Гостайна уволит приморских мэров

pixabay.com | Гостайна уволит приморских мэров
pixabay.com

Комитет по региональной политике и законности Заксобрания Приморья рекомендовал краевому парламенту принять инициативы по внесению изменений в два федеральных закона. Суть предложений состоит в том, чтобы упорядочить доступ к гостайне для глав муниципальных образований, руководителей региональных и местных представительных органов власти.

Правовая коллизия

По мнению приморских парламентариев, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации имеется правовой пробел. Дело в том, что в соответствии со ст. 21 закона РФ «О государственной тайне» допуск оформляемого лица к сведениям, составляющим гостайну, осуществляется на основании решения руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения, организации. Вместе с тем в документе не указано, кто принимает решение о допуске к государственной тайне для руководителей законодательных органов государственной власти субъектов, глав муниципальных образований, руководителей представительных органов местного самоуправления. В связи с чем, как напомнил руководитель комитета по региональной политике и законности Джамбулат Текиев, «председатели и главы сами себе открывали доступ к гостайне».

Как сообщил депутат Александр Лось, подобная практика не соответствовала инструкции по государственной тайне. Дабы упорядочить данную процедуру, приморские депутаты инициировали логичное решение. В ст. 21 федерального закона предлагается добавить положение: решение о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, для вышеуказанных лиц осуществляет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Притом сохраняется обязательная процедура проверочных мероприятий, предусмотренных законом.

Тайна и эффективность

Впрочем, такие поправки были бы неполными без инициации изменений в другой федеральный закон — №?131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Сегодня, согласно закону, глава муниципального образования может избираться местной думой из числа кандидатов, представленных по результатам конкурса, и в этом случае возглавляет местную администрацию. Именно по такому принципу организована система МСУ в Приморском крае.

Главы мунобразований, возглавляющие местные администрации, наделены полномочиями по решению вопросов, касающихся участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий их проявлений; организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, а также по мобилизационной подготовке. Эти сведения относятся в государственной тайне, главе нужен допуск «по второй форме».

Основаниями для отказа в доступе к гостайне могут быть наличие судимости или родственников за границей. Пока закон не препятствует таким лицам избираться и быть избранными главами.

Как считают депутаты, эффективно исполнять свои обязанности в столь важных сферах, как мобилизация или антитеррор, без наличия допуска к гостайне глава не может. Между тем в федеральном законе отсутствует такое основание для досрочного прекращения полномочий мэра, как неполучение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Краевые законодатели предлагают исправить это.

Плохой пример Находки

Инициативы приморских депутатов после одобрения на очередной сессии Заксобрания рассмотрит Совет законодателей РФ. Прокуратура края считает их весьма полезными. В письме прокурора края Сергея Бессчасного в адрес спикера ЗС ПК указано: отсутствие надлежащего правового регулирования может привести к ситуации, когда главой будет избран человек, в отношении которого имеются основания для отказа в допуске к гостайне. Такая ситуация сложилась, например, в Находкинском городском округе. И фактически привело к параличу власти в городе.

Напомним, Андрея Горелова, экс-главу Находки, утверждали через конкурсную комиссию в 2016 г. Прежде он руководил правовым отделом аппарата городской думы, а еще до того — был транспортным прокурором города. На этой должности, кстати, у него и возникли проблемы с допуском к гостайне. Муниципальных депутатов, когда они голосовали за Горелова, предупреждали о возможных проблемах в дальнейшем, но призывы были проигнорированы. Впрочем, в последующем, когда Горелов вступил с депутатским корпусом в конфронтацию, о пробелах в биографии ему напомнили.

На заседании комитета заместитель председателя ЗС ПК Сергей Кузьменко отметил: «Законы меняются. Сегодня у нас главы проходят конкурсную комиссию, завтра будут избираться всенародно. Каким образом лишить полномочий человека, избранного десятками тысяч? Как этот фильтр будет работать?»

На взгляд юристов ЗС ПК, ничего не мешает внести в уставы муниципалитетов такие положения, что запрещали бы участие в конкурсных процедурах лицам, которым может быть отказано в допуске к гостайне.

Отношение к инициативам Заксобрания у политобозревателей двоякое. «На мой взгляд, если данные инициативы получат ход и будут приняты на федеральном уровне, ничего особо не изменится, — считает политолог Андрей Кудисов. — Круг лиц, которые имеют специальный допуск, вполне определенный, расширять его, думаю, никто не будет. Другой момент: были процедурные вопросы, связанные с ненадлежащим исполнением действующего законодательства. Которые повлекли за собой определенные последствия. Но это юридическая казуистика, не более того. Усовершенствуется процедура. Думаю, все эти пробелы можно было бы урегулировать и в рамках действующего законодательства».

«Внесение законопроекта такого плана выглядит как очередной механизм вмешательства в дела местного самоуправления, которые по закону независимы от государственной власти, нарушение Европейской хартии местного самоуправления, — говорит политолог Влас Копейкин. — Можно говорить о подрыве доверия к существующей власти, ибо закон может использоваться как давление на глав муниципальных образований, что мы и наблюдали на примере главы города Находки. По какому признаку могут дать или дать допуск к гостайне, мы никогда не узнаем.

Если это действительно так важно, как говорит нам ФСБ или прокуратура, то принимать законопроект в таком виде все равно не стоит. В законе о гостайне в статье «Особый порядок допуска к государственной тайне» стоит приравнять глав муниципальных образований к депутатам Госдумы РФ и членам Совета Федерации, что даст возможность получить допуск без проведения проверочных мероприятий. В целом этот законопроект несет в себе нарушения конституционных прав граждан. Статья 32 Конституции гласит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Константин СЕРГЕЕВ

КОММЕНТАРИЙ
 
Александр Ролик, председатель Законодательного собрания Приморского края: «Вопросы допуска к государственной тайне руководителей, занимающих выборные должности, сегодня законодательством в полной мере не урегулированы. Например, не ясно, кто должен оформлять допуск председателям законодательных собраний субъектов Российской Федерации или руководителям органов местного самоуправления. У них нет прямого руководства, эти органы самостоятельны. Я лично с этим столкнулся, когда занял должность председателя ЗС ПК. Мы изучали практику в других регионах, и везде эта проблема решается по-разному. Так не должно быть. Требуется единый порядок допуска к государственной тайне. Поэтому мы и предлагаем внести изменения в закон Российской Федерации «О государственной тайне», в соответствии с которыми право оформлять допуск к государственной тайне лицам, занимающим выборные должности на территории субъектов Российской Федерации, предоставляется высшим должностным лицам данных субъектов».
Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ