Чиновники затянут госзаказ в бюрократическую волокиту

Такой маневр активно практиковался ими и ранее
Чиновники затянут госзаказ в бюрократическую волокиту

Сфера госзакупок, с одной стороны, привлекает своей стабильностью и объемами как бизнесменов, так и некоммерческих организаций, которые существуют за счет так называемой «деятельности, приносящей доход». Но с другой стороны – госзаказчики бывают довольно неповоротливыми из-за бюрократических и бюджетных ограничений, поэтому исполнителям нередко приходится слишком долго (до года) ждать оплаты выполненного контракта. В конечном итоге, образовавшие долги приводят к задержкам зарплат и налоговых отчислений, тем самым мультиплицируя негативный эффект, и переводя его в социальную плоскость. Об этом «К» сообщил Александр Сухаренко, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности (г. Владивосток).

Согласно исследованию «Coface Россия», более 80% из 300 опрошенных компаний сталкивались с проблемой просрочек по платежам. При этом треть респондентов указала на увеличение сроков просрочки и намеренную задержку оплаты заказчиками. Кроме этого, госкомпании не платят авансов (с 1 апреля по 26 позициям), что требует от поставщиков серьезных финансовых вложений и фактически становится барьером для их участия в госзакупках.

В свою очередь, по оценкам Генпрокуратуры России, объем задолженности госзаказчиков исчисляется десятками миллиардов рублей. Основными причинами этого называются нецелевое использование средств и превышение заказчиками бюджетных лимитов при подписании контрактов (что противоречит Бюджетному кодексу РФ). Не искоренена порочная практика включения в договоры пункта, по которому заказчики не несут ответственности за невыплату денег в срок.

Для решения рассматриваемой проблемы был издан Федеральный закон от 26.07.2017 № 189-ФЗ, устанавливающий с 6 августа административную ответственность должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), в том числе за не предоставление предусмотренного контрактом аванса. За это чиновников могут оштрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. руб., а при повторном нарушении и вовсе дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет. Предполагается, что штрафные меры позволят минимизировать риски бизнесменов и дисциплинировать заказчиков.

Александр Сухаренко: «Впрочем, с 1 мая действует Федеральный закон №83-ФЗ, предусматривающий конкретные сроки оплаты товаров (работ и услуг). Во-первых, по контрактам с субъектами малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНО) оплата должна быть произведена в течение 15 рабочих дней. Во-вторых, срок оплаты по всем остальным контрактам установлен в 30 (календарных) дней. Правда, 15-дневный срок оплаты не распространяется на СМП и СОНО, если они выступают соисполнителями по контракту. Однако правительство имеет право в отдельных случаях изменять предельные сроки оплаты товаров (работ и услуг), когда это необходимо для обеспечения обороноспособности и безопасности страны».

Несколько любопытным моментов, касающихся оплаты, содержатся в Обзоре судебной практики применения законодательства о контрактной системе, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня. В частности, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в отсутствие контракта не дает исполнителю право требовать их оплаты. Стороны контракта не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение его цены более чем на 10%. Такое условие является ничтожным, если иное не следует из закона.

Не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате товаров (работ и услуг) в отсутствие контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления. Денежные средства, внесенные предпринимателем в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежат возврату в случае надлежащего исполнения обязательств по контракту или по истечении гарантийного срока. Правовой режим указанных средств определяется в соответствии с нормами параграфа 8 главы 23 ГК РФ об обеспечительном платеже.

Александр Сухаренко: «В случае исполнения контракта с просрочкой обеспечительный платеж удерживается заказчиком в размере, равном объему имущественных требований к исполнителю, если иное не предусмотрено контрактом. Денежная сумма, превышающая указанный размер, подлежит взысканию с заказчика в качестве неосновательного обогащения. Уступка поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу права требования к заказчику об оплате не противоречит законодательству. Ну и наконец - госконтракт, заключенный с нарушением принципов открытости, прозрачности, ограничивающий конкуренцию, а, следовательно, посягающий на публичные интересы, права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.

Между тем сложности с оплатой госконтрактов могут сохраниться и впредь: чиновники будут тянуть с подписанием акта приемки исполненных обязательств, находя незначительные недостатки. Такой маневр активно практиковался ими и ранее. Несвоевременная оплата может быть также обусловлена задержкой выплаты со стороны Федерального казначейства либо изменением бюджетных лимитов в процессе исполнения контракта. Во всех этих случаях бизнесменам необходимо обращаться в прокуратуру, суд и в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей РФ».