2017-10-17T17:54:35+10:00 2017-10-17T17:54:35+10:00

С оставшимися русскими американцы обращались не очень хорошо...

Почему многие аляскинцы уехали на Дальний Восток

Ровно 150 лет назад, 18 октября 1867 г., Аляска была передана Российской империей Северо-Американским штатам (САШ). История этой части земли непосредственно и тесно связана с Приморским краем.


Зачем продали Аляску? 

В общем-то, по бедности: ее некем было заселять, некому охранять и не на что содержать. Первым вопрос о продаже Аляски перед русским правительством в 1853 г. поднял генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Н. Муравьев-Амурский, указывая, что это, по его мнению, является неизбежным и в то же время позволит укрепить позиции России на азиатском побережье Тихого океана перед лицом нарастающего проникновения Британской империи. 

Кроме того, и коммерческая деятельность Российско-Американской компании (РАК), которая управляла Аляской, была убыточна и поддерживалась только из политических соображений. Российско-Американская компания служила инструментом по освоению и колонизации Нового Света. Она представляла собой результат своеобразного симбиоза интересов отечественных предпринимателей и царской бюрократии. 


Первоначально РАК возникла как монопольное объединение нескольких компаний, в основном сибирских купцов. Однако с переводом штаб-квартиры компании из Иркутска в Санкт-Петербург все главные должности перешли от купцов к морским офицерам. Как заметил главный правитель, капитан 1-го ранга барон Фердинанд фон Врангель, «колонии находятся под управлением моряков, существуют морем и во многом подобны судну в открытом море». 


Компания зарабатывала на продаже шкур морского зверя, пушнины и поставках льда в Сан-Франциско. Однако по причине плохой выделки мех компании в Европе не покупался, а основными потребителями являлись китайцы. Компания добывала так много шкур, что цена на них упала катастрофически. Чтобы поднять цену, РАК начала жечь шкуры. Такая деятельность не способствовала котировке ее акций на рынке: за полгода была продана только одна акция, за последующие два года — 14. Чтобы поднять престиж компании, царь лично купил 20 акций по 500 руб. ассигнациями. Но и это не спасло компанию от банкротства.

Аляска была продана в 1867 г. за $7,2 млн золотом, из которых российское правительство получило $7,04 млн, остальные $165 тыс. ушли на обеспечение сделки. Интересно, что американцы не хотели покупать «страну льда и скал», «моржероссию», «зоопарк полярных медведей»: против выступали даже президент США и военный министр. Для того чтобы склонить американскую общественность к покупке, 119,5 тыс. ушло на подкуп 10 конгрессменов и $4 тыс. — газетчикам. А ответственный за продажу тайный советник Стекль невзначай проиграл $10 тыс. в покер госсекретарю США Стюарду.

30 марта 1867 г. Россия продала Аляску. На радостях Стекль отправил царю телеграмму-молнию, за отправку которой заплатил еще $10 тыс. ($3,6 тыс. ушло «Вестерн Юнион» за перевод денег в Россию). $16 тыс. потерял адвокат, который обеспечивал сделку: он нес деньги в портфеле и был ограблен на одной из улиц Нью-Йорка. Сам Стекль за услуги получил $21 тыс., оставил службу и уехал путешествовать.

Часть имущества Российско-Американской компании была продана за отдельные от общей суммы сделки деньги. После ликвидации архивы РАК должны были быть переданы в Министерство финансов. Но в смете Минфина средства на перевозку архивов не были заложены, и архив просто бросили…


Однако от продажи Аляски Дальний Восток имел положительные моменты. Высвободившиеся из Америки людские и материальные ресурсы были перенаправлены на тихоокеанское побережье империи.


И. В. Фуругельм , А. К. Этолин, А. И. Пещуров, А. А. Попов, Е. В. Путятин, М. И. Венюков, Галецкий, Рейс, Ф. П. Врангель, В. С. Завойко, Н. П. Игнатьев, П. В. Казакевич, М. П. Катков, М. С. Корсаков, Н. К. Крабе, Лихачев, Муравьев-Амурский, чьи имена уже неотделимы от карты Приморья, неразрывно связаны и с Российско-­Американской компанией. Например, именем главного правителя Русской Америки Югана Фуругельма назван остров-заповедник в Хасанском районе. Суда компании и люди внесли немалый вклад в развитие Приморья на заре его становления.

Как передавали Аляску

Со стороны России протокол о передаче подписал специальный правительственный комиссар, капитан 2-го ранга А. Пещуров. В этот же день на Аляске был введен действовавший в США григорианский календарь. Таким образом, жители Аляски легли спать 5 октября, а проснулись 18 октября. С тех пор на Аляске появился официальный праздник — Alaska Day — День Аляски. 

Для проведения передачи Морское министерство России выделило капитана А. Пещурова «как отличного, способного и вполне благонадежного офицера». К тому времени Пещуров уже оставил свой значимый след на Тихом океане: был адъютантом вице-адмирала Е. Путятина, совершил плавание на Дальний Восток на фрегате «Паллада», участвовал в гидрографических работах у восточного побережья Кореи и в заливе Посьета, описал залив Восток, ходил в Японию на фрегате «Диана», составил планы портов Хакодате, Осака, Симода, бухт Энора, Хеда, Арари, Таго, был командиром клипера «Гайдамак» и открыл бухту с одноименным названием.

Пещуров прибыл в столицу Аляски через Панаму, и 18 октября в 15:30 началась передача колонии на площади перед резиденцией главного правителя Русской Америки. С кораблей сошли американские солдаты, во главе которых шел один, несший американский флаг. Русские солдаты уже ждали их возле резиденции. 

Американские и русские войска выстроились у флагштока, и по данному русским уполномоченным сигналу два унтер-офицера начали спускать флаг Российско-Американской компании. Публика и офицеры сняли фуражки, солдаты стали «на караул». Барабан русских пробил поход, с кораблей было сделано 42 выстрела.

«Когда русские стали спускать флаг с двуглавым орлом, непонятно, что пришло орлу в голову, но флаг спустился только чуть-чуть, орел обмотался вокруг флагштока и вцепился в него когтями так, что дальнейший спуск был невозможен, — с юмором вспоминал один финский кузнец, работавший в Ситхе в это время. — Фалинь, за который его стягивали вниз, оборвался. По распоряжению русского комиссара несколько матросов бросились лезть наверх, чтобы распутать флаг, который висел на мачте.


Но казалось, что в когтях орла находилась сила, которая заколдовала флагшток, — первый солдат не добрался до флага и скатился обратно. Попытка второго также не увенчалась успехом. Только третий солдат смог снять не желающего спускаться орла на землю». 


Когда все же американцы подняли свой флаг, Пещуров произнес: «Генерал Руссо, по поручению его величества императора России я передаю территорию Аляски Соединенным Штатам». Губернатор Максутов «наблюдал церемонию с отстраненным спокойствием, его молодая жена, принцесса Мария Максутова, смахивала платком слезы». 

После церемонии передачи Пещуров начал опись передаваемого имущества, а русские стали перебираться «большей частию на суда». Американцы привезли с собой сборные дома, но в связи с плохой погодой предпочитали быть на кораблях. Американский представитель страдал морской болезнью, поэтому отказался ехать описывать имущество на дальних островах и принял его «на верку». 

Собственность гражданских лиц и церкви оставалась в их руках, но земля становилась государственной землей США. Американцы писали: «Русских на острове около 500. Если наши люди будут хорошо к ним относиться, большинство из них останутся гражданами США». Однако с оставшимися русскими американцы обращались не очень хорошо. 


Пещуров писал: «Нахлынувшие сюда американцы состоят из всякого сброда. Было уже немало случаев драк и воровства, постоянно до 30 человек арестованных». Поэтому лишь 15 русских приняли присягу США. На момент передачи русских было на Аляске 812 человек, а крещеных «колониальных граждан» — 11,2 тыс.


Большинство аляскинцев уехало на Дальний Восток России. Еще до передачи территории аляскинцев планировалось «переселить в Приамурский край с сохранением пожизненно прав, льгот и пособий. Потому что мера эта соответствовала бы видам правительства о заселении Приамурского края, уменьшила бы значительные издержки по переселению и добавила бы этому новому краю работников, привыкших к тамошнему климату».

Пещуров получил право оставить за счет правительства суда компании, чтобы вывезти жителей Русской Америки и военных чинов в Приморскую область. На перевозку солдат было выделено $25 тыс. «Было бы полезно теперь же сообщить генерал-губернатору Восточной Сибири, что Ситхинский гарнизон прибудет в Новгородскую гавань Приморской области (ныне поселок Посьет Хасанского района) в конце текущего года, дабы еще до закрытия навигации могли быть сделаны из Николаевска-на-Амуре необходимые распоряжения к помещению и продовольствию этих людей», — таким было первое донесение Пещурова в Морское министерство по прибытии его на Аляску. В свете его сообщения правительство России вынесло предписание областному землемеру Любенскому «выделить годные земли для Посьета и Владивостока».

22 января 1868 г. в Восточную Сибирь на барке «Нахимов» выехали оставшиеся 69 солдат военного гарнизона столицы Русской Америки — Ситхи. Размещены они были в посту Посьет, взяв на себя охрану всего юга Приморья, от Хасана до нынешнего Партизанска. Сразу же по прибытии гарнизон под руководством Этолина принял участие в «манзовской войне» — подавлении бунта манз — китайцев, незаконно захвативших золотые прииски на острове Аскольд. 

Многие коммерсанты-аляскинцы обосновались во Владивостоке, староверы и промышленники расселились по долинам Приморского края. Пещуров стал управляющим Морским министерством и членом Государственного совета Российской империи. Именем вице-адмирала Пещурова названы два мыса в Японском море, один из них — в исследованном им заливе Восток.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ