Федеральная таможенная служба опубликовала декларацию своих целей и задач на 2018 г. Этому предшествовал опрос среди участников внешнеэкономической деятельности на предмет того, какие шаги от ФТС они хотели бы увидеть в этом году: таможня сама просила. А потом взяла и выкинула в корзину то, что аккумулировало для нее бизнес-сообщество, сообщает KONKURENT со ссылкой на ПРОВЭД.
Идеи улучшать администрирование для повышения транзитного потенциала РФ, внедрять такие сервисы, с которыми не нужно будет «ходить ногами» в таможню, создать, наконец, единое окно, снизить административную нагрузку, перенести таможенный контроль на этап после выпуска для добросовестных участников ВЭД и прочие необходимые бизнесу вещи остались вне поля внимания ФТС.
Уговорить ФТС поменять формулировки своих задач у бизнес-сообщества тоже не получилось. Предлагали, например, «обеспечение полноты, своевременности и правомерности взимания таможенных платежей» заменить на «снижение рисков, связанных с полнотой, правомерностью и своевременностью взимания таможенных платежей, до установленного уровня», ведь «полнота» – понятие растяжимое. Но ФТС и так нравится − с растяжимыми и только ей одной известными понятиями.
Благодаря нечеловеческим усилиям ФТС намерена увеличить долю таможенных платежей в общей сумме таможенных платежей, дополнительно исчисленных по результатам таможенного контроля, до 75%. И никакие доводы бизнеса о том, что, например, лишь каждая четвертая декларация таким образом не будет подвергаться корректировке, не заставили таможенников пересмотреть свои планы.
ФТС считает, что, выполнив некоторые маневры для совершенствования таможенного администрирования, она заслужит одобрение 84% всех работающих в России участников ВЭД. И хоть большинство участников опроса скептично настроены к чаяниям таможни, там снижать свой градус оптимизма не намерены. При этом отдельной задачей идет формирование позитивного имиджа таможенных органов. Правда, установлена она в рамках плана повысить долю электронных деклараций, зарегистрированных в ЦЭД, как минимум до 30%, а долю ЦЭДов, расположенных на государственных площадях, — до 80%.
В рамках цели «Совершенствование таможенного администрирования» ФТС поставила себе две задачи: сокращение сроков совершения операций и упрощение порядка осуществления таможенных процедур и повышение эффективности и качества таможенного контроля. Описала и инструменты, которые помогут эти задачи выполнить. И хотя 50% участвовавших в опросе респондентов обозначили иные моменты, на которые нужно обратить внимание (что повышение эффективности, например, перечеркивает возможность ускорения оформления, что выпадают сплошные досмотры с применением ИДК, что походы к правоприменению в России, а уж тем более в ЕАЭС, разнятся, и нужно бы их делать едиными и пр.), в декларации не изменилось ни одно слово.
В конечный вариант документа добавился пункт «Обеспечение экономической безопасности РФ». Разложенная на задачи, эта цель вызывает тревогу. Например, одна из задач − доведение до 87% доли дел об АП, по которым вынесены постановления о назначении наказания (не считая закончившиеся обжалованием или опротестованием), в общем количестве дел об АП.
А «доля уголовных дел, выявленных оперативными подразделениями таможенных органов по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей и борьбы с особо опасными видами контрабанды, по которым осуществлено доначисление таможенных платежей либо изъяты предметы преступления (контрабанды), в общем количестве уголовных дел, выявленных оперативными подразделениями таможенных органов, — не менее 39%».