нехорошо это для государства, ведь Норвегия ничего потом нам не передаст. А «Совкомфлот» всегда у корейцев строил, они просто на всех в России «забивают», — сообщил «К» наблюдатель.

Вот и получается, что единственным заказчиком судов на верфи «Звезда» является «Роснефть». На данный момент в портфель компании входят четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса и пять танкеров типа «Афрамакс», работающих на газомоторном топливе.

Андрей Якимчук, генеральный директор «Славянского СРЗ»: «Если «Звезде» удастся привлечь частного заказчика — какую-нибудь рыболовную компанию — это будет чудо. Потому что стоимость строительства будет втрое дороже, чем в Китае, и вдвое дороже, чем на «Славянском СРЗ». Зарплата сварщика у меня — 50 тыс. рублей, на «Звезде» — 120 тыс. Не говоря уже о неприличных заработках руководящего состава, двухсотых «крузаках», дорогих командировках и т. д. Хотя отчасти издержки на «Звезде» высоки в связи со спецификой оборонного производства — здесь много требований к документообороту, техническим характеристикам, запасным частям. Мы с ними работаем — все сильно завышено. Смогут ли перейти на рыночные рельсы — непонятно. Но как в таком случае: для государства будут строить по одной стоимости, а для частников — по другой?»

«Если никто не будет хотя бы пытаться что-то такое строить у нас, то американцы реально задушат Россию блокадой, — сообщил наблюдатель. — Мы сейчас сталкиваемся с тем, что в стране вообще негде и некому высокотехнологичные морские платформы даже обслуживать. Пример — недавний тендер Газпрома по СПБУ «Арктическая». Практически никто не вышел на него: западные компании санкций боятся, наши вообще не могут. Конечно, если бы делали все цивилизованно, то давно бы построили «Звезду» и уже бы суда выпускали. Но у нас в России везде так, это болезнь всего государства. И те, кто сейчас хает их высокие зарплаты, поступили бы точно так же, окажись они на месте принимающих решения. Тут уж Ленин, Сталин или Мао нужны, чтобы всю страну вылечить от этой заразы».

Егор БАТАЛОВ, Константин СЕРГЕЕВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ