Американский бизнесмен приморским: «Не бойтесь быть дураками»

Один из самых успешных бизнесменов США о том, почему нужно быть «голодным»
Фото предоставлено Д. Кэффии | Американский бизнесмен приморским: «Не бойтесь быть дураками»
Фото предоставлено Д. Кэффии
Дэн Кэффии, успешный предприниматель родом из штата Мэриленд, основатель нескольких инновационных маркетинговых компаний в США (Neutron Interactive, Teem, Richstar Investments), бизнес-тренер.
 

Дважды попадал в список 500 самых быстрорастущих частных компаний США журнала Inc. (в 2010 и 2011 гг.). Кроме того, журнал Utah Business Magazine включал Neutron Interactive в рейтинг «Лучших компаний-работодателей» в 2010, 2012, и 2014 гг. Дэн Кэффии был финалистом конкурса YE «Предприниматель года» в 2015 г.

Он прилетел во Владивосток, чтобы встретиться с предпринимателями. Это — цель. А привела его сюда причина высшего порядка — то, что собеседник «К» называет страстью.

— Дэн, что побуждает вас лететь от Солт-Лейк-Сити до Владивостока, проводить все эти встречи в разных городах?

— Порядка 18 лет назад я на полгода задержался в Москве по рабочим вопросам, так что у меня сформировалось нежное, трепетное отношение к России. К тому же я очень люблю работать с предпринимателями, это моя страсть, а такие встречи — просто идеальная комбинация.

Кроме того, бизнес можно назвать особой формой дипломатии, и, думаю, это неплохой способ укрепления отношений между нашими странами. В настоящее время я не занимаюсь прямым управлением своими компаниями, лишь состою в совете директоров и концентрируюсь на стратегическом развитии. Я был генеральным директором 15 лет, а сейчас благодаря тому, что у меня появилось больше свободного времени, наверстываю упущенное — провожу время с семьей. Ну и, конечно, путешествую.

— Вы уже успели посмотреть Владивосток? Не напомнил ли он вам Сан-Франциско?

— Определенное сходство действительно есть, хотя гораздо больше Владивосток похож на Сиэтл, потому что тоже стоит на побережье и очень красив. Всегда хотел побывать здесь, но до недавнего времени не удавалось скоординировать график полетов.

Я прилетел поздно ночью и успел посмотреть город — в предрассветное время он просто потрясающий. Я влюбился в него.

«Предприниматели не такие, как все. Бизнес делает тебя немного сумасшедшим, иногда — циничнее и жестче»

— Вы всегда говорите, что главное в бизнесе — рассказывать историю, чтобы целевая аудитория прониклась вашим продуктом. А с чего начать свой рассказ, что должно быть в его основе, особенно учитывая, что все больше людей не хотят читать, не хотят слушать? Как воздействовать на них?

— У любого предпринимателя должно быть четкое, крепкое понимание ценности своего продукта. Представьте трех людей, занятых одним и тем же делом — они укладывают кирпичи. И когда каждому из них задают вопрос: «Что ты делаешь?», один отвечает: «Кладу кирпич», другой: «Строю стену». И только третий говорит: «Я строю храм своему богу». То есть все трое делают одно и то же, но лишь один понимает, зачем он это делает.

Здесь все зависит от того, как вы сами себя воспринимаете: если в роли каменщика, который кладет кирпич, в вашем бизнесе не будет страсти. Спросите Марка Цукерберга, что такое «Фейсбук». Вряд ли он скажет: «Это такая большая рекламная сеть». Наверняка Марк ответит вам следующим образом: «Мы делаем революцию, мы меняем этот мир». Он зарабатывает деньги, продавая рекламные площади, но позиционирует себя как каменщика, возводящего храм. Такой образ мыслей, конечно, зажигает людей, хотя это абсолютно не означает, что к вам придут толпы послушать интересные истории о тех камнях, которые вы продаете. Но скажу одно: если вы не будете страстно относиться к своему делу, то и никто в вашей компании не будет.

— Когда вы в свое время продавали кабельные адаптеры из Китая, тоже делали это со страстью?

— Конечно. Поверьте, и чтобы продавать кабельные адаптеры, можно обеспечить достаточные «объемы страсти». Это было 18 лет назад, когда возможность экспорта продукции из Китая сама по себе была преимуществом на рынке. Учитывая хорошие отношения с китайским поставщиком, бизнес шел успешно. Другим важным достоинством нашей компании был сайт, через который осуществлялись продажи и где потенциальный клиент мог получить максимум информации.

На самом деле наши конкуренты продавали тот же товар того же самого китайского производителя, причем делали это по цене более низкой, но, в отличие от нас, им было неинтересно заниматься продвижением, маркетингом, рассказывать о ценности этого продукта. И мы выигрывали. Речь идет о самых обычных адаптерных кабелях, а представьте, какую историю можно было бы создать для USB-кабеля. Мы могли написать такое описание, что по его прочтении вы бы плакали.

«Бизнес можно назвать особой формой дипломатии, и, думаю, это неплохой способ укрепления отношений между нашими странами»

— Приморье — край с небольшой численностью населения и дефицитом трудовых кадров. Иногда очень сложно найти хорошего сотрудника, а еще сложнее — удержать. Что вы могли бы здесь посоветовать?

— Надо учитывать, чем вызвана проблема с кадрами — ограниченностью в ресурсах или прежде всего конкуренцией со стороны других компаний за эти ресурсы. Эффективное решение можно найти всегда. Например, лично мне нравится общение лицом к лицу с людьми, но существуют обстоятельства, когда такой подход невозможен.

В компанию Teem мы наняли замечательного специалиста, который даже не проживает в Солт-Лейк-Сити, где базируется наш головной офис. Этот человек работает неделю удаленно и неделю — в офисе. Мы не смогли найти никого, кто был бы так же хорош в своей области, для нас это компромисс, а для него — сложная жизнь между двумя городами, но он, в свою очередь, выбрал ее, потому что компания действительно крута. То есть стройте такую компанию, где вам самому хотелось бы работать. Поставьте себя на место ваших сотрудников и задайте себе вопрос: «Тебе нравится?» Если ответ будет «нет», значит, пора что-то менять — сделать условия труда такими, чтобы они были и комфортными, и мотивирующими.

Например, мы выяснили, что если дадим женщине-сотруднику более длительный отпуск по уходу за ребенком, то выиграем на рынке труда. И сейчас у нас есть прекрасный управленец — женщина. Она пришла к нам в 19 лет, сделала карьеру, при этом имеет сына, а скоро у нее появится второй ребенок.

— У вас были периоды в бизнесе, когда все шло не так и опускались руки? Что делать, если твое дело перестает приносить тебе удовлетворение?

— Было такое, что мы с партнером создали бизнес, а через несколько лет поняли, что нам не нравится, как он устроен. Приезжая на работу, я испытывал отрицательные эмоции. Что мы сделали? Все поменяли по максимуму — систему управления, стратегию, штат. Очень плохо испытывать негативные чувства к месту, где работаешь, особенно если ты — владелец бизнеса. Но ты и только ты можешь сделать что-то, чтобы его наладить. Вообще предпринимателем быть сложно, причем даже в тех обстоятельствах, когда все идет хорошо.

Мой совет: занимайтесь всегда тем, что любите, даже если оказались в сложной ситуации, даже если вам сейчас грустно. Ваша задача — настроить дело так, чтобы оно снова приносило вам радость. И еще: когда вы просыпаетесь и смотрите на себя в зеркало, задавайте себе вопрос: «Хочу ли я делать то, что собираюсь?» Если много дней подряд ответ отрицательный, значит, наступило время перемен. Это потрясающий совет не только для бизнеса, но и в целом для жизни, поскольку жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на вещи, которые нам не нравятся.

Давайте себе отдых, ведь над вами нет парня, который скажет: «Кажется, тебе пора отдохнуть», так будьте этим парнем. У нас, предпринимателей, высокий уровень стресса. Люди вокруг зачастую не понимают, они говорят: «Ты богатый, какие у тебя могут быть проблемы?» Поэтому одно из самых лучших решений, которое я принял в жизни, — пойти к психотерапевту.

«Если вы не будете страстно относиться к своему делу, то и никто в вашей компании не будет»

— Кризис — время возможностей?

— Да. Потому что в этот период на рынке меньше конкуренции, и, как правило, цена труда падает. Мне тоже приходилось развивать свое дело во время всеобщего экономического упадка, и я точно могу сказать, что те компании, которые смогли вырасти в такой период, становятся очень успешными, когда он заканчивается. А если вы занимаетесь тем, что действительно любите, ваши шансы велики.

Мы, предприниматели, не такие, как все. Бизнес делает тебя немного сумасшедшим, иногда — циничнее и жестче. Через любовь, через помощь людям, через благотворительность можно сохранить в себе мягкость. Life is good. Be optimistic!

У меня есть маленький храм Стива Джобса с журналом, ограненным рамочкой. На обложке — легендарная цитата: «Stay hungry. Stay foolish» («Оставайтесь голодными! Оставайтесь безрассудными!», знаменитое выступление Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда в 2005 г. — Прим. «К»). Джобс говорил абсолютно верно: оставайтесь «голодными», стремитесь к чему-то большему и… не бойтесь быть дураками.

Юлия ПИВНЕНКО

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ