Сергей Никифоров: «Рынок автотоваров на сегодня неисчерпаем»

Директор российской компании с японским уклоном о начале бизнеса, традициях и корпоративном гимне
Из личного архива героя публикации | «Рынок автотоваров на сегодня неисчерпаем»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Никифоров Сергей Геннадьевич, 33 года. Родился в Перми в семье военного инженера. После восьмилетки отправился в Одессу и поступил в мореходную школу. Отслужив в армии, поступил на инженерный факультет Одесского технологического института. Через год расстался с вузом и отправился на Север, где работал три года, сначала грузчиком, потом — сопровождающим грузов.
В конце 80-х годов оказался во Владивостоке, решил здесь обосноваться. Занимался преподаванием популярных в те годы восточных единоборств, затем создал фирму Bushi, генеральным директором которой и является по сей день.

Сергей Никифоров любит путешествовать, но не берет отпусков. Говорит, что отдыхает от рутины в командировках. Это свойственно японцам, с которыми работает его компания.

— Японцы — наши основные деловые партнеры. Если, к примеру, взять типичный японский магазин, торгующий аксессуарами и принадлежностями для машин и перенести его сюда, то в России его эффективность будет ниже. Мы сегодня имеем оборот в два—три раза больший, чем аналогичный магазин в Японии. Во-первых, сказывается то, что рынок здесь не перенасыщен, а во-вторых, мы учитываем особенности российского менталитета. Как известно, он не приемлет какого-то постоянства, как правило, спрос на любой товар в России проходит периоды подъема и спада. Как только волна интереса прошла, значит, надо срочно подавать что-нибудь новенькое. Хотя бы в форме подачи товара изменения надо провести.

— Необычное для российского уха название «Буси» наталкивает на мысль, что ваша компания — совместное росийско-японское предприятие. А как обстоят дела на самом деле?

— «Буси» — чисто российская фирма. Несколько странное название происходит от того, что свою коммерческую деятельность мы начинали с изготовления экипировки для восточных единоборств.

Все началось с трех человек и 130 рублей. По тем временам, восемь лет назад, это было что-то около $10. Сегодня мы имеем более $1 миллиона среднемесячного оборота.

В то время мы сами серьезно занимались восточными единоборствами и когда начали набирать и обучать группы, то столкнулись с проблемой: не было экипировки. Когда карате разрешили, возник настоящий бум, им начали заниматься все кому не лень. А соответствующей экипировки, даже простейшей, не было, не говоря уже о защитных шлемах, перчатках и тому подобных вещах.

Мы изготовили несколько комплектов для своих групп, об этом узнали другие, мы сделали все необходимое и для них. Пошли заказы. Дело начало расти как снежный ком, пришлось подключить одного надомника, другого, и в конце концов образовалась целая сеть. Затем мы создали несколько цехов, и пару лет спустя нас уже знали от Владивостока до Питера.

— Почему все-таки «Буси»?

— Слово «буси» в японском языке имеет много значений. Это «воин», «самурай». Буси-до — кодекс самурайской чести. Выбирая для себя такое название, мы хотели показать, что работаем в области близкой боевым восточным искусствам. Кроме того, сама по себе каллиграфия иероглифа «буси» очень красива.

И, когда три года назад мы начали работать с автотоварами, название решили не менять. Как оказалось, нас уже многие знают под этим именем. Сегодня у нас два основных направления, в которых идет постоянная работа: производство спортивной экипировки и торговля автотоварами. Помимо этого фирма также занимается косметикой, парфюмерией, канцтоварами. В ближайшее время планируем открыть огромный магазин-супермаркет, в котором будет представлено свыше тридцати видов товарных групп, более ста тысяч всевозможных товаров.

Что касается автотоваров, это на сегодняшний день неисчерпаемый рынок, здесь еще очень многое можно сделать. Достаточно лишь сказать, что всего за три года работы в этом направлении мы увеличили ассортимент магазина от 150 до 50 тысяч наименований. Диапазон — от наклеек до колес и дуг для джипов. Но основной упор мы сегодня делаем на поставки запчастей из Японии. Кроме того, мы занимаемся и так называемой автохимией.

Ориентироваться с самого начала решили на Японию. Хотя это достаточно консервативная страна, и найти там деловых партнеров иногда бывает не очень просто. Случалось даже такое: мы звоним в какую-нибудь фирму, а они, услышав, что мы из России, кладут трубку. Тогда мы поехали в Японию и обошли десятки потенциальных поставщиков, прежде чем нашли тех, первых, которые готовы были с нами работать. Сегодня проще — поиск новых партнеров в любой точке мира занимает всего несколько часов.

— Доска приказов и распоряжений может немало рассказать о фирме и стиле работы ее руководства. На вашей доске я заметил объявление о конкурсе на лучший гимн компании. Это шутка?

— Нет, вполне серьезно. Во всем мире серьезные фирмы считают необходимым иметь собственный гимн. Для поддержания корпоративного духа, чтобы люди лучше чувствовали, что все они — одна большая команда.

Мы решили, что нам нужна песня, которую наши сотрудники, а их сегодня более двухсот человек, могли бы петь в походах, на пикниках, спортивных соревнованиях и даже перед началом рабочего дня.

У нас сложилась масса традиций. У нас заведено так, что в течение недели каждый работник должен либо получить материальное поощрение, либо должно быть проведено удержание из зарплаты. Введены надбавки также и за ведение здорового образа жизни. Если человек не курит, не пьет, занимается спортом, то за это он получает соответствующую прибавку к жалованью. Если курит — у него удерживают из зарплаты.

— Это правило распространяется на генерального директора? (Мой собеседник подносит зажигалку к уже не первой за этот час сигарете — Прим. авт.)

— Естественно. В фирме правила обязательны для всех. Только так можно поддерживать корпоративный дух.

— Все большее число российских компаний стало уделять пристальное внимание так называемому внутреннему менеджменту. Есть ли какие-нибудь основополагающие правила, которых придерживаются в «Буси»?

— Мне трудно сформулировать с ходу что-то подобное. Конечно, правила есть, их довольно много. Но если попытаться выразить основу фирмы в нескольких словах, то они будут, видимо, такими: «Исполнительность. Инициатива. Способность и потребность учиться». Причем инициатива стоит на втором месте потому, что сотрудники, особенно на первых этапах работы в компании, должны выполнять любые распоряжения руководства, даже если они могут показаться верхом абсурда.

— Управление фирмой исходит от вас единолично?

— Один человек не может охватить все звенья того сложного механизма, которым фирма является на сегодняшний день. Управление осуществляется целой командой, работающей уже довольно давно и доказавшей свою способность эффективно управлять делом. Кроме того, у нас еженедельно проводятся собрания, на которых любой работник может сказать все, что считает нужным. В том числе и в адрес руководства. Единственное условие — критика должна быть деловой, с конкретными предложениями. Все хорошие идеи вознаграждаются.

Одну из идей, родившихся во время такого собрания, мы сейчас реализуем. Сегодня идет подготовка к закупке технологических линий, которые позволят нам производить не только экипировку для восточных единоборств, но и многое другое, необходимое в иных видах спорта, в частности водных. Есть идея вплотную заняться модными сегодня роликовыми коньками. Причем мы не намерены ограничиваться лишь торговлей и собираемся также открыть две— три площадки, специально приспособленные для катания на роликах и на скейтах.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ