Чем отличается «Крым наш» от Крыма трехлетней давности

Приморский бизнесмен оценил социальный и экономический антураж полуострова
предоставлено А. Комиссаровым | Чем отличается «Крым наш» от Крыма трехлетней давности
предоставлено А. Комиссаровым

Чем отличается «Крым наш» от Крыма трехлетней давности, рассказывает резидент свободного порта Владивосток, директор по развитию GreenSun Technologies Алексей Комиссаров:

— Впервые я был в Крыму в 2015?г., в апреле этого года поехал во второй раз. Разница между тем заездом и этим космическая. В свое время я много полетал по России и всегда оценивал, да и продолжаю оценивать текущее экономическое положение и перспективность региона таким способом: выхожу на оживленную дорогу и просто смотрю, какие машины едут мимо меня. Оцениваю два критерия: плотность и качество трафика. Для меня это достаточно репрезентативная формула. Почему машины? Потому что первое, о чем люди думают, когда немного заработают, — не об инвестициях, а об улучшении своего качества жизни. Как правило, если вопрос крыши над головой решен, то первое, что они начинают покупать, это автомобили. Это нормальное мышление бедного. Я себя, кстати, к таким же отношу.

К примеру, мы все прекрасно знаем, какие машины ездят по Владивостоку. Так вот, приехав в Крым три года назад, я вышел на заправке и испытал шок, увидев весь советский автопром, который только можно вспомнить. Это было похоже на антураж к нашим советским фильмам. На заправке стояли одна-две нормальные машины, и то это были наши.

Но в этом году я был реально поражен обилием на дорогах Крыма Mercedes, BMW, новых машин — очень нормальный трафик очень достойных автомобилей. Чьи это автомобили — крымчан, которые там остались, или это автомобили приезжих москвичей, которые там активно сейчас занимаются экспансией? И то и другое.

У меня есть знакомый крымчанин, который три года назад продавал на рынке рыбу. То есть, грубо говоря, он выходил в море, нырял, стрелял из ружья рыбу и продавал ее на рынке. А в этом году человек уже взял себе Lexus, у него есть квартира и строится дом. Вот какие изменения происходят, когда в регион вливаются сумасшедшими темпами федеральные деньги и частные инвестиции, — люди покупают землю и виноградники. Стройка растет просто колоссальными темпами — идет малоэтажное строительство. Что-то невероятное. Конечно, когда появляется столько денег, растет благосостояние местных жителей. Так что первое отличие нового Крыма — хорошие машины на дорогах.

Второе отличие: наконец-то появился эквайринг — безналичный расчет с помощью банковской карты. В ресторанах теперь можно оплатить услугу картой. Бесконтактной оплаты, кстати, пока нигде в Крыму нет. Я уже не говорю про Apple Pay или Android Pay, когда ты платишь с помощью телефона или часов. Этого тоже пока нет. Но уже можно оплатить картой. Потому что три года назад я приехал с картой, на меня все так посмотрели: «Ну, удачи тебе, брат!» Ни снять деньги (не было банков), ни оплатить нельзя. Тогда нужно было приезжать только с наличкой. В очень редких местах можно было снять деньги. Сейчас с этим проблем нет.

Крым — это Владик в августе

На самом деле своим рельефом Крым очень похож на Владик — те же сопки, подъемы и спуски. Что касается климата, то Крым — это Владивосток с лучшей стороны, когда в наш короткий летний период в августе дует теплый ветерок и светит солнце. Поэтому для меня Крым притягательный, как будто родной город. Но в Крыму теплый сезон не только в августе, а, условно говоря, с мая по октябрь. И зима точно такая же теплая. Конечно, в этом плане регион достаточно приятный. И если откуда-то из Владика переезжать и ориентироваться на климат, то это, конечно, не Питер и не Москва, потому что там можно умереть — я точно знаю.

И три года назад, и сейчас я был в Крыму для решения деловых вопросов — для моего проекта GreenSun Technologies этот регион очень интересен, потому что там достаточно много солнца, климат достаточно щадящий, большие проблемы с газификацией (где есть газ, там он есть, а где нет — там не известно, сколько его еще не будет). Там есть регионы, где нет ни газа, ни света, ни воды, и люди там как-то выживают — чаще всего это виноградники, где, безусловно, нужно электричество — существует высокая актуальность альтернативной энергетики. Крым вообще славится своими полями солнечных панелей.

Масштаб Вселенной

Был один момент: мы ехали по какому-то каньону, между отвесными идеально ровными скалами высотой в 30-этажные дома. И в один момент я вдруг понимаю, что раньше здесь была какая-то река, и над местом, где мы едем, была огромная толща воды. Это, конечно, очень круто. Ты понимаешь, насколько это было давно, и насколько ты мал в масштабах Земли, и насколько твой жизненный срок ограничен.

Если посмотреть на карту, весь Крым в таких каньонах — можно видеть эти прорези. Отвесные скалы почти везде. И на побережье вертикальные отвесные скалы уходят вниз, в море. Очевидно, что их намывало тысячелетиями и они так сформировались. Либо там прошел айсберг, который все так стесал одним махом. Причем ты внезапно видишь это в масштабах Вселенной.

Изменились ли люди благодаря роскошной природе? Нет. Они не мнят себя небожителями: типа, мы на древней земле. Все мы на древней земле. Только у них одна древность, а у нас другая.

Крымчане и бизнес

С точки зрения HR, если в Крыму заниматься каким-то бизнесом, то больших усилий стоит найти себе толковых сотрудников. Проблема в том, что все, кто мог, уже сделали что-то свое, запустили какие-то проекты либо уехали из Крыма.

Я общался с предпринимателями — реально очень большая проблема с кадрами, которая, скорее всего, будет решена только через 5–10 лет. Сегодня в Крым идет активная экспансия, но она притормаживается тем, что бизнесмен в Москве, к примеру, хочет открыть филиал в Крыму, а людей нет. Ты можешь вложить сколько угодно в филиал, но там некому работать. Ему нужно будет их учить, воспитывать. Или, как в моем случае, просто перевозить туда свою команду. Потом возвращаешь сотрудников обратно, но, если кто захочет — остается жить там. Варианты есть.

Есть такое выражение в обиходе у приезжих, и я был ему удивлен: «Крым-стайл». Это значит, что люди вообще не понимают, что такое сервис, его там в принципе нет, от слова «совсем». Отсутствие сервиса — это такая специфика российских туристических регионов: там, где он нужен, его нет.

Зачем ехать

Ради чего стоит поехать в Крым? Почувствовать себя жалкой букашкой в этой огромной Вселенной. Там реально хороший климат, там неплохие вина (если места винодельные знать), там фрукты, овощи, свежая рыба, яхтинг, дайвинг, подводная охота. Мне повезло, что мои крымские товарищи этим занимаются и предоставили все необходимое оборудование. Природа очень крутая. Масштабы просто поражают. Ты поднимаешься на какой-то виноградник, на высоченную сопку, смотришь вдаль и видишь, как горизонт далеко-далеко сливается с небом. И ты понимаешь, какой он огромный и сколько там производится вина.

Там нет глобальной застройки, и Крым очень зеленый, лесной. Поэтому туда от своего отвратительного климата убегают москвичи — многие хотят получить какой-то домик в Крыму для отдыха. Впрочем, эта тенденция сформировалась издревле — Ялта, Симферополь, Феодосия всегда были курортами для восстановления здоровья.

Думал ли я о переезде в Крым? На самом деле это сложный вопрос. Потому что много работы проделано во Владивостоке. Все здесь бросить, побежать? Зачем тогда я девять лет здесь что-то строил? Огромные плюсы маленького города в том, что тут все друг друга знают, и если ты в нем что-то пытаешься сделать, не сидишь на одном месте, а находишься постоянно в движении, двигаешь какие-то проекты, то через 5–10 лет ты знаешь всех во всех областях, во всех отраслях, и тебе здесь практически любой вопрос достаточно легко решить.

Хотя Крым на самом деле такой же. Я вот приезжал сейчас и завел там очень много знакомств в разных эшелонах власти, в малом и крупном бизнесе. Достаточно быстро все приобретается… Но все равно я еще не получил ответа на этот вопрос: готов ли я поменять Владивосток на Крым?..

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ