Суть одной реформы может свестись к созданию пунктов обмена валюты при портах

Что произойдет, если стивидоры начнут рассчитываться в рублях
фото KONKURENT | Суть одной реформы может свестись к созданию пунктов обмена валюты при портах
фото KONKURENT

Правительство России внесло в Госдуму законопроект, запрещающий устанавливать цены в иностранной валюте на услуги в российских морских портах. Как считают специалисты, особой опасности для доходов стивидоров закон не несет. Вместе с тем не исключено, что ликвидация сложившегося десятилетиями механизма взаиморасчетов осложнит жизнь участникам ВЭД.

Проект ФЗ «О морских портах в РФ» подготовлен Минфином во исполнение поручения президента России. Законопроект направлен на исключение возможности установления цен на услуги, оказываемые в морских портах РФ, в иностранной валюте или условных единицах. В связи с негативными изменениями курса национальной валюты это приводит к значительному росту стоимости таких услуг для российских юридических лиц. Согласно вносимому законопроекту цены, тарифы, расценки, ставки на услуги в морском порту должны быть выражены в рублях.

Тарифы портовых услуг по обработке грузов традиционно назначаются в долларах США и с 2014 г. практически не изменились. Но рост курса доллара к рублю в 2014–2015 гг. существенно повысил маржинальность портового бизнеса, что подтолкнуло стивидорные компании к борьбе за грузы в условиях конкуренции с российскими и зарубежными портами.

В правительстве уверены, что принятие законопроекта позволит снизить издержки российских юридических лиц, связанные с транспортировкой грузов морским транспортом.

Как отмечает руководитель отдела продаж ООО «Профит Транс» Вадим Воложанин, нынешний законопроект — логическое продолжение линии на отказ от валютных расчетов, который начался три года назад.

«Порты — международные организации, многие в последние годы покупали крановое оборудование, производили реконструкцию за валюту, порты отчитываются перед иностранными акционерами. Из-за чего для них удобны валютные тарифы, — отмечает Вадим Воложанин. — Но в 2015 г. все порты «взяли под козырек» и выполнили распоряжение президента о переходе на рублевые расчеты, закрыв валютные счета. При этом вести расчетную деятельность, составлять коммерческие предложения в условных единицах (долларовом эквиваленте) никто не запрещает. Чем порты пользуются, как правило, на часть услуг. Допустим, в Восточном порту расчеты за хранение, перемещение грузов рассчитываются в условных единицах. А то, что не покупается за рубежом, допустим, пломбы, устанавливается за рубли».

На конкурентном рынке

Многие приморские стивидоры, к которым обращался корр. «К», отказались давать дальнейший расклад. По словам члена совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Дениса Сарана, около 65% тарифов и расчетов предприятия с контрагентами приходится на рубли, 35% — на доллары. Как правило, в валюте рассчитываются нерезиденты РФ.

«Производим расчеты так, как удобно клиентам, — говорит Денис Сарана. — Например, контейнерные линии или экспортеры пострадали бы от рублевых тарифов в 2016 г., ведь произошло укрепление рубля на 17%. Что касается тарифов для рыбаков, они всегда были рублевые. Как в банках, так и в производственных предприятиях, таких как порты, необходима сбалансированная валютная позиция — чтобы валютные риски не влияли на экономическую устойчивость. Если у вас есть долларовые займы, то хотя бы частично нужны долларовые тарифы. ВМРП займов в иностранной валюте не имеет, поскольку даже импортную технику покупает за рубли (и за рублевые кредиты).

Курс фиксируется в момент приобретения. Поэтому для расчетов по своим долговым обязательствам нам валютные тарифы не нужны. Есть нюансы с лизингом в валюте, но они незначительны, на общую картину не влияют».

То есть на сегодняшний день порты предпочитают работать в «комбинированном режиме», гибко (или не очень) сочетая рублевые и долларовые тарифы, часто практикуя расчеты с использованием у. е. Причем, по мнению Вадима Воложанина, «в нынешней экономической ситуации порты, производящие расчеты в валюте, проигрывают конкуренцию тем, которые продают услуги за рубли». Заместитель генерального директора по НИОКР ОАО «ДНИИМФ» Евгений Новосельцев считает, что наличие договоров в валюте позволяет порту вести более гибкую тарифную политику.

Андрей Скрицкий, генеральный директор ГК «Альфа Импорт»: «Экспедиторские компании и конечные клиенты положительно отнесутся к переходу на рублевые тарифы на услуги стивидорных компаний. Тарификация в портах упростит расчеты между портами и их клиентами. При применении рублевых цен все участники транспортной цепочки заранее могут более точно просчитать свои расходы и доходы».

Риски и потери

Что произойдет, когда у стивидоров не останется других вариантов, кроме рубля? В большинстве своем эксперты считают — ничего страшного.

Так, генеральный директор Infranews Алексей Безбородов напоминает, что «рубль — свободно конвертируемая валюта», и считает, что «стивидоры не потеряют в доходах», а наоборот — немного выиграют. «В принципе, сейчас особых рисков нет, рубль стабилен, перевалка растет», — указал эксперт.

«Как правило, стоимость стивидорных или терминальных услуг входит в общую контрактную стоимость конкретного товара, который поставляется на условиях доставки от склада продавца до терминала получателя, — указывает генеральный директор управляющей компании «Беркут» Виктор Покотилов. — Следуя логике авторов законопроекта, стоимость экспортируемого товара или импортируемого тоже надо устанавливать в рублях? Это невозможно. Стоимость транспортно-логистических услуг указывается, конечно, в рублях, но привязана к валютному эквиваленту по курсу ЦБ на день оказания определенных услуг. Что гарантирует стабильность расчетной нормы доходности контракта как для продавца, так и покупателя. На мой взгляд, внесение изменений в сложившуюся практику формирования стоимости услуг терминалов, и не только портовых, принесет негативные последствия».

Как считает Виктор Покотилов, «наибольшие проблемы будут у экспедиторских компаний, которые оказывают услуги по всей транспортно-логистической цепочке — от порта, к плате за фрахт, к порту за рубежом, где валютные расчеты неизбежны. Для начала они запутаются с налогами, а учитывая колебания курса, это будет несложно. Желание государства перевести всех нас на рублевую оплату, наверное, связано с избытком долларов в России».

По словам Евгения Новосельцева, непонятно, каким образом с переходом на рублевые тарифы будут производиться расчеты между экспедиторами и портами.

«Не вижу смысла в принудительном переводе тарифов, ведь портовые услуги — высококонкурентный рынок, стоимость услуг не зависит от валюты, — говорит Денис Сарана. — Тарифы и ставки — дело рынка и договора сторон. Например, что лучше для клиента — заплатить $200 за контейнер или 15 тыс. рублей?»

По мнению Дениса Сарана, нужно думать «не о валюте тарифов, а о деловом климате, доступности капитала, снижении рисков в экономике и в стране. Соотношение «цена — качество» касательно стоимости портовых услуг обеспечивают исключительно конкуренция, эффективность, снижение издержек и снятие административных барьеров».

А вот глава российской ФАС Игорь Артемьев считает, что расчеты в рублях приведут к тому, что иностранцы вынуждены будут покупать российскую валюту, — о чем написал письмо президенту летом прошлого года. В чем якобы заинтересован Центробанк России, поскольку это «позволит развивать финансовую инфраструктуру и делать финансовые центры». Проблема в том, напоминают приморские эксперты, что во внешней торговле, к примеру, с Китаем, доллар в идеале миновать можно. Однако Россия до сих пор торгует с Европой в долларах. Так что в итоге вся суть реформы может свестись к созданию пунктов обмена валюты при портах.

Комментарии (1)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
LVBNHBQ | Отправлено: 11 апреля 2018, 11:10
А НЕ ПРОЩЕ ПРАВИТЕЛЬСТВУ НАЧАТЬ С СЕБЯ-БРАТЬ ПОШЛИНУ В РУБЛЯХ БЕЗ ПРИВЯЗКИ К ДОЛЛАРУ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ