«В деловых переговорах с китайцами застолье играет важную роль»

Эксперт рассказал, почему бизнесмены из Поднебесной не берут все и сразу
 «В деловых переговорах с китайцами застолье играет важную роль»

АВТОР: Дмитрий ПАВЛОВ, руководитель компании «Таможенный представитель»

Впервые я вплотную познакомился с Китаем в 1994г., когда поехал на обучение в Харбинский политехнический университет. Прожив какое-то время в этой стране и проработав много лет с ее гражданами, я узнал о многих нюансах, которые стоит учитывать при взаимодействии с китайским бизнесом и выходом на рынок Поднебесной.

В ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРАХ С КИТАЙЦАМИ ЗАСТОЛЬЕ ИГРАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ. Обычно подают очень много блюд. Причем в Китае считается, что если гости все не доели и что-то из еды осталось на столе, то это показывает благосостояние хозяина стола. То есть у него столько денег, что он может не беспокоиться о том, что у него переводятся продукты. Таким образом, в Китае возрастает бессмысленное транжирство среди населения, с которым сейчас борется Си Цзинпинь.

Круглый стол в такой трапезе играет не последнее значение. Этот стол как бы показывает, что все, кто за ним заседает, равны. Хозяин стола всех рассаживает по своим местам. Садиться без разрешения и куда попало категорически недопустимо. Гостя сажают на самое лучшее место. Интересный факт: хозяин всегда садится лицом к двери. Это повелось с тех пор, когда в древности на владения нападали враги, и хозяин должен был быть всегда начеку, для того чтобы быстро среагировать и дать указание охране.

Зачастую случаются конфузы из-за того, что русские граждане, которые сотрудничают с китайским бизнесом, не знают протокола и садятся не на свои места. Китайцы, конечно же, разумом понимают, что люди не виноваты, они просто не знают местных традиций, но осадок-то остается. Также никто не имеет права приступить к трапезе, пока не начнет есть хозяин застолья. Ну и в этом плане наши граждане зачастую также нарушают протокол, а это впоследствии может, к примеру, сказаться на подписании договора и согласовании условий сотрудничества. Ведь в Китае положено после переговоров всегда идти за стол.

Китайцы считают, что за столом подкрепляются все слова, которые были сказаны на переговорах, но уже в неформальной обстановке. Еще один немаловажный аспект в застольном этикете Поднебесной — это прием алкогольных напитков.


Когда вы протягиваете свой бокал, чтобы чокнуться, он должен быть немного ниже, чем бокал вашего соседа. Таким образом вы выказываете свое уважение человеку.


Чашу надо брать двумя руками, и порой люди тянутся с бокалами чуть ли не до пола. При этом касание бокала о бокал должно быть легким и едва уловимым. Ударяться бокалами повелось в России и европейских странах в те времена, когда все вокруг друг друга травили, и представители аристократии просто показывали таким образом, что напиток не отравлен, ведь от удара содержимое чаш смешивалось.

Слово «Китай» переводится как «срединное государство», таким образом, жители этого государства считают себя центром Вселенной. Все остальные в мире — это иностранцы. Из этого тоже многое складывается.

САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ КИТАЙЦЕВ — ЭТО ПОЧТЕНИЕ. Так повелось еще от конфуцианства. В конфуцианстве присутствует «благородный муж», который должен следовать определенным заветам. Это очень влияет на менталитет. Проявляя почтение к людям, в ответ также ждут почтения.

В Китае много значит прием пищи и в повседневном общении. Если человек к вам просто хорошо относится, то может угостить вас обедом. Китайцы в принципе очень чтят свои традиции.

Конечно же, существует ряд табу при работе с китайскими партнерами. Китайцы почитают иностранцев. Раньше считалось, что потрогать белого человека со светлыми волосами — к удаче. Но никогда не дарите китайцам мужского пола зеленых шапок.

В середине прошлого века произошла такая история. Одна иностранная компания зашла на рынок КНР. Предприятие занималось продажей телевизоров. Так вот, они вложили много денег, открыли филиалы. И каждому посетителю дарили зеленую шапку. В итоге бизнес провалился, и компании пришлось уйти с рынка. Маркетологи предприятия просто не удосужились поинтересоваться местными традициями. Дело в том, что в Китае надеть зеленую шапку равносильно, что в России мужчина наденет на голову рога. В идеале, если вы хотите зайти в Китай, то следует в партнеры брать даже не профессионального китаиста, а именно китайца.


В свое время россиян очень веселили корявые надписи на русском где-нибудь в Суйфэньхэ. То же самое происходит у нас сейчас.


Коммерсанты привлекают граждан Китая всеми правдами и неправдами. Большая часть надписей нормальная, но порой владельцам бизнеса не мешало бы потратиться на переводчика. Как-то видел надпись в кафе «кофе Америка» вместо «американо» по-китайски. Да, китайцы понимают, что имелось в виду, но сервис-то надо держать на уровне.

В разговорном китайском языке «Советский Союз» переводился как «старший брат». Так вот, Россия должна соответствовать в глазах китайцев этому выражению.

СЛЕДУЕТ У КИТАЙЦЕВ ПОУЧИТЬСЯ РАБОТЕ НА ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТ. Они не планируют свой бизнес организовать, получить прибыль и не думать о том, что будет через несколько лет. Вот даже партия КНР строит свои планы не на пять лет, как это было в СССР, а на 50 лет. Планы у них долгосрочные. Мы используем свое сырье, а не понимаем, что рано или поздно оно закончится.


Китайцы не берут все и сразу, их экспансия проходит постепенно. Китайцы все делают быстро, рано встают, все успевают. Если у нас в шесть утра город спит, то там рабочий день уже в разгаре.


Китайцы сейчас очень много работают, потому что в стране культ денег, каждый хочет заработать побольше, чтобы позволить себе то, что не может позволить сосед. Китайцы сегодня просто мучают своих детей учебой. Потому что конкуренция в стране жесточайшая. Они очень трудолюбивый народ. У школьников каникулы за год — не больше месяца. Они просто поражаются тому, сколько отдыхают дети в России.

Китайцы приветливые и добродушные. Но это в первую очередь часть этикета. Вообще, китайские партнеры очень быстро становятся друзьями. Часто партнеры не только становятся друзьями, получаются чуть ли не родственные отношения, как одна семья.

Мой партнер, с которым мы открыли импортно-экспортную компанию в Китае больше 10 лет. День, месяц и год рождения у нас с ним одинаковые. Может, поэтому за 10 лет не было ни одной проблемы. Доверие 100-процентное.

В Китае национальная идея нереально развита, и это помогает укреплению государственности. Для меня Китай — родной. Как в первый раз я приехал в эту страну, так сразу и понял, что свяжу свою жизнь с этим государством. Но жить и воспитывать детей я всегда хотел в России.

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ