«Еще только 13 лет — и обыватель получит трамвай»

Как русские в Харбине властью распоряжались
Предоставлено Ю. Уфимцевым | «Еще только 13 лет — и обыватель получит трамвай»
Предоставлено Ю. Уфимцевым

В феврале 1908 г. 40 тыс. русских жителей Харбина провели выборы депутатов в Собрание уполномоченных Харбинского общественного управления (ХОУ) — аналога современной городской администрации.

Избрали 40 человек, следующим шагом стали выборы в первый совет из семи человек во главе с председателем. ХОУ получило от КВЖД землю, скотобойню, больницу и пожарную команду. С 1917 г. по 1924 г. председателем ХОУ являлся приехавший из Владивостока Петр Тищенко.

Структура русского муниципалитета Харбина охватывала все стороны хозяйственной жизни города. Главной доходной статьей мэрии, конечно же, были налоги. А главной головной болью — их сбор. Недоимка была постоянно, по этому поводу в городе бытовала популярная шутка, что она — «побочная дочь П. С. Тищенко, причиняющая ему непрерывные огорчения».

Иностранные граждане, проживавшие в Харбине, задолжали ХОУ до 1923 г. более 600 тыс. золотых рублей. Из этой суммы половина приходилась на японцев. Особую позицию в этом вопросе продолжали занимать Соединенные Штаты, не признавшие власть русского муниципалитета. То есть налогов городу вообще не платили.

Следующей «головной болью» Тищенко были канализация и трамвай. В шутливой «Харбинской энциклопедии» по этому поводу писалось следующее: «Канализация. В «Харбинскую энциклопедию» это слово попало ошибочно. Никакой канализации нет»; «Трамвай. Будет подробно описан в особом приложении к энциклопедии, как только появится в Харбине. Пока даже в городском совете не знают, что это за штука. Никто никогда не видел».

Высмеивали шутники «трамвайную» деятельность мэрии и довольно оригинальными способами. Несколько дней подряд по Водопроводной улице среди бела дня взад-вперед на лошадиной тяге таскался бутафорский трамвайный вагон, сделанный из китайских арб и брезента. За ним по мостовой волочилась помятая жестяная банка. Снаружи были помещены карикатуры и надписи: «Скоро! Скоро! Еще только 13 лет — и обыватель получит трамвай!»

Но ни наладить канализацию, ни пустить трамвай русской администрации не удалось.

21 сентября 1924 г. КВЖД перешла в совместное китайско-советское управление на паритетных началах. Полицейские функции перешли к китайскому правительству. В связи с отменой прав экстерриториальности для русских Гражданское управление было упразднено, власть стала принадлежать Управлению главноначальствующего отдельного района восточных провинций. ХОУ 30 марта 1926 г. было расформировано, а 1 ноября было создано новое Городское самоуправление, состоявшее из 40 уполномоченных китайского происхождения.

За год до роспуска глава ХОУ Тищенко оформил советский паспорт «в целях получить содействие управления дороги ХОУ». Но после ликвидации ХОУ паспорт не продлевал, в СССР не выехал, а остался в Харбине, где его следы теряются после 1946 г.

Однако следы деятельности Тищенко можно видеть в Харбине и по сей день. Так, когда-то Горсовет принял решение построить каменные торговые ряды в Новом Городе — напротив Чурина, на углу Новоторговой и Большого проспекта. Это ряды Городского пассажа, состоящие более чем из 80 контор и магазинов, налоги от их работы шли непосредственно в казну города.

Интересное свидетельство деятельности Тищенко можно сегодня наблюдать и на антикварных рынках России и Китая. В 1918 г. в Харбине резко ощущалась нехватка мелких разменных денежных знаков, переставших поступать из России в связи с Гражданской войной. В городе элементарно нечем стало выдавать сдачу. КВЖД попросила ХОУ выпустить в обращение свои мелкие расписки. После этого на заседании Горсовета был заслушан доклад Тищенко, который, ссылаясь на отсутствие мелких денежных знаков и создавшееся в связи с этим затруднение в денежном обращении, указал, что было бы целесообразно «выпустить для обращения в городских продовольственных лавках мелкие денежные расписки Городского общественного управления».

«Мера эта являлась бы безусловно полезной для населения, так как представила бы ему возможность приобретения из городских лавок хотя бы продуктов первой необходимости без переплаты некоторого процента при покупке продуктов на крупные купюры у китайских торговцев и, кроме того, хотя бы отчасти устранила необходимость обращения населения за разменом денег к китайским менялам, взимающим за эту операцию произвольный процент», — отметил мэр.

В обеспечение оплаты расписок предлагалось открыть в Харбинском отделении Русско-Азиатского банка особый текущий счет на всю сумму выпуска. Горсовет принял постановление об изготовлении предположенных к выпуску 112 тыс. знаков на сумму 200 тыс. руб., на что было ассигновано 15 904 руб.

Выпуск изготовленных расписок XОУ состоялся 26 июня 1919 г. Было выпущено 115 514 расписок по 1, 3 и 5 руб. на сумму 211 368 руб. На лицевой стороне имелась надпись в форме полукруга: «Харбинское общественное управление». Затем в виньетке из двух симметрично расположенных драконов было напечатано: «Расписка Городского совета. По предъявлении уплачивается в кассе Городского совета кредитными билетами». Внизу расписки находились подписи председателя Горсовета Тищенко и завфинотделом Усова. Предполагалось, что все подписи Тищенко должен был ставить лично, но технически это оказалось невыполнимым. Так что литографский способ спас обоих.

Настоящие расписки принимались городскими продовольственными лавками в уплату за продукты и обменивались в кассе Городского совета по предъявлении не менее 25 руб. по 1 июля 1920 г. Рынок и население Харбина охотно принимало знаки ХОУ, и они имели интенсивное обращение.

Изображенные на лицевой стороне расписки драконы дали основание горожанам назвать эти денежные знаки «собаками», каковое наименование стало и общеизвестным и общеупотребительным среди населения, особенно в разговорах с китайскими торговцами.

Впоследствии, 3 декабря 1920 г., все количество возвращенных к тому времени в кассу ХОУ для обмена бон было сожжено. Остальное количество, 92 724 расписки разных достоинств, осталось на руках у держателей, и на данный момент они являются интересным историческим артефактом деятельности русской администрации Харбина в коллекциях российских бонистов.

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ