«Этот процесс многих затягивает. Очень похоже на секту»

Второе высшее — инвестиции в будущее или пустая трата времени?
pixabay.com | «Этот процесс многих затягивает. Очень похоже на секту»
pixabay.com

Приморье «сходит с ума» по второму высшему образованию. Одни получают новые дипломы ради продвижения по карьерной лестнице, другие горе-студенты лишь зря тратят время и деньги.

«Специалисты с несколькими высшими образованиями сейчас очень востребованы на рынке. Им легче найти работу. К таким соискателям всегда было особое отношение, правда, в 90-е и 2000-е, когда образование можно было просто купить, ценность дипломов снизилась. Если рассматривать госструктуры, к примеру, МВД, то там требуется юридическое образование, которое чаще всего оказывается вторым. Даже узкие специалисты, чтобы получить повышение, идут на второе высшее, хотя по долгу работы оно не всегда пригождается», — рассказала Анастасия Цанько, собственник кадрово-консалтингового агентства «Главный ресурс».

Диплом можно получить очно или очно-заочно. В отличие от вечерней школы, вузы, в которых обучение проходит по вечерам и в выходные, скидок не делают. Учиться приходится на совесть. В таких условиях есть шанс действительно овладеть второй профессией. Хотя и здесь бывают свои загвоздки.

«Обучаясь на психолога, я периодически вынуждена была раньше уходить с работы, постоянно отпрашиваться или пытаться выполнять домашние задания на рабочем месте, — призналась студентка одного из факультетов психологии и муниципального управления. — Когда четыре года назад я поступала в вуз, у меня была другая работа, и проблем не возникало. Но теперь, когда до получения диплома осталось совсем немного, учеба занимает все мое время. В итоге я ничего не успеваю ни на работе, ни на учебе, ни дома. Все чаще спрашиваю себя, для чего мне вообще понадобился второй диплом.

Поступала я в здравом уме и твердой памяти, но четкого ответа сейчас дать себе не могу. Доучиваюсь только потому, что привыкла доводить все до конца, ну и потому, что в свое второе образование вложила уже более 300 тыс. рублей. Работать психологом я не собираюсь. Сейчас я тружусь по первой специальности, как и большинство моих нынешних одногруппников. Насколько я знаю, желающих строить карьеру психолога в группе нет.

Когда мы только поступили, некоторые планировали открывать свои кабинеты приема, консультировать людей. Курса после второго таких разговоров уже не было. Психолог — тяжелая работа, требующая высокой квалификации и постоянного обучения. Заработать в этой сфере трудно. Если нет клиентской базы, а ее у студентов нет, то дело прогорит. А постоянное обучение на тренингах и семинарах требует очень существенных вложений. Приезжает именитый психолог из Москвы — один день на его семинаре стоит 10–30 тыс. рублей. Если приехали специалисты из Европы, то платить нужно больше, и в евро.


Этот процесс многих затягивает. Очень похоже на секту. Но практиковать, имея на руках только диплом государственного образца, не получится — слишком мало инструментов для взаимодействия с клиентами».


Шанс найти работу по недавно приобретенной специальности есть как у молодого выпускника вуза, так и у взрослого соискателя, который решил изменить что-то в жизни. Но, как говорят в кадровых агентствах, все зависит от уровня притязаний кандидата. Например, готов ли человек в 40 лет идти на работу, условия которой устроят двадцатилетнего?

Анастасия Цанько: «Работодателей интересуют кандидаты, которые будут занимать одну должность, при этом выполняя функции еще какого-то специалиста. Многие профессии находятся на стыке, и работодатели ищут совместителей. Таким работникам платят больше. Срабатывает эффект синергии, когда 1 + 1 уже равно не двум, а трем, четырем и больше. Хотя бы одно из образований должно быть фундаментально хорошим, остальное можно добрать курсами, тренингами. Нет смысла получать два высших очно, если вспомнить о том, что первые два года университет обучает общим предметам.

Два образования — это хорошо, если это образования, а не полученные впопыхах дипломы. И определить уровень знаний кандидата можно еще на собеседовании, пользуясь определенными кейсами. Методы исследования и инструменты одни и те же в любой сфере. И если на собеседование приходит маркетолог, который этих методов не знает, то сразу возникают вопросы. И соискатели с «корочками» не востребованы ни в одной из двух, а то и трех своих профессий. Многознание уму не учит.

Сейчас вузы предлагают параллельное получение двух образований. В эту систему я не верю категорически. Те соискатели, с которыми я сталкивалась, зависали где-то между одной и другой профессией, ни одну не получив полноценно. К примеру, человек обучался экономике в математике, а параллельно учился на переводчика. Обучался такой лингвист-экономист «чему-нибудь и как-нибудь». Он и экономист никакой, и как переводчик не может рассказать элементарный топик о себе. Позиционирует он себя как технический переводчик, который работает только со словарем. Но человек с дипломом лингвиста, который не владеет школьным уровнем знаний, — это просто смешно.

Когда я училась, у нас была возможность изучения одного восточного языка совместно с английским. И те, кто понял, что им ближе восточный язык, переходили на другой факультет.

Те, кто пытался учиться и там и там, просто вылетели из института. Параллельное образование — самое слабое звено. Дипломов будет два, но полноценного образования — ни одного. С трудоустройством явно возникнут проблемы.

Те студенты, которые хотят в своей профессии закрепиться, нарабатывают резюме в процессе обучения. На третьем курсе уже получают практические навыки. А те, кто пытается совместить два образования, потом выходят с табличкой «Осторожно! Специалист». В крупных организациях, имеющих свою специфику, работают люди со вполне стандартным образованием. Но диплом им был необходим лишь однажды — при трудоустройстве, а знания не пригодились вообще».

Ксения СУХИХ


КОММЕНТАРИИ

Алисе Смолькиной дипломы экономиста и специалиста по государственному и муниципальному управлению позволили быть начальником отдела крупного предприятия: «При принятии решения о поступлении в учебное заведение я руководствовалась планами на будущее, возможностями, которые открываются при получении более обширных знаний. Так, после окончания в 2005 г. ДВГУ было принято решение о поступлении в ПИГМУ на специальность «государственное и муниципальное управление» с целью повышения шансов стать заместителем руководителя отдела. Образование в области юриспруденции понадобилось после того, как был получен опыт работы главного бухгалтера и возникла необходимость в отстаивании интересов предприятия в суде. Все мои дипломы и знания, безусловно, мне пригождаются.

Получение дополнительного образования вызывает определенные сложности, это, конечно, нагрузка на распределение времени, бюджет, и необходимость иногда пожертвовать своими любимыми занятиями. Но если человек твердо понимает необходимость получения образования, то и отношение к учебе будет соответствующее. За вторым высшим надо идти более осознанно, чем за первым».

Татьяна Врищ, специалист по логистике Air Products, получала два высших образования одновременно: «В 2008 г., обучаясь по специальности «мировая экономика» в ДВГУ, я заскучала. Меня регулярно посещали мысли о том, что я сделала неправильный выбор, что стоит все бросить и поступить на переводческую специальность. Мама порекомендовала мне альтернативу — дополнительное к высшему профессиональному образованию. Была выбрана программа «переводчик английского языка в сфере профессиональной коммуникации». Признаться честно, на тот момент я мало думала о конкретных перспективах. Мной двигала тяга к знаниям и ощущение того, что два диплома — это, пожалуй, круто.

За свою сравнительно недолгую карьеру я успела применить и первое, и второе образование. Когда я начала обучаться по второй специальности, всерьез задумалась о карьере переводчика. Однако, переехав в Москву, детально изучив вакансии, поняла — предложения не слишком интересны. Но начинать с чего-то следовало, и я предпочла работу секретаря и личного ассистента экспата в иностранной компании. Благодаря наличию диплома переводчика государственного образца я имела право делать устные и письменные переводы документов компании для последующего заверения у нотариуса, что являлось серьезным преимуществом, т. к. генеральный директор-англичанин не знал русского языка.

Могу с полной ответственностью заявить, что оба образования мне одинаково пригодились. Сегодня я по-прежнему работаю в компании, в которую пришла в 2011 г. сразу после выпуска. В 2013 г. уже перешла в отдел закупок, и моя работа связана непосредственно с внешнеэкономической деятельностью, импортом и логистикой. Уверена, что наличие профильного образования помогло мне не только успешно претендовать на открывшуюся вакансию, но и быстро втянуться в рабочий процесс».

Людмила Кириченко (имя изменено), химик-биолог по первому образованию, последние 20 лет работает в «РЖД»: «Кода в 1997 г. я закончила Уссурийский государственный педагогический институт, мест для работы в школах совсем не было. Всем известно, что творилось с работой в 90-е годы, поэтому я пошла туда, где было место — в «РЖД». Там моя специальность была неважна совершенно, главное — был диплом о высшем образовании. Сначала я устроилась обычным служащим, потом прошла курсы повышения квалификации, переучилась на другую профессию, потом еще раз переучилась. В «РЖД» без бумажки ты никто, мы постоянно сдаем какие-то экзамены, проходим различные курсы.

В 90-е годы никто не ждал многого, но были мысли о том, что с дипломом о высшем образовании я хоть куда-то устроюсь, получать знания ради знаний не планировала. Сначала не понимала ничего в структуре «РЖД», сейчас я могу разобрать и собрать тепловоз с закрытыми глазами. Даже странно вспоминать, что когда-то я хотела учить школьников химии и биологии».

 

 

 

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ