2018-03-22T07:30:25+10:00 2018-03-22T07:30:25+10:00

Хождение в соцсети дается приморским политикам непросто

Почему все так уныло?

Региональные отделения партий в Приморье не понимают, как заставить Интернет и социальные сети работать в качестве политической площадки. В результате вместо новых сторонников новоявленные искатели интернет-популярности получают НИЧЕГО.

Во второй половине нулевых, когда политики и чиновники начали заводить свои первые странички в «Живом журнале», это казалось просто модным поветрием, далеким от большой политики. Страницы официальных лиц в Интернете выглядели забавными и неуместными и уж точно не были серьезным инструментом влияния. Чаще всего они становились источником бесконечных шуток для более продвинутой интернет-аудитории.

С тех пор прошло не так много времени, но сегодня наличие публичной страницы в соцсетях для более или менее серьезной фигуры в госструктуре, правящей партии или оппозиции — вещь обязательная. В первую очередь соцсети стали интересны тем, кто связан с выборами, — самим кандидатам и тем, кто на них работает. Открылось новое, неосвоенное пространство — с огромными возможностями, пока еще небольшими затратами, но и со своими правилами, которые ставят в неудобное положение тех, кто с ними не считается.

«Поворот к Интернету» в своей агитации партии объявили достаточно давно, но до последнего времени это было больше декларацией. «Потенциальные избиратели, за которых стоит бороться, — это нормальные «живые» люди, — пытается объяснить Юрий Коломейцев, директор Центра социальных инноваций «Черный куб». — Между тем в соцсетях сидят «хейтеры», у которых все вокруг плохо (гораздо реже — хорошо). Это люди, которые формируют свое представление об окружающем мире из того же Интернета. Как правило, они «против всех» и на выборы не ходят. В Америке их называют либералами».

Но именно соцсети «сделали» американские выборы 2016 г., и именно команда Трампа была удачливее в их использовании, разработав какие-то страшно эффективные алгоритмы таргетирования не просто ключевых штатов, а ключевых избирательных округов в этих штатах и определенных категорий избирателей (хотя еще про выборы 2008?г. Обамы против Маккейна говорили, что они стали большим шагом вперед в плане использования ресурсов соцсетей).

Соцсети создают множество возможностей для разных проектов, помимо создания личных аккаунтов, но пока назвать успешные примеры крайне сложно. Но и с личными аккаунтами у политиков в России пока не очень хорошо. У чиновников и депутатов, особенно от правящей партии, страницы в соцсетях на вид изготовлены как под копирку и максимально скучные. Встретился со спортсменами, провел совещание (что решили — непонятно), навестил совет ветеранов, ближе к выборам — провел встречу во дворе, собрал наказы избирателей, в лучшем случае решил кому-то проблему с водопроводом. Как правило, избиратели на эти страницы не очень-то заходят.

«Так сложилось, что упор в агитации производится на радио и телевидение, — говорит Юрий Коломейцев. — То, что есть в Интернете от приморской политики, — жалкие очаги. Причем партии «попилили» между собой социальные сети — коммунисты предпочитают «Фейсбук» и «Одноклассников», ЛДПР — «Вконтакте». Почему все так уныло? Партийцы, с одной стороны, не умеют работать в соцсетях, с другой — не являются яркими личностями, к которым хочется заглядывать на страницу».

Выбиваются из этого правила немногие. «Интернет — очень мощный инструмент, которым можно достучаться до каждого, — считает куратор молодежного крыла «Справедливой России» в Приморском крае Максим Ананьев. — Мы приглашаем людей через социальные сети на партийные акции, на митинги. На выборы, к сожалению, они не приходят, политика людям неинтересна. Посещают выборы бабушки, которые сидят на лавочках. Остается надеяться, что люди повзрослеют, столкнутся с проблемой устройства своих детей в детские сады, и тогда количество контактов и постов перерастет в качество».

Единственное региональное отделение политической партии в Приморье, которое имеет собственного штатного работника в соцсетях, — «Единая Россия». Специалист по социальным сетям исполнительного комитета регионального отделения «Единой России» Оксана Маргун объясняет: «Реготделение позиционирует себя в соцсетях через помощь самим избирателям. Люди активно интересуются такими вопросами, как получение земли многодетными семьями, финансовая помощь малоимущим, получение господдержки. Также мы привлекаем подписчиков, разыгрывая между ними билеты в цирк, пригласительные на хоккей».

Больше всего общается с «Единой Россией» через соцсети молодежь, несколько менее активны зрелые люди. По оценке Маргун, многие лица из руководства партии ведут работу в соцсетях. В большинстве случаев это посты в Instagram о том, «где были».

«Партийцы, с одной стороны, не умеют работать в соцсетях, с другой — не являются яркими личностями, к которым хочется заглядывать на страницу»

Плюсы присутствия в социальных сетях уже сейчас перекрывают минусы и риски, считают и в других политпартиях. «Среди активных пользователей Интернета сторонников компартии — значительное количество, — сообщил первый секретарь Приморского крайкома КПРФ Анатолий Долгачев. — К сожалению, для людей, которые кликают мышкой в нашу поддержку, оторваться от монитора и прийти с паспортом на избирательный участок — уже подвиг».

По оценке координатора Приморского регионального отделения ЛДПР Василия Васильева, «если сегодня работа в Интернете — не главный инструмент агитации, то завтра точно таковым станет. Для себя мы видим пользу в распространении информации в Интернете. ЛДПР — партия молодых. Молодежь не читает печатных газет, не смотрит телевизор, она получает информацию из Сети. С другой стороны, на выборы молодые избиратели ходят плохо».

«У нерядовых членов ЛДПР есть личные страницы в Интернете, как правило, аккаунты в основных соц­сетях. Ведется работа не только в социальных сетях, но и, допустим, в пабликах, таких как «Пикабу», «Яплакал», — говорит Василий Васильев.

«Специальной страницы в соцсетях региональное отделение не имеет, — указывает Анатолий Долгачев. — Вместе с тем краевые и городские депутаты — коммунисты ведут собственные страницы, в основном в «Фейсбуке». Лично я общаюсь через страницу «Вконтакте», ко мне обращаются с вопросами, договариваюсь о встречах».

Соцсети и Интернет в целом пока не могут быть основным инструментом ведения кампании и еще несколько лет не смогут. Однако тренд на использование Сети для достижения политических целей, а не только для личных нужд, уже наметился и будет только усиливаться. Пока же даже приморские либерал-демократы борьбы с оппонентами там не ведут. «Негативных комментариев на наши сообщения практически не бывает, а с ботами бороться бесполезно», — говорит Василий Васильев.

Оксана Маргун: «В ходе нынешней президентской кампании каких-то особенных негативных комментариев в адрес «Единой России» не отметила».

Максим Ананьев считает, что представители разных партий в Приморском крае «находят общие интересы и, скорее, не враждуют, а делятся информацией». Однако, по словам Анатолия Долгачева, сейчас в целях противодействия коммунистам в Приморском крае работает некая «группа троллей из 12 человек, которые активно комментируют наши выступления в Интернете с негативным оттенком».

Эксперты уверены: если раньше заказчики считали, что интернет-пользователи и люди, которые ходят на выборы, — это непересекающиеся аудитории, то рано или поздно все профессиональные избирательные кампании, которые ведутся с целью победить, так или иначе будут включать агитацию в Интернете.

Константин СЕРГЕЕВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ