Этнические мотивы в творчестве Высоцкого

Что воспевал сверхпопулярный артист для фильма «Хозяин тайги»
Этнические мотивы в творчестве Высоцкого
Предоставлено Ю. Уфимцевым

Сверхпопулярный артист был вхож куда угодно, в том числе и в закрытый на тот момент Владивосток. 30 июня 1971 г. во время приземления «Союза-11» погибли космонавты Добровольский, Волков и Пацаев. Высоцкий узнал об этом, находясь во Владивостоке. «Я с ними со всеми дружил. Узнал об этом во Владивостоке», — вспоминал артист на записи концерта в Пушкинском театре.

Написал Высоцкий и много песен, имеющих отношение к Приморью. Так, во время охлаждения отношений между КНР и СССР был создан так называемый китайский цикл, где отведено место и событиям на острове Даманском в 1969 г. А в 1968 г. по повести Бориса Можаева, рассказывающей о событиях в приморской глубинке, был снят фильм «Хозяин тайги», к которому Высоцкий написал три песни и где сыграл одну из главных ролей.

Небесная старуха

Будучи курсантом, Борис Можаев проходил службу во Владивостоке, на флоте военным инженером. После демобилизации он стал собкором «Строительной газеты» в регионе, а впоследствии работал в «Известиях». На Дальнем Востоке Можаев занимался сбором и обработкой фольклора удэгейцев. Одно такое сказание он включил в повесть 1975 г. «Падение лесного короля», действие которой проходит в Приморье.

Высоцкий использовал упомянутые в повести таежные образы в своем творчестве — в песне «Реальней сновидения и бреда», написанной в 1978 г. Одна из строк звучала:

«Жизнь впереди — один отрезок прожит,

Я вхож куда угодно — в терема и в закрома:

Рожден в рубашке — Бог тебе поможет —

Хоть наш, хоть удэгейский — старый Сангия-мама!»

Анатолий Старцев так определяет эту покровительницу: «Сангия-мама — небесная старуха, которая управляет количеством душ у людей и животных (нани)».

Ракушка кяхту из повести Можаева и песни Высоцкого — также неотделимая часть фольклора народов Дальнего Востока: Кяхта онилени — мать-прародительница всего сущего на Земле. Именно она создала «круговорот душ» — через подземный мир вновь к жизни. Ей были подвластны все смертные. Она являлась предметом культа плодородия и рaзмножения.

«…Где-то в Больших горах есть Большое озеро, и в нем есть Кяхта силянкуни — место, где рождаются раковины кяхта, — гласит другая легенда. — Там они родятся. Одна очень большая. Она первая появилась в дни творения и называется Кяхта онилени — «раковина самая старая» — мать-прародительница раковин кяхта. Первое движение жизни дала эта раковина. В ростке растения, в утробном зачатии всякого животного, во всех движениях души можно углядеть проявление ея чудесной силы. Это — женское начало всего сущего.

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.