Виталий Слюсарев: «Превращать ГУМ в музей нелепо и бессмысленно»

Ответственный за владивостокский ГУМ о реставрации, будущем и обвинениях
Из личного архива героя публикации | «Превращать ГУМ в музей нелепо и бессмысленно»
Из личного архива героя публикации

Почти в каждом крупном городе есть старинный центральный универмаг, который воспринимается не только как торговая точка, но еще и как историческая достопримечательность. Во Владивостоке  таким всегда был «Владивостокский ГУМ». Но за последние десять лет популярность этого магазина с богатой историей померкла на фоне новых торговых центров. Исправить ситуацию взялись профессиональные московские девелоперы с американскими корнями («К» уже рассказывал о приходе во Владивосток компании «Storm Properties»). Однако, как оказалось, перспективный торговый объект обременен массой серьезных проблем. Каких именно? Об этом в интервью «К» рассказал Виталий Слюсарев (на фото), исполнительный директор ОАО «Владивостокский ГУМ». 

- Недавно при проведении внеплановой проверки хода реставрации здания «Владивостокского ГУМа» сотрудниками департамента культуры Приморского края были выявлены нарушения. По ее итогам было выдано предписание о приостановке строительных и любых хозяйственных работ. Что произошло?

- ВГУМ представляет собой первый в мире универсальный магазин, первое каменное здание во Владивостоке, построенное по уникальному проекту, и вполне естественно, что существует пристальное внимание к такому историческому памятнику со стороны властей и контролирующих органов. В настоящее время реализуются два совершенно разных проекта, которые иногда путают. Первый – приспособление к современному использованию исторического здания по адресу: Светланская, 35. Проектом предусматривается фасадная и внутренняя реставрация здания.  Второй – так называемый проект «Новый ГУМ», который осенью обсуждался на Градостроительном совете Владивостока. Согласно ему во дворе ВГУМа  должно появиться совершенно новое здание. Сейчас второй проект находится в процессе подготовки различных заключений экспертов. 

Наша задача — создать многофункциональный комплекс, представляющий собой гармоничное сочетание культурно-исторических форм Владивостока и современных технологий, симбиоз культурного наследия и новейших современных решений. Вместе с этим данное здание – «визитная карточка» города. Учитывая это, реставрационные работы начались только после разработки и утверждения проектной документации, которая стала основой для дальнейшей процедуры восстановления и ремонта архитектурного памятника. Весь пакет документов на проведение реставрационных работ прошел согласование во всех надзорных инстанциях. Реставраторы используют комплексный метод реставрации, когда современные технологии и материалы сочетаются с тончайшим ручным трудом, что обеспечивает осторожное и трепетное отношение к памятнику истории и культуры. 

- Некоторые СМИ между тем сообщали, что «ремонтные работы, которые проводятся внутри помещения, не согласованы и требуют детальной проработки». Как вы это объясните?

- Многие из прозвучавших в СМИ обвинений, мягко говоря, не аргументированы. Они были сделаны на основании фотографий подготовительных работ в помещениях, а не анализа всего проекта или конечного вида интерьера. Хочу еще раз подчеркнуть, что для нас главное, чтобы все запланированные работы были выполнены профессионально, качественно и с полным соблюдением имеющихся у нас охранных обязательств. Именно для этого в рамках реализации на территории двора проекта «Новый ГУМ» мы заказали историческую культурную экспертизу, к выполнению которой в качестве эксперта была привлечена Анна Вадимовна Мялк, начальник отдела реставрации Дальневосточного филиала ФГУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры». И мы очень признательны Анне Вадимовне за то, что, проводя эту экспертизу, она не оставила без внимания ход реставрационных работ по совершенно иному проекту. Благодаря ее профессиональному подходу были вовремя замечены несоответствия, которые допустил подрядчик при монтаже потолочных конструкций.  Безусловно, эти несоответствия стали бы очевидны во время приемки объекта и они были бы устранены, потому что надзорным органом в лице департамента культуры Приморского края выстроена такая система контроля – без необходимых лицензий и согласований реставраторы шуруп лишний не вкрутят. Но времени, сил и средств для приведения в соответствие на завершающем этапе было бы затрачено  неизмеримо больше. 

- Поэтому, несмотря на  все имеющиеся заключения экспертиз и разрешения на проведение работ, вы прекратили все работы, как только получили соответствующее предписание департамента культуры Приморского края?

- Предписание – это юридически значимое действие надзорного органа, мы не можем его игнорировать. И мы согласны, что в этой ситуации лучше не спешить, подстраховаться, еще раз перепроверить всю рабочую документацию, чем мы сейчас и занимаемся совместно со специалистами департамента культуры Приморского края. В вопросах сохранения исторического наследия надо действовать бережно и осторожно – это наша однозначная позиция. Доказательством может служить реставрация фасадов и внутренних помещений ГУМа, которую мы выполнили за последние полтора года.

- Завершить все работы в старом ГУМе вы планировали в конце марта — начале апреля 2014 г. Как отразится на сроках решение департамента культуры?

- Предписание на устранение неточностей выдано 14 февраля сроком на один месяц, т.е. до 14 марта все должно быть исполнено. Безусловно, это сдвигает сроки ввода в эксплуатацию. На какой срок – оценить пока затруднительно.

- Как это отразится на стоимости проекта?

- Время – деньги. Поэтому любые корректировки по срокам отражаются в том числе и на бюджетной части проекта. Безусловно, определенных финансовых потерь не избежать. Но подчеркну, что для нас главное здесь — соблюдение всех охранных обязательств и сохранение исторической составляющей интерьеров.  Поэтому и реставрационные работы, и приспособление к современному использованию  ведутся исключительно лицензированной компанией-реставратором с учетом рекомендаций Министерства культуры. 

- Что конкретно предполагается реализовать в помещениях старого ГУМа?

- Во-первых, установить систему кондиционирования. Летом в ГУМе было невыносимо жарко, из-за климатической влажности грибок разъедал ценные интерьеры. Современная система кондиционирования решит эту проблему.

Во-вторых, система пожаротушения – едва ли кого-то надо убеждать в ее необходимости. Наличие системы пожаротушения – это требование закона. Ни один современный торговый центр без нее представить невозможно. А исторический объект тем более необходимо защищать от пожара, иначе не только интерьер, но и все это здание может быть потеряно безвозвратно. У Кунста и Альберса в торговом доме все было передовое, все технические новинки сразу брались на вооружение – первый в городе лифт, первый телефон. Безусловно, они бы оснастили свое детище и системами кондиционирования и пожаротушения, если бы те существовали на тот момент. К сожалению, таких систем не было, и даже размещение их не было предусмотрено. В разработанном проекте приспособления помещений к современному использованию предусмотрено понижение уровня потолка для монтажа этих необходимых зданию систем. При этом историческая лепнина остается в целости и сохранности на своем месте. А для того чтобы горожане могли любоваться ею, проектом предусмотрено дублирование лепнины на новом уровне потолка (точная копия из тех же самых материалов). Старинная лепнина будет выделена и подчеркнута подсветкой, что придаст ощущение торжественности и праздничности интерьеру здания по ул. Светланской, 35. Это предусмотрено проектом, но на данный момент не реализовано на объекте. 

К сожалению, у нас имеется заключение  экспертизы о значительном износе исторической плитки, которой, не будем забывать, более 100 лет. Экспертиза рекомендовала законсервировать плитку с выделением отдельных зон для визуализации. Рядом будет установлена табличка, рассказывающая о ее происхождении и исторической ценности. Почему невозможно оставить ее на всех площадях как есть? Дело в том, что в современном торговом центре необходимо монтировать тяжелое стеллажное оборудование, которое может проломить изношенную историческую плитку, чего  нельзя допустить ни в коем случае. Верхний же консервирующий слой предназначен именно для сбережения плитки. У нас уже есть опыт такой консервации и снятия защитного слоя через определенное время – и эксперты, и надзорный орган могли убедиться, что плитка не пострадала.

- До сих пор многие спорят, что такое ГУМ — универсальный магазин или музей. 

- Исторически это здание было торговым домом, и оно должно остаться с этой функцией, превращать его в музей нелепо и бессмысленно. Делать в историческом здании реконструкцию или нет? Нужен ли Владивостоку современный торговый центр с кондиционируемыми помещениями, современной системой пожаротушения? Думаю, все согласятся, что да. На текущий момент во Владивостоке можно увидеть множество торговых центров, которые строились в соответствии с представлениями 5–10-летней давности. Многие из них не имеют четкой концепции, а планировочные решения не соответствуют требованиям федеральных и международных ритейлеров. Это становится серьезным барьером на пути к привлечению сетевых операторов во Владивосток, а следовательно, и покупателей в торговые центры. Но в случае зданий Владивостокского ГУМа необходимо еще и сохранение исторически ценных составляющих интерьера – это наша однозначная позиция. 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ