2018-02-16T08:43:36+10:00 2018-02-16T08:43:36+10:00

Заторможенная реакция: соцсети разочарования и «грязные» аккаунты

Дальневосточники в сфере интернет-продвижения сильно отстают от своих коллег в центральной части страны

Social Media Marketing уже никого не удивишь. Это панацея от всех «болезней» в социальном пространстве, которая заменяет и рекламщика, и пиарщика, и маркетолога. Но в Приморье мало какой эсэмэмщик заявил о себе громко. Почему?

Инна Батрашкина, директор ООО «Вся реклама»: «Я никогда не обращалась к SMM-специалистам, потому что на рынке слишком много предложений и все они похожи друг на друга: выбирать — значит просто тыкать пальцем в небо. Если вы хотите, чтобы страницы были живые, чтобы ваши подписчики были вашей целевой аудиторией, а не ботами, чтобы посты репостили, комментировали и регулярно заходили в аккаунт, однозначно понадобится невероятно заинтересованный и замотивированный специалист».

В SMM есть распространенная практика — привлекать уже состоявшихся блогеров к ведению соцсетей для клиентов. Они успешно ведут свой аккаунт и как никто другой имеют практические знания в продвижении и создании контента. Кроме того, они отлично разбираются в своей теме (например, бьюти-блогера можно привлечь к ведению аккаунта для салона красоты, а блогера-фудфотографа — для аккаунта ресторана).

«Другой всем известный способ поиска сотрудников — на сайтах типа Нeadhunter. В первую очередь нужно смотреть портфолио (какими проектами специалист занимался до этого) и обязательно давать тестовое задание. Кроме того, человек должен быть готовым быть на связи 24 часа в сутки, так как SMM — это работа не с 9 до 18», — рассказали в агентстве «Точно!».

Анна Тюжина, управляющая рестораном «Огонек»: «Не рекомендую нанимать SMM-специалиста, который будет работать на аутсорсинге. Не знаю, как в других сферах, но для ресторанного бизнеса важно присутствие сотрудника на месте. Думаю, что товары можно продвигать и удаленно, а вот с услугами сложнее. Аутсорсер оторван от жизни, он не может знать, что именно этого блюда сейчас нет, он просто смотрит в меню и продвигает что-то. Так, человек может увидеть в социальных сетях пост про какую-то позицию, прийти, заказать эту еду, но получить отказ, потому что именно сейчас это блюдо не предлагается. Таким образом, возникает недопонимание между рестораном и клиентом, который, возможно, пришел впервые.

Компетентного эсэмэмщика в Приморье найти довольно сложно, чтобы получить того, кто действительно справится, нужно не просто платить зарплату, нужно еще и везение. В «Огоньке» продвижением в социальных сетях сначала занималась я сама, потом появилась необходимость нанять специалиста. Мы нашли толкового эсэмэмщика, нам довольно быстро повезло. Сейчас мы основной упор делаем на SEO-продвижение, чтобы предложить доставку наших блюд более широкой аудитории. Мы пишем тексты, снимаем видео для Instagram.

Понимание аудитории помогло разобраться с каналами продвижения. Мы знаем, что наши потенциальные клиенты — пользователи Facebook, очевидно, что в Instagram многие тоже могут быть таковыми. Когда-то мы вели страницу «ВКонтакте», но поняли, что там — не наша целевая аудитория. Конверсия на сайте «Одноклассники.ру» будет нулевая, продвигать себя там нам не имеет смысла. На Facebook аудитория интеллектуальная, но пассивная. Люди приходят оттуда, но не так регулярно. Делать из холодной аудитории горячую достаточно тяжело, а Facebook люди используют для профессионального общения.

Но все меняется, Instagram сейчас уже «отваливается», не приносит столько пользы. Наши услуги хорошо продвигаются в 2Gis.ru».

Не лайками живут

Нестабильность SMM-технологий — одна из проблем. Непонятные процессы и абстрактные для обычного человека схемы часто не работают.

Анжела Лисканюк, соучредитель компании Sales.it: «От продвижения в социальных сетях невозможно получить эффект быстро. На первоначальный этап уходит от месяца до трех. Это время нужно для того, чтобы понять, по какой стратегии двигаться, какие цели у компании, какие «фишки» подходят в этом случае, на что настроено продвижение. На выработку четких инструментов, которые точно будут работать, уходит до трех месяцев. В идеале только через полгода появляются первые крутые результаты, которые можно оценить и увидеть. Конечно, если аккаунт уже какое-то время «жил», даже если им не занимались, то трех месяцев достаточно для того, чтобы клиент увидел результаты.

В своей работе на лайки я не ориентируюсь, а комментарии — показатель того, насколько интересно то, о чем мы пишем. Когда мы делаем контент информационный, несущий что-то полезное либо содержащее вопрос в аудиторию, отклики должны быть. Через 3–6 месяцев работы отклик должен быть примерно 3–5%. Публикацию в Instagram можно сохранить и воспользоваться потом, это более значимый показатель, чем «сердечки» под постом».

По словам экспертов, большинство приморских сайтов не оптимизированы, их владельцы про SEO слышали лишь отдаленно. «А между тем SEO (Search Engine Optimization) — комплекс работ, направленный на улучшение позиций сайта в строке поиска, — сообщила Александра Краевая, SEO-специалист компании Sales.it. — Оптимизация сайта под поисковую систему проводится для того, чтобы сайт при определенных поисковых запросах показывался в числе первых. Над этим нужно работать постоянно, нельзя сделать один раз, чтобы потом сайт «блуждал» в Сети и приносил деньги. Это целенаправленный, комплексный, методичный труд. Нужно сравнивать себя с конкурентами, проводить анализ. Увидеть результат от работы с SEO можно только через 3–6 месяцев, важно, чтобы компания доверяла специалисту и понимала, что эффекта «волшебной таблетки» не будет, нужно планомерно работать, прилагать усилия и вкладывать деньги».

Самая большая ошибка

SMM многим кажется простым занятием, а большинство вообще уверено, что достаточно просто создать страницу в соцсети, и клиенты как-то сами, неведомым образом, об этом узнают и подпишутся.

Анжела Лисканюк: «Самая большая ошибка тех, кто развивает социальные сети своими силами, заключается в том, что люди на второй план отодвигают контент. Многие до сих пор считают, что достаточно того, что аккаунт есть и наполняется какими-то публикациями. Качеству контента внимания толком не уделяют либо сдирют все под копирку у тех, у кого это уже хорошо работает.

Успех SMM, в первую очередь, измеряется вовлеченностью аудитории. Это работа с показателями внутренней статистики, которую мы снимаем перед началом работы. Статистика показывает, насколько у нас получилось вовлечь клиентов за тот период, который мы оцениваем: сколько клиентов приросло, насколько они активны, заставляют ли наши публикации перейти человека на наш профиль, посмотреть, что там внутри. Оценка — это ни в коем случае не лайки и не комментарии, это качество комментария и вовлеченность аудитории при переходах на профиль. Самый яркий показатель зависит от того, что мы продвигаем. Если это штучный товар, то показатель — продажа, если продвигаем услуги, то не обязательно аккаунт будет работать на заказы, достаточно того, что он пиарит бренд, марку, а заказы будут идти через администратора или сайт.

Посчитать, сколько клиентов пришли через соцсети, сложно. Это может сделать персонал, который проведет банальное анкетирование «Как вы о нас узнали?». Если мы продаем товар, о цене, о параметрах которого заявляем в Instagram, то можно посчитать переходы на сайт или обращения в директ».

Александра Краевая: «Когда клиент спрашивает о том, как он может оценить эффективность работы, ребята, которые только начинают, не могут предложить какой-то объективной оценки. Они очень боятся говорить о статистике, даже если знают, что эти данные можно снимать программами, которые дают анализ глубже, чем это дает сам Instagram. Они боятся с этой информацией работать, потому что понимают: первые несколько месяцев статистика будет не в их пользу. Как правило, люди сливаются в тот момент, когда клиент просит предоставить отчетность, уверяя, что этих данных нет, что круто уже то, что они ведут аккаунт.

Безусловно, нужно отталкиваться от той цели, которую ставит клиент. Нужно понимать, зачем нам Instagram, что мы хотим получить через три месяца, через шесть месяцев и далее. Мало кто из начинающих смотрит на стратегию продвижения широко, выстраивая стратегию полгода-год. Стратегического подхода на Дальнем Востоке не предлагает почти никто, особенно это видно у ребят, которые работают на себя, в качестве увлечения или дополнительного заработка. Они работают в режиме «здесь и сейчас» — ведут, отвечают на комментарии и все».

По мнению Анжелы Лисканюк, дальневосточники в сфере интернет-продвижения сильно отстают от своих коллег в центральной части страны. «У нас заторможенная реакция, здесь народ больше работает на «здесь и сейчас»: взял деньги, оказал услугу, не продвижения, а ведения аккаунта, и все», — считает Лисканюк.

Грязь в аккаунте

Такое ведение SMM может не только не привлечь новых клиентов, но и распугать уже существующих.

«Этап ошибок невозможно перескочить ни в одной области, так как никто не рождается профессионалом и всегда есть человеческий фактор. Тем более что SММ — относительно новая область. А правильный анализ ошибок помогает расти и развиваться. Наверное, самая распространенная ошибка молодого и неопытного эсэмэмщика — это уверенность в том, что это легко и просто, им можно заниматься сразу после окончания школы. Но на самом деле SММ — это не просто выложить красивую картинку раз в день и написать прикольное описание. Это большая работа, которая начинается с планирования (написания стратегии, контент-плана, рубрик) и заканчивается ежемесячной аналитикой», — рассказали в агентстве «Точно!».

Александра Краевая: «Больная точка многих компаний — работа с отзывами. Особенно это видно на аккаунтах общепита. Люди склонны молчать о хорошем, но часто пишут о плохом. Таков наш менталитет. Качественно работать с этими отзывами важно, это часть функций эсэмэмщика. Необходимо, чтобы было ответственное лицо от компании, с которым можно согласовать острые моменты, держать марку и давать достойные ответы. К сожалению, это делают не все, некоторые просто игнорируют либо позволяют себе удалять комментарии.

Есть и те, кто бездумно подходит к продвижению через soft. Это приводит к ошибочному сбору аудитории. Все портит большой прирост при нулевом выхлопе. При этом портится и хорошая целевая аудитория, место нахождения компании. Это сказывается на качестве — появляются ботовские комментарии, грязь в аккаунте».

Еще одним больным вопросом для дальневосточных компаний является цена услуг. Многим непонятно, чего они ждут от продвижения, какой объем работ нужно провести, а самое щекотливое — сколько это должно стоить.

Анжела Лисканюк объясняет, что цена зависит от запроса: «Приморские клиенты пока не готовы тратить деньги на продвижение, для них это еще не стало нормой. Не все понимают, что, используя интернет-площадки, сейчас можно снимать сливки. На приморском рынке нет пока компаний, которые готовы тратиться на команду специалистов. Чаще всего все замыкается на одного или двух людей. И для большей части приморских компаний нормально тратить 10–15 тыс. рублей в месяц на услуги продвижения в Интернете, и этого почти всегда недостаточно. Когда мы запускаем рекламные акции — это дополнительные траты, когда мы привлекаем фотографа — это дополнительные траты. Компании покрупнее готовы платить 30–40 тыс., для них это нормально, они делают это для имиджа. Середины в Приморье нет».

Те, кто не хочет платить профессионалам, прибегают к поручению работы с социальными сетями сотрудникам, которые уже имеют в компании ряд обязанностей.

Иван Кудинов, специалист по SMM-продвижению: «Причины для этого бывают самые разные: отсутствие бюджета для найма специалиста, неприятие того факта, что позиционирование компании в Интернете должно быть грамотным, выстроенным по особым законам. Когда размещением и продвижением занимаются люди без опыта, из-под палки, это может привести и к потере бюджета впустую, и к созданию негативного образа компании. На исправление подобного уходит достаточно много времени. В итоге «кустарная» работа приводит к разочарованию в интернет-позиционировании».

Анна Тюжина: «Работа со специалистами в сфере продвижения в Интернете всегда должна быть по договору, а оплата — привязана к Key Performance Indicator.

Сажать на оклад человека, который работает в продажах, всегда неразумно, будь то SMM-специалист, контент-менеджер или обычный маркетолог. Если продажи растут, а цена, стараниями специалиста, снижается, значит, специалист стоит дороже, ему можно поднять зарплату».

Александра Краевая отмечает, что стоимость услуг всегда индивидуальна и зависит от проекта: «Когда мы берем сайт на продвижение, мы анализируем все показатели: технические, SEO-показатели, параметры всех аналитик, продаж, смотрим на состояние административной панели сайта, на возможность с этим работать. Стоимость и количество необходимого для достижения нужных показателей времени мы определяем только исходя из анализа. Мы, как начинающая компания, оказываем услуги, за которые клиент платит от 15 тыс. рублей в месяц. В конце каждого месяца мы составляем отчет о проделанной работе, о достижениях, затем составляем план работ на следующий месяц. Конечно, работа кропотливая, требующая внимания к проекту, однако один специалист может одновременно вести 6–7 проектов, качество при этом страдать не будет».

Что в сухом остатке?

Эксперты уверены: чтобы работать в сфере продвижения в социальных сетях, не нужно проходить четырехлетнее обучение в вузе, здесь важны базовые навыки ведения бизнеса, маркетинга, быстрая работа мысли и гибкость. Качественных курсов от хороших специалистов вполне достаточно.

«Нет необходимости во внедрении отдельного четырехгодичного курса, который бы готовил бакалавров в области SMM. Все-таки это область, в которой все меняется очень быстро. Например, книги по ведению социальных сетей становятся неактуальными уже через полгода-год. Гораздо полезнее читать Telegram-каналы, сообщества, посвященные этой теме, посещать нишевые конференции и проходить онлайн-обучение на ресурсах типа «Нетологии», — считают в агентстве «Точно!». — Конечно, есть базовые знания и умения, которые необходимы специалисту по ведению соцсетей. Нужно знать основы маркетинга (в частности, интернет-маркетинга), уметь грамотно писать и иметь тягу к творчеству. Немаловажно и умение чувствовать тенденции рынка, быть в курсе всех трендов, а также создавать эти тренды. Желательно, чтобы у специалиста по соцсетям было гуманитарное высшее образование, но это не обязательно. Математики тоже могут стать классными специалистами, если у них есть к этому талант и стремление».

Ксения СУХИХ

КОММЕНТАРИЙ
Александр Воловик, основатель агентства Just Content: «Рынок SMM в России развивается бешеными темпами, потому что с каждым годом становится все больше пользователей социальных сетей. Появляются дополнительные возможности, к примеру, Тelegram можно считать наполовину мессенджером, наполовину соцсетью, ведь там можно создавать чаты, обмениваться сообщениями, черпать информацию в формате фото и видео, можно знакомиться друг с другом.
 

Сейчас социальные сети являются каналом продвижения, наверное, для большинства компаний. Если раньше кто-то в этом сомневался, то когда «ВКонтакте» обошел по популярности Первый канал, сомнений у людей практически не осталось, и крупный бизнес пошел в сторону social media. Серьезные компании каждый год увеличивают бюджеты.

В России эсэмэмщики, конечно, есть, но это слово уже уходит в прошлое. По-хорошему, в каждом SMM-проекте должны быть задействованы минимум три человека: контент-менеджер — творческий человек, который делает красивые фото и видео, трафик-менеджер — человек, который на «красивую упаковку», на хороший контент сможет привлечь аудиторию, проследит за аналитикой, таргетинговой рекламой и настроит рекламные каналы. Третий специалист — project manager, который всеми руководит, сводит общие усилия.

Через мое агентство в год проходит около 100 потенциальных специалистов, но только пять из них получают работу. Дело в том, что сейчас SMM — некий хайп, модное слово, за которое цепляются все, все хотят на этом зарабатывать, но толковых специалистов на сотню приходится примерно пять человек. Project manager, например, может зарабатывать до 100–150 тыс. рублей, контент-менеджер — в среднем 60 тыс. рублей в месяц, если говорить про работу в офисе, а не про фриланс. Трафик-менеджер работает на результат, мой специалист зарабатывает 200–300 тыс. рублей в месяц, потому что он дает результат, я с его помощью зарабатываю гораздо большие деньги. Такое вознаграждение получают специалисты в Москве, думаю, что во Владивостоке стоимость их услуг не сильно отличается, потому что компаний много, а дефицит сотрудников чувствуется еще острее.

Если вы хотите найти в компанию человека, который хорошо продвигает, нужно перекупать у конкурентов, потому что искать и пробовать значит терять время».

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ