2018-03-29T07:14:48+10:00 2018-03-29T07:14:48+10:00

Лучше, чем консервы

На что будут делать ставки приморские рыбопереработчики

Пресервы — продукт с отменными вкусовыми качествами, более простой и дешевый в производстве, чем консервы, а добыча сардины иваси, впервые возобновившаяся спустя 25 лет, открывает новые возможности для этого рынка. Производители готовы наращивать мощности и расширять линейку продукции. Совсем скоро местные товары пополнят пресервную группу в широкой рознице.

Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края: «Сегодня у приморских рыбопереработчиков сложилась уникальная возможность значительно расширить рынок пресервов, потому что рыбная отрасль Дальнего Востока переживает новую веху своей истории — к нашим берегам вернулся такой перспективный объект промысла, как сардина иваси. Наверное, любой, кто в сознательном возрасте застал Советский Союз, помнит большие «26-е» банки с этой вкуснейшей рыбой. В России и на постсоветском пространстве нет такого уголка, где не продавалась бы «Дальневосточная сардина иваси», и сейчас наша задача — возобновить производство. На мой взгляд, рынок пресервов в Приморье, особенно из иваси, имеет серьезные перспективы роста».

Как показал мониторинг, приморские рыбопереработчики готовы наращивать объемы за счет пресервной группы товаров. «В ближайшее время запустим новые цеха и расширим ассортимент пресервов», — сообщили в компании «Рыбный мир».

«Наше предприятие планирует открыть линию по производству пресервов. Направление перспективное. Скумбрия, сардина иваси, сельдь тихоокеанская — основные объекты промысла, которые будем использовать в качестве сырья. Также в планах — выпускать продукцию салатной группы из морской капусты с добавлением кальмара и кукумарии», — рассказал Сергей Суханов, специалист по организации промысла рыбокомбината «Островной».

Сейчас местный производитель только присматривается к сардине иваси — рыбе довольно непростой, что в промысле, что в производстве (только кошельковый невод для ее вылова стоит не менее 30 млн руб.), но, так или иначе, большинство рыбопереработчиков связывают с ней свои дальнейшие планы.

Маргарита Грандовская, генеральный директор ООО «МТП»: «Дело в том, что иваси — рыба очень деликатная, жирная и нежная, поэтому требует более тонкого подхода, чем обычная тихоокеанская сельдь, к которой мы привыкли. Если производить пресервы из собственного свежевыловленного сырья — это другое качество и другой выход продукции, в то время как у тех производителей, кто закупает сырье — больше сложностей в производстве, ведь иваси приходит к ним замороженной, и нужно быть полностью уверенным в качестве поставок. Но, конечно, мы будем пробовать осваивать это направление. Небольшим предприятиям, с одной стороны, сложнее, с другой — у них больше возможностей для маневров, ведь всегда можно изготовить пробную партию».

Планирует производить пресервы из иваси и компания «Акватехнологии», которая на сегодняшний день выпускает порядка 20 видов продукции в этом сегменте, главным образом — из сельди, минтая, морской капусты. «Пока добыча иваси сосредоточена вокруг Курил и Сахалина. Когда сардина подойдет к нашим берегам, будем ловить и делать из нее пресервы», — сообщил директор предприятия Сергей Слепченко.

Если посмотреть на товары пресервной группы в розничных продажах, нельзя не заметить, что в основном ее формирует местный производитель. «На наших полках 95% пресервов — местного производства», — рассказал Константин Куцерубов, директор по рознице сети гипермаркетов «Реми».

При этом за последние годы предложение все больше уходит в бюджетный сегмент. Сельдь тихоокеанская по 85 руб. за баночку, «матье» по 76 руб., филе минтая и сайра лидируют в покупательских предпочтениях, тогда как спрос на пресервы деликатесной группы резко упал с началом кризиса.

«Наша обычная сельдь верховодит в массовом сегменте. Все, что «дальше» красной рыбы, продается уже тяжело. Благосостояние населения не крепнет», — отмечает Андрей Солониченко, исполнительный директор ООО «Шамса-Маркет».

Мидии, креветки, морские коктейли в масле стоимостью 200 руб. за 200 граммов сегодня выпускают лишь немногие приморские производители. «Дальпико-Рыбсервис» и ООО «МТП» — пожалуй, основные игроки на этом поле. Но сегодня и они вынуждены сокращать объемы дорогостоящей продукции в пользу более бюджетных направлений.

«Спрос на товары деликатесной группы падает, — говорит Маргарита Грандовская. — Конечно, мы по-прежнему производим деликатесную линейку, но она достаточно небольшая. Бюджетная селедочная, капустная группа, пресервы из минтая — основа нашего производства».

В более выгодных условиях находятся те компании, кто ведет собственную добычу. Что касается цен на сырье, то, по словам рыбодобытчиков, хотя они и колеблются, об устойчивой тенденции роста говорить нельзя, а некоторые позиции даже подешевели.

Евгений Карпов, директор компании «Камчатский меридиан»: «Селедка сегодня стоит 34 рубля за килограмм — это на 50% меньше, чем год назад. Цены на лососевые третий год подряд стабильны, хотя здесь многое зависит от качества мяса и других факторов. Горбуша — на одном уровне. Разве что нерка за последние два года подорожала процентов на десять. Тем не менее у изготовителей пресервов есть основания говорить о дорогом производстве, ведь выход продукции маленький. К тому же предприятия обычно закупают сырье сразу на год вперед. И далеко не все из них имеют достаточно средств, чтобы напрямую работать с производителем или его официальными представителями.

Многие вынуждены обращаться к посредникам, потому что не хватает денег. С торговыми сетями они работают «в отсрочку», а отсрочка — от 45 до 90 дней. Все это время товар лежит на прилавке, и пока его не раскупят, компания не имеет возможности получить свои средства».

Рынок пресервов также тормозят дорогая аренда, стоимость электроэнергии и жесткие требования ХАССП, которым с 2017?г. должно соответствовать каждое перерабатывающее предприятие. Однако вместе с тем пресервы считаются выгодным направлением.

Игорь Камальтдинов, заведующий производством «Охотское»: «Во-первых, это уже обработанная продукция, готовая к употреблению, что важно для потребителя. Во-вторых, по сравнению с просто разделанной и замороженной рыбой сроки и условия хранения у нее значительно выгоднее для производителя, а значит, можно привлекать большее количество контрагентов, эффективнее заходить в сети, тем более что на сегодняшний день все крупные магазины обеспечены соответствующими морозильными мощностями. То есть оборот продукции упрощен. В-третьих, производство пресервов могут позволить себе небольшие компании. Для этого не нужны гигантское количество электричества или какие-то «сумасшедшие» технологические условия».

Сергей Суханов отмечает, что линия консервного производства с небольшими доработками может выполнять функционал и пресервного. В то же время сроки годности пресервов составляют порядка 6–7 месяцев, тогда как у консервов они доходят до двух лет и более. Отсюда сложности с реализацией — товар, который испортится через полгода, требует хорошо налаженных каналов сбыта. Зато пресервы более просты в производстве.

Игорь Камальтдинов: «Изготовление консервов подразумевает разделку рыбы и автоматическую набивку банки, которая затем помещается в автоклав, где доводится до определенной температуры, после чего происходит стерилизация продукта. Цикл производства пресервов — другой. Первый вариант — продукция сначала просаливается и затем помещается в банку. Сардины иваси, скажем, обычно просто выпускают в соляной заливке, обычная сельдь требует добавления масла, лосось — это однозначно масляная заливка плюс продукт, кроме того что подсолен, еще и подкопчен. Главное отличие — пресервы не подвергаются температурной обработке, грубо говоря, их можно «делать на коленке».

Причем оборудование для производства пресервов значительно дешевле, чем для консервирования, а требования к таре — минимальны. Никакого вакуумирования, банка просто закрывается».

Игорь Камальтдинов считает товары пресервной группы перспективным направлением на приморском рынке и выражает мнение, что оно могло бы развиваться гораздо активнее, если бы не инерционность мышления. Причем эта инерционность присуща как производителям, так и потребителям, а также крупному ретейлу, где до относительно недавнего времени возникали проблемы с хранением деликатной продукции.

Геннадий Мартынов: «Торговые сети, в свою очередь, должны с пониманием относиться к товару, который выставляют на полки, соблюдать условия температурного режима, потому что, к сожалению, были прецеденты, когда наши крупные рыбопромышленники поставляли в розницу пресервы отменного качества, а там их по незнанию или халатности ставили рядом с обычными консервами. В результате вся эта продукция пропадала».

Как сообщают ретейлеры, розница готова обеспечить надлежащие условия хранения пресервов. «Модернизация холодильников «на минус» проходит во всех сетях. Года четыре назад проблема стояла достаточно остро, но с тех пор была проведена серьезная работа», — говорит Андрей Солониченко. Более сложный вопрос связан с инертностью потребителя, который в большинстве своем не может точно сказать, чем пресервы отличаются от консервов, и делает выбор в пользу бюджетных продуктов повседневного спроса. Баночка «матье» или салат из морской капусты с кукумарией нечасто появляются в среднестатистической продуктовой корзине. Учитывая достаточно низкую культуру потребления товаров пресервной группы, сложно сказать, готов ли покупатель вносить свой весомый вклад в развитие этого рынка, и обретет ли иваси былую популярность в Приморье, но эксперты и производители настроены оптимистично. «Рынку есть куда развиваться», — считают они.

Юлия ПИВНЕНКО, фото автора

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ