Алла Фомичева: «Во Владивостоке много людей собирают артефакты»

Директор антикварной галереи раскрыла тайны рынка
Из личного архива героя публикации | «Во Владивостоке много людей собирают артефакты»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Алла Фомичева, директор антикварной галереи «Раритет».
Родилась в г. Красноярске. Получила два высших образования: одно — техническое (Одесский институт инженеров морского флота, факультет управления), второе — гуманитарное (ДВФУ). Попала во Владивосток в 1986 г. по распределению.
На момент открытия галереи в 2006 г. (к чему имела косвенное отношение) обладала солидным стажем работы на крупном предприятии и в коммерческих структурах. В галерею пришла в 2012 г.

Здесь абстрактные художественные оценки уходят на второй план, уступая место здравому и холодному расчету. Все как в ценных бумагах — эшелоны, коэффициенты и road show. Одно отличие — эстетика остается всегда. О рынке антиквариата в Приморье «К» рассказала Алла Фомичева.

 

— Алла Анатольевна, ваше первое образование — техническое, второе — гуманитарное. Почему из «физиков» вы решили уйти в «лирики»?

— Я всегда жила в городе у моря, и определяющим для меня было выбрать направление, которое позволит учиться, работать и жить в морском городе. Мне много дал Одесский институт инженеров морского флота — и для карьеры, и для личностного роста. Но когда появилась возможность черпать знания из такого обширного источника, как Интернет, возникла необходимость их систематизации. Тут чаша весов склонилась в пользу гуманитарного направления, и выбор пал на ДВФУ. Возможно, мною двигало стремление к установлению внутренней гармонии и свободе в самореализации.

Имея такую базу, я пользуюсь любой возможностью повысить свою квалификацию. Поэтому разные курсы и тренинги уже помогли мне освоить и бухучет (надо для работы), и программные продукты для компьютера, и антикварное дело, азы искусствоведения и дизайна.

— Сколько времени у вас заняло наполнить салон? И по каким каналам к вам попадают вещи?

— Наполнение — это вопрос времени и денег. Средства, полученные от продажи, как правило, идут на подбор и оплату очередной покупки. То, что сегодня находится в залах галереи, собиралось более 10 лет. Мы сотрудничаем с людьми, которые готовы предложить интересный материал на условиях комиссионной продажи, но подходим к этому очень избирательно. Наши контакты с коллекционерами выходят за рамки региона, и это позволяет оперативно получать информацию о выставленных на продажу коллекциях и предметах, а также аукционных торгах. Кроме того, мы сами регулярно стараемся присутствовать на слетах коллекционеров, как в России, так и за рубежом.

— Что представляют собой такие слеты?

— Как правило, они тематические: по монетам, открыткам или маркам. Иногда несколько тем объединяются или разбавляются друг другом. Инициаторы — один коллекционер или группа коллекционеров. Информация о слетах распространяется через социальные сети заблаговременно. Вход на такое мероприятие платный. Например, последний слет, где мы были, проходил в Нидерландах, в небольшом городе Маастрихт. Там собирались бонисты (коллекционеры бумажных денежных знаков). В их распоряжении был спортивный зал одного из комплексов. Все входы находились под охраной, и на территорию пропускались только обладатели именных бейджев с фотографией. Желающие расположить свой материал на столах оплачивали дополнительно аренду столов. В первые два дня съехались и общались между собой (право первого просмотра и продажи) продавцы, их было около 100 человек, а следующие три дня на слет подъезжали коллекционеры.

На таких рейтинговых мероприятиях происходят полезные знакомства, обмены, узнаются последние новости. Они интересны и с точки зрения владельцев отелей, ресторанов, туристических фирм.

— Что чаще всего собирают жители Владивостока?

— Не могу не отметить, что во Владивостоке очень много людей увлеченно собирают артефакты, связанные с историей города и края. Темы коллекций разнообразны: это открытки с видами дореволюционного Владивостока, Хабаровска, Благовещенска, Никольск-Уссурийска, видами города в период интервенции, открытки и награды Русско-японской войны, фотографии военных моряков, служивших на Дальнем Востоке Российской империи. Многие собирают деньги, выпускавшиеся разными правительствами, пытавшимися установить свою власть на Дальнем Востоке. Есть среди коллекционеров собиратели почтовых марок, этикеток и конвертов с видами Владивостока. И конечно, продукция фарфоровых заводов Владивостока и Артема тоже уже является объектом коллекционирования, причем пока достаточно доступным.

— Широко известно, что Дмитрий Рогозин, например, собирает старинные утюги. А к вам заходят публичные люди?

— Коллекционирование развито в творческой среде. Приятно, что нашу галерею посещают гастролирующие артисты Мариинского театра (есть несколько записей их пожеланий в книге отзывов), киноартист Вадим Демчог собирает колокольчики и выбрал один у нас в галерее. А наш знаменитый историк моды Александр Васильев (он присутствовал на открытии галереи в декабре 2006 г.) приобрел старинное настольное зеркало в серебряном окладе фирмы «Оттавиани» в свою коллекцию.

Из последних впечатлений: один из руководителей словацкого хоккейного клуба, участвовавшего в матче с «Адмиралом», заехал в галерею в поисках фотографий и открыток Чехословацкого корпуса и нашел очень много любопытного для себя материала. Кроме этого, он оказался коллекционером бон и приобрел достаточно редкие из запасников галереи. Мы организовали ему поездку на мемориал павшим чехам на Морское кладбище, где он возложил цветы, что было очень трогательно. И каково же было наше удивление, когда по прошествии месяца на адрес галереи была выслана книга-альбом об истории продвижения Чехословацкого корпуса до Владивостока со множеством исторических документов и фотографий (сейчас представители музея им. В. К. Арсеньева готовы поработать с этим редким изданием при создании своей экспозиции).

— Насколько остро стоит кадровый вопрос?

— В данный момент мы развиваем несколько направлений, где востребованы определенные навыки и образование соискателей. Здесь многое определяет собеседование. В такой области, как антикварное дело, знания приходят с опытом. Приветствуется базовое образование в области истории, искусствоведения, дизайна. Главное требование к сотрудникам — это постоянное развитие и самообразование. В современном информационном пространстве важно умение получить необходимые знания самостоятельно, а возможность их практического применения всегда представится.

— Можете привести пример вещи, которая лично у вас получила наибольший отклик?

— Расскажу небольшую историю. В свой день рождения я в галерее разбирала альбомы с открытками. Один альбом был пустой, и я, просто чтобы убедиться в этом, пролистала его и вдруг обнаружила там одну открытку с видом старого города. Осторожно ее вытащила и на обороте увидела текст, написанный чернильной ручкой.

Первые строки меня заворожили, там было написано: «Дорогая Аллочка!» Не успев удивиться такому совпадению имени адресата в открытке с моим, я уже не могла оторваться. Дальше текст поразил еще больше: там шло поздравление с днем рождения… и даже обещание выслать деньги на покупку велосипеда. Штемпель не был поставлен, и определить точную дату послания не представляется возможным.

Это совпадение вызвало у меня необыкновенные эмоции — я была приятно удивлена и до сих пор воспоминание об этом эпизоде вызывает у меня улыбку. Лично мне это кажется каким-то чудесным посланием сквозь время, оно согрело меня, как будто далекий и незнакомый мне человек сделал такой подарок из прошлого.

Наверное, излишне говорить, что все мои друзья, отмечавшие в этот вечер со мной день рождения, передавали из рук в руки эту открытку и пытались угадать, розыгрыш это или нет. А я теперь храню ее дома, и это стало одной из наших семейных историй, которые мы передаем нашим детям.

Юлия ПИВНЕНКО

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ