«Не в те руки попало дело социализма»

Директор "горьковской" библиотеки о том, почему не стоит отказываться от своей истории
«Не в те руки попало дело социализма»

Великая страна великой культуры — такой была Россия в дореволюционную эпоху и таким был Советский Союз. Новое время, увы, не дало нам больших художников уровня Мейерхольда, Эйзенштейна или Станиславского, считает Александр Брюханов, директор Приморской краевой публичной библиотеки им. А. М. Горького.

«За то время, что страна ориентировалась на социализм, была создана мощнейшая культура, в том числе и литература. И не надо сводить ее к произведениям сугубо идеологического толка, коими являются, например, роман Николая Островского «Как закалялась сталь» или «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, — рассказал Александр Брюханов. — Сами по себе эти книги, конечно, — одна в большей, другая в меньшей степени — произведения искусства, но понятие советской литературы гораздо объемнее. И лучшим романом XX века я считаю «Тихий Дон», написанный в годы строительства социалистического государства. Михаил Александрович Шолохов создал книгу великую, удивительную, в которой не просто один человек выходил против другого человека, а сходились идеи — одна выживала, другая теряла свою жизнеспособность. И образ Григория Мелехова — это образ человека начала XX века, который должен был выбрать свой путь в жизни — либо красный, либо белый, но он остался «между», как, наверное, и должен был остаться человек, с детства привыкший пахать землю — вести образ жизни крепкого хозяина.

Социалистическая литература — это и Андрей Платонов, и Михаил Булгаков. Это Анна Ахматова, Марина Цветаева, наконец, Борис Пастернак с его поэзией и романом, прославленным во всем мире, увенчанным Нобелевской премией, — «Доктором Живаго». Как бы Михаил Булгаков ни относился к советской власти, как бы Анна Андреевна Ахматова ни пыталась отойти в сторонку от магистрального развития так называемой советской литературы, они работали на развивающуюся оте­чественную русскую словесность, которая тогда называлась советской, но что это меняло? Да, были плохие времена, и где-то кого-то не печатали, но писатель, как вообще любой большой художник, работает не на сегодняшний день, он работает на то, что мы называем вечностью.

У нас было мощнейшее искусство, мощнейший интереснейший театр. Этот театр начал приносить свои плоды в первые же послереволюционные годы. В 1928 г. Михаил Эйзенштейн снял фильм «Броненосец «Потемкин», который возглавляет список лучших фильмов всех времен и народов.

А наши замечательные театры Мейерхольда, Станиславского в его советский период, Вахтангова? А театр Завадского? Какие это личности, фигуры, и они были выдвинуты самим временем именно в первые послереволюционные годы. Мы сегодня 30 лет отстраиваем свой театр, 30 лет отстраиваем свою литературу после того, как объявили перестройку в стране и отказались от социалистического образа жизни. Что мы имеем? Мало чего. У нас нет произведений уровня «Тихого Дона», у нас нет в театре личностей уровня Мейерхольда, Вахтангова, Завадского. Или кто сегодня может сравниться с композитором Шостаковичем, который опять-таки формировался в условиях строительства советского государства? Какие вещи написал Шостакович, с чем он вошел в мировую классическую музыку! Это все создано в условиях советской власти. Да, она была разной, да, возникали конфликты между творческой личностью и точкой зрения государства на труд этой самой личности, но все это, как бы там ни было, приносило результат.

И я хочу сказать, что главное событие минувшего века — это все-таки Великая октябрьская социалистическая революция — ее так называют и будут продолжать так называть, потому что благодаря этой революции мы не стали составной частью Третьего рейха, благодаря этой революции совершились революции на Кубе, в других точках нашего с вами огромного мира. Благодаря этой революции сегодняшний Китай стал тем, чем он стал, потому что эта революция подтолкнула весь мир и зациклила его на прогрессивное развитие. Другое дело, какое продолжение все это получило. Значит, не в те руки попало дело социализма, не те умы занимались развитием идей, основоположниками которых были классики марксизма-ленинизма. Вопрос очень сложный, но это наша сегодняшняя история. Отказываться от нее мы не имеем права, иначе будем выглядеть смешно, глупо, презираемо во всем мире. Надо просто извлечь из нее все то полезное, что можно извлечь, и учиться на примерах литературы, театра и музыки, которые оставлены нам великими советскими художниками».


МНЕНИЕ 

«Это же наши идеи…»

О роли и месте в обществе идей коммунизма рассказал Артем Самсонов, лидер приморского краевого отделения КПРФ:

— На мой взгляд, идеи коммунизма — это не прошлое, а настоящее, они сегодня остаются самыми прогрессивными в мире. Основная идея — отторжение частной собственности и переход к общей собственности — сегодня весьма актуальна.

Главная идея коммунизма — общество должно быть бесклассовым. Это лишний раз доказывает хотя бы пример Бразилии. Там очень большое расслоение на богатых и бедных. Настолько, что в Рио-де-Жанейро богатые кварталы обнесены высокими заборами с колючей проволокой, и детей своих состоятельные граждане боятся отпускать ходить по улицам — там грабят и режут. Низшие слои там не имеют возможности получить нормальное образование, медицинские услуги — все это для них дорого. Вот заболела мать у такого парнишки, что ему делать? Денег на лекарства нет, и он, естественно, пойдет грабить.

Конечно, сейчас, если спросить у молодых, то мало кто на словах за коммунистические идеи. Но если разобраться глубже, то окажется, что очень многие ратуют за левые идеи. Ведь на самом деле большинство активной молодежи выступает за свободу, равенство и братство, просто они не не знают, что это — коммунистические идеалы.

Зачастую спросишь оппонента, как он относится к коммунизму, и слышишь в ответ, что коммунизм — это так плохо, чуть ли не фашизм. А на самом деле человек просто не знает теории, а если разобраться, то он придерживается левых взглядов и почти сталинист. Бесплатное образование, бесплатное здравоохранение — это же идеи коммунизма. И такое сплошь и рядом, молодежь сегодня основательно запутана.

Кстати, именно у активной молодежи, склонной к протестам, — левые взгляды. Почему смена власти в обществе происходит? Потому что протест нарастает быстрее и звучит громче, чем удовлетворенность положением дел. Если одна партия слишком долго у власти, плохое запоминается больше, чем хорошее, становится все больше недовольных, в итоге власть меняется, и это нормально».