2017-12-12T15:58:09+10:00 2017-12-12T15:58:09+10:00

Глубоководному крабу ломают клешни

Тотальный досмотр рыбной продукции одной компании ввели в Приморье

Новым витком конфликта старейшего рыбодобывающего предприятия Приморского края АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1» и таможенной службы стали тотальные досмотры рыбопродукции с обязательной выгрузкой продукции на береговой холодильник и погрузкой продукции обратно на борт судна.

Действия таможенных органов четко охарактеризовал министр открытого правительства Михаил Абызов после того, как 18 ноября на совещании во Владивостоке около 100 работников предприятия стоя поддержали доклад руководителя о проблемной ситуации с возбуждением в отношении РК «Восток-1» уголовного дела. Из уст министра вылетело слово «репрессии». Именно так федеральный чиновник прочувствовал ситуацию, когда просил руководителя ДВТУ Юрия Ладыгина ничего не делать в ответ за отстаивание своей позиции.

Однако буквально сразу после совещания предприятие было внесено «в списки рисков на 100-процентный досмотр» как экспортного товара, так и судового снабжения для судов флота, т. е. на всех товаров, подлежащих таможенному оформлению (декларированию). Причем немотивированно. Ведь предприятие за 26 лет существования не допустило ни одного случая несоответствия продукции по весу и содержимому коносаментам на отгруженную продукцию. При этом таможня знает, что отгрузка продукции с промыслового судна ведется под контролем инспекторов Пограничной государственной морской инспекции по технологии «100% проверки продукции по весу и внутри содержимому».

«Инициатива ДВТУ также и по 100-процентной проверке продукции на берегу не отвечает здравому смыслу. Этим действием демонстративно подчеркивается предвзятое отношение к предприятию и уже сознательное причинение прямого ущерба, — уверен генеральный директор компании «Восток-1» Александр Сайфулин. — И прав Михаил Абызов — это чистой воды репрессии.

Затратная операция выгрузки-погрузки производится ради пары часов для проверки продукции на береговом холодильнике. И нарушений со стороны предприятия не обнаруживается! Возникает вопрос: кому это выгодно и надо? Таможня должна понимать, что по каждому такому необоснованному и несостоявшемуся акту проверки предприятие предъявит ей судебный иск на все понесенные расходы. Кто и что выигрывает в этом случае? Мы считаем — никто, а вот теряет финансовые ресурсы государство по инициативе таможни».


Есть предположение, что таможня любым способом стремится доказать: деньги налогоплательщиков на проведение дознания по уголовному делу в течение уже более семи месяцев были потрачены не зря — ничего противоправного не найдено, но оправдаться нужно.


Напомним, что 28 апреля 2017 г. Владивостокской таможней было возбуждено уголовное дело против РК «Восток-1». Согласно материалам уголовного дела, возбуждение преследования было спровоцировано гражданином США, имевшим конфликт с предприятием, и, по версии руководства, его анонимка была основана на лжесвидетельстве. Официальная версия таможни — это недостоверное декларирование таможенной стоимости, которое привело к неуплате таможенной пошлины. При этом из 101 судебного процесса по обжалованию действий таможни по корректировке цен предприятие выиграло 63, на рассмотрении в суде находятся оставшиеся 38 исков. Но, так как товар идентичен, у предприятия есть все шансы добиться в суде положительного решения.

Американец готов сдаться

Между тем отведенный шестимесячный срок для таможни на дознание закончился 28 октября. Именно с этим связывают в компании внесение «в списки рисков на 100-процентный досмотр» и новую серию допросов. Правда, на каком основании таможня опять собирается допрашивать работников, неясно. Органы прокуратуры должны дать оценку таким действиям таможни.

А пока в США творятся такие дела. «Учитывая откровенно враждебные действия гражданина США и чистый шантаж с требованием уплаты ему $1,5 млн, якобы за молчание, мы подали на него иск в суд в США, по месту жительства, — рассказали адвокаты компании. — И в результате проведенного расследования и проведения экспертиз судебными органами США было установлено, что этот гражданин фальсифицировал документы, создавал поддельные копии, таким образом обманывая суд. Более того, фальсификат и лег в основу уголовного дела, возбужденного таможней в России, и мы уведомляли таможню об этих фактах и неправомочности принятия во внимание непроверенных фактов.

По законодательству США, фальсификация документов и ложь под присягой являются тяжким уголовным преступлением, и этот гражданин теперь кается, приносит извинения. 2 декабря 2017 г. в 21 час по владивостокскому времени он позвонил начальнику юридического отдела колхоза. Сказал, что направил письмо заместителю начальника ДВТУ, начальнику ДВ оперативной таможни Фомину П. Е., просит встречи, для того чтобы урегулировать вопрос по уголовному преследованию колхоза. Мы не стали принимать его заявление во внимание, учитывая бесполезность попыток диалога с таможней.

Все его звонки обусловлены надеждой на то, что предприятие отзовет иск в США. Но, имея в виду явную нечистоплотность в действиях и огромные убытки в связи с действиями таможни, компания не намерена этого делать».

Краба ломают

В России этот «крабовый триллер» развивается по своим «законам». Если весной промысловые суда банально арестовывали, то теперь, видимо, пришла пора накинуть финансовую петлю, и это в тот момент, когда компания решилась на 400-миллионный инвестиционный проект по развитию глубоководного промысла.


10–11 ноября 2017 г. компанию заставили выгрузить на склад 18 тонн голов трески для 100-процентного пересчета и проверки внутри содержимого. Нарушений нет, потери времени составили 48 часов, потери на разгрузку на склад и погрузку опять на судно, а также простой судна, составили 154,135 руб.


1 декабря 2017 г. задержан транспорт «Капитан Стекольщиков» с глубоководным крабом японикус. Цель — осмотр и выгрузка 155 тонн продукции на береговой холодильник, с пересчетом, перевешиванием, проверкой. После провала по поиску фактов нарушений продукция была опять отгружена на судно. И такая дорогостоящая операция была произведена ради пары часов работы инспекторов таможни, хотя все это можно было сделать на борту судна.

Следует отметить: секции варено-мороженого краба японикус (красный) являются продукцией прямого употребления в пищу сразу после дефростации и, учитывая это, производятся по ТУ 9265–064–00472124–09, предусматривающим особые технологические и санитарные условия в части обеззараживания помещений, особых условий гигиены производственного персонала. Ящики опечатываются, чтобы сохранность и изоляция продукции от внешней среды была зафикисирована. Если вскрыть ящик, то покупатель от такой продукции отказывается. Кроме того, у краба-стригуна японикус очень хрупкий панцирь, и даже при малейшем воздействии он получает повреждения. В этом случае цена значительно снижается. При обычных перевалках «промысловое судно — транспорт — береговой холодильник в порту назначения» для доставки покупателю получается до 10% ломаной продукции. Эта доля повреждений допускается и не приводит к снижению цены.

«От убытков от нереализации 155 тонн краба компанию уберегли работники Первомайского таможенного поста Владивостока, — сообщили в РК «Восток-1». — Инспекторы, получив от нас официальное уведомление об особенностях продукции краба-­стригуна японикус, отнеслись к этому с пониманием и ограничились проверкой внутри содержимого 12 ящиков, тем не менее вся партия была выгружена на берег. В дальнейшем уведомили о проведенной проверке со вскрытием ящиков покупателя, но он их как покупку не принимает, так как есть риск поставки потребителю небезопасного (обсемененного) товара. Иначе бы, при 100-процентной проверке, практически вся партия была бы погублена, а это 155,312 тонны продукции стоимостью $706,6 тыс. Покупатель уведомил нас, что, учитывая дополнительную перевалку, количество ломаного краба, видимо, значительно увеличится, и в зависимости от этого (по результатам инспекции) будет изменена цена или произойдет отказ от всей партии».

А это уже убытки, которые приведут к вымыванию оборотных средств и банкротству компании.

Реакция таможенного руководства на письма компании пока неизвестна. Однако юристы уверены, что при тотальном досмотре всех подлежащих декларированию товаров и запасов судового снабжения РК уже к лету не сможет продолжить свою деятельность. Противопоставить юридическую аргументацию действиям таможенной структуры пока не получается. И поэтому хронология событий каждый день наносит очередной финансовый удар по колхозу.

Так, 3 декабря в 18:30 «Капитан Стекольщиков» все же вышел из порта Владивосток. В результате 100%-процентной выгрузки, хранения и последующей обратной погрузки крабовой продукции, а также простоя судна, прямые убытки компании составили 703546,4 руб.

Сломанный диалог

Экономисты предприятия дают следующий прогноз. В год оформляется почти 100 таможенных деклараций (не менее 70 по экспорту продукции и не менее 20 по оформлению судового снабжения). И если будет продолжаться практика 100%-процентного досмотра всех декларируемых товаров, компания будет нести значительные дополнительные и неоправданные убытки, а также иметь упущенную выгоду из-за снижения цены на продукции ввиду потери качества.


И уже летом следующего года часть судов колхоза прекратит свою промысловую деятельность, учитывая пример с транспортом «Капитан Стекольщиков», возможные финансовые убытки составят около 500 млн руб.


Что создаст огромную брешь в финансах предприятия и невозможность обеспечить флот для нормальной работы. Более того, сведения о том, что продукция подвергается постоянному таможенному досмотру, уже повлекли отказы сторонних транспортных судов. Создается угроза массового простоя промыслового флота (около 40% выпущенной продукции колхоз отгружает на сторонние транспорты), а это также многомиллионные убытки.

Угроза потери работы заставляет экипажи судов обращаться через прессу к краевой прокуратуре и к врио губернатора Андрею Тарасенко. Кроме того, коллектив и руководство компании считает, что в ситуацию в первую очередь должен вмешаться начальник управления ДВТУ Юрий Ладыгин.

Александр Сайфулин: «Несколько ранее проведенных встреч рыбацкой общественности с руководителем ДВТУ и его заместителями привели к тому, что был налажен конструктивный диалог по наиболее болевым точкам. Рыбаки и таможенная служба договорились вместе вырабатывать совместные механизмы решения проблем, возникающих от законодательных изменений и правоприменительной практики. Впервые за долгие годы были приняты решения по созданию рабочей группы. Теперь, когда сотни судов на бассейне оформляются за три часа, а наши транспорты — в течение нескольких суток, ясно, что кому-то выгодно довести конфликт интересов до того уровня, когда сотни работников заявят массовый протест, отстаивая свои права, как произошло на публичных слушаниях 18 ноября.

Но руководитель ДВТУ обязан быть человеком государственным и отреагировать на то, что сотрудники ведомства создают явно нездоровую обстановку в обществе, и особенно это негативно выглядит в преддверии важнейшего политического события — выборов президента России. Мы как руководители пытаемся успокоить людей и не допустить социальных волнений в крае. Но наши работники видят то, что происходит вокруг предприятия, которым они дорожат, связывают с ним свое будущее и благополучие своих семей и готовы защищать свои интересы».

Игорь ДМИТРИЕВ


Пункт 11 Постановления Правительства от 19 марта 2008?г. №?184 «О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ СУДОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА, УЛОВОВ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПРОИЗВЕДЕННОЙ ИЗ НИХ РЫБНОЙ И ИНОЙ ПРОДУКЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В МОРСКИХ ПОРТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» — продолжительность оформления и государственного контроля устанавливается комиссией в зависимости от типа судна, численности экипажа, видов и количества продукции рыболовства и не может превышать трех часов.

В соответствии со ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза, при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза, контроль над исполнением которого возложен на таможенные органы.

 

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ