2017-11-15T19:43:43+10:00 2017-11-15T19:43:43+10:00

Байки приморских хостелов

Почему одни владельцы дешевых койко-мест говорят о расцвете рынка, а другие - о деградации предложения

Количество недорогих гостиниц и хостелов во Владивостоке растет вместе с турпотоком. Как выяснили эксперты ГК «Аэроклуб», за первое полугодие 2017 г. приморская столица показала рост спроса на средства коллективного размещения 100% — это один из самых высоких результатов среди российских городов.

Аналитики уверяют, что больший потенциал развития имеет бюджетный сегмент гостиничной индустрии, однако, по словам участников рынка, все не так однозначно. Владивосток всегда вызывал нарекания со стороны туристов, которым еще несколько лет назад приходилось выбирать из трех вариантов — дорогая гостиница, очень дорогая гостиница и дешевая гостиница с неудовлетворительным сервисом. Сегодня у них появились варианты.

По данным Федеральной службы государственной статистики, количество малых средств размещения в Приморском крае за последний год увеличилось на 51%. Как сообщили «К» в краевой администрации, по Владивостокскому городскому округу насчитывается 32 хостела, 46 мини-отелей и 20 КСР, предоставляющих номера экономкласса.

Галина Гомилевская, директор Международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС, кандидат экономических наук: «Хостелы работают более эффективно, чем классические гостиницы, — у них более адекватное соотношение цены и качества, они гибче с точки зрения индивидуального подхода к клиенту, а мы знаем, что доля индивидуального туриста в Приморье сегодня растет. На самом деле это очень правильный инструмент, адекватный вызову современного рынка».

Павел Раков, владелец хостела Neptunea: «В сезон туристов больше, чем возможностей их заселить, причем уровень покупательной способности таких путешественников соответствует уровню развития туристической индустрии в крае — она достаточно невысокая, и спрос на экономсегмент ярко выражен. За год количество хостелов во Владивостоке выросло, наверное, раза в два. Конкуренция обострилась».

Рост конкуренции отмечают все участники рынка. Здесь играет роль еще и тот факт, что открыть хостел гораздо проще, чем отель. Главное — найти подходящее помещение. «Если говорить об аренде, то цена квадратного метра в центральных районах города составляет порядка 1 тыс. рублей. Соотношение собственников и арендаторов в этом сегменте, думаю, 40 на 60%», — рассказал Владимир Решетников, владелец агентства недвижимости «Колизей».

Открыть хостел можно и по франшизе. «Чистая прибыль: 112 000 рублей. Окупаемость: 10 месяцев. Среднемесячные обороты: 312 000 рублей. Среднемесячный расход: 200 тыс. рублей. Объем вложений: 1 млн рублей. Паушальный взнос: 220 тыс рублей. Роялти: 5 тыс. рублей», — озвучивает условия сделки один из франчайзеров, подыскивающих партнера во Владивостоке.

Другой вариант — приобрести готовый бизнес. Например, хостел/гостиница «Атлас» сейчас выставлена на продажу за 15,2 млн руб. Рентабельным эксперты считают количество койко-мест от 15 человек.

Что касается цен, нижняя ценовая планка для постояльцев хостелов практически не изменилась за последний год и составляет 450 руб. Верхняя — выросла вместе с уровнем сервиса. Сегодня во Владивостоке можно найти хостелы в историческом центре, с дизайнерским ремонтом и набором дополнительных услуг, включая завтраки — на самом деле, редкая услуга для таких средств размещения, поскольку их владельцы предпочитают лишний раз не связываться с СЭС и Роспотребнадзором, а если хотят накормить туриста, предпочитают заключить договор с ближайшими точками общепита, где налажена служба доставки. Остановиться в самом дорогом хостеле приморской столицы обойдется в 3 тыс. руб.

И здесь встает резонный вопрос: а не лучше ли снять уютный номер в хорошем отеле? Ради чего платить такие деньги? Ответ прост: ради атмосферы — максимально комфортной, дружелюбной и «продвинутой». Правда, некоторые участники рынка считают, что подобные предложения не могут пользоваться большим спросом, так как туристу все же проще снять квартиру или гостиницу, а «хостел — он и есть хостел», его выбирает тот, кто хочет сэкономить.

Екатерина Изотова, директор туристической компании «Лаки Турс»: «Стоимость отдельного двухместного номера в хостеле сравнима со стоимостью номера в отеле 3*. Бюджетным вариантом здесь можно считать только общие номера на 6–8 человек, но для нашего уровня туристов они не подходят.

Хотя, я думаю, наши хостелы будут довольно привлекательны для так называемых туристов-бэкпекеров и студентов, приезжающих в город на довольно продолжительный срок. К счастью, у нас довольно много хостелов с отличным центральным расположением. Вот чего им точно не хватает — так это опционного предложения питания, а именно завтраков».

Если разделить постояльцев, выбирающих бюджетные варианты, на категории, то в сезон это преимущественно индивидуальные путешественники из Китая и Южной Кореи. В несезон экономсегмент гостиничной индустрии переживает сложные времена. 

«Те малые средства размещения, которые располагаются в центре, как правило, ориентированы на иностранных туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Соответственно, там вам предложат экскурсии по историческим достопримечательностям города. Хостелы и мини-отели, расположенные в периферийных районах, обычно связаны с российскими туристами. В сезон это люди, которые едут отдыхать и останавливаются во Владивостоке транзитом, в межсезонье — командировочные», — рассказал представитель хостела Green Duck.

Конкуренция среди хостелов сегодня так велика, что многие участники рынка, смело заявившиеся на это поле, подумывают о том, чтобы закрыться. «На данный момент у меня занято три места из двадцати. Будет дальше так продолжаться — сверну бизнес», — сообщил один из них.

«Сейчас туристов не будет до весны, а мы делаем упор именно на туристов, потому что командировочные обычно снимают квартиры. Предложение опережает спрос, и выживать очень нелегко», — рассказал другой владелец хостела.

Немногим лучшим образом обстоят дела у мини-отелей, хотя этот формат более востребован на рынке. «Хостел подразумевает общежитие, когда люди пользуются общими средствами проживания. Мини-гостиницей может быть просто маленькая гостиница до 10 номеров», — пояснили в Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров.

Среди таких предложений можно найти и достаточно бюджетные — по цене хостела. Другое дело — уровень сервиса, который постоялец получает за эти деньги. Оборотная сторона рынка малых средств размещения — демпинг, некачественные услуги и просто нелегалы. Турист, который недостаточно изучил его, рискует оказаться в грязном номере со сломанной мебелью, картонными стенами и видом на близлежащую несанкционированную свалку.

Павел Раков: «Демпингуют за счет того, что предлагают более тесное заселение в ущерб качеству. Здесь важен уже не турист, а прибыль. Но если вы ведете бизнес добросовестно, то будете стараться угодить гостю — например, с помощью чая, кофе в любое время, бесплатных завтраков, каких-то мелочей, которые создают атмосферу. Вы будете тратиться на постельное белье и хороший ремонт, поскольку самое главное для вас — это отзывы».

Тем не менее спрос формирует предложение. Основная масса путешественников предпочитает экономить на проживании. Эксперты напоминают, что в городах, лидирующих по численности турпотока, именно на средства малого размещения приходится около 70% туристов, а значит, гостиничной индустрии Владивостока есть куда развиваться. За последние пять лет прогресс налицо, и у аналитиков нет сомнений, что этот рынок будет прирастать как количеством, так и качеством.

Юлия ПИВНЕНКО

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ